Найти в Дзене

4 причины не проходить в школе «Муму» И.С. Тургенева: моё личное мнение

«Муму» — на мой взгляд самое страшное и жестокое произведение, которое проходят в школе. Поясню.

Пятый класс, мне 9-10 лет. Получаю домашнее задание по литературе прочитать рассказ «Муму».

Подруга (восьмиклассница) советует этого не делать, но я спорю. Задали, значит, надо. Тем более, про собаку. Я же их люблю. Даже мечтаю о том, что когда-то заведу в квартире большую немецкую овчарку. Как в сериале, да. И Рексом назову.

Ага, как же. Реветь я начала ещё не дочитав рассказ до конца. Крупные солёные слезинки капали прямо в учебник. Бумага намокала и пузырилась. Нос заложило, а я читала в надежде на счастливый конец.

Картинка сгенерирована НС "Шедеврум"
Картинка сгенерирована НС "Шедеврум"

Помню, даже мама из кухни прибежала, услышав мои рыдания. Я всхлипывала, утирала слёзы вперемешку с соплями, пытаясь объяснить причину. Но она и так всё поняла. Пожалела и ушла обратно. А я осталась с этим ужасом и долго потом не могла заснуть.

Отсюда причина №1. Травмирование психики

Вспомните как описывает автор момент убийства собаки, его верного и преданного друга (на минуточку, да). Коротко, но достаточно, чтобы представить всё в красках: верёвка, кирпичи, лодка.

Ни капельки не гуманно, а очень даже жестоко читать такое в 10 лет.

Причина №2. За предательство друга и свои детские слёзы я затаила обиду на автора и предвзято относилась ко всем его произведениям школьной программы. И классической литературе в целом.

Какое-то время вообще не хотелось читать что-то из заданного. А вдруг опять кому-то сделают плохо.

Причина №3. Пропаганда не по возрасту

Рассказ написан в 1854 году. Из уроков истории (класс так восьмой навскидку) помню, что крепостное право отменили в 1861. Отсюда делаю вывод, что произведение написано с целью пропаганды и подогрева интереса и ненависти к крепостному праву.

Это не плохо. Но! В пятом классе на уроках истории дети ещё не проходят эту тему, поэтому не совсем понятно почему ребёнок должен читать «Муму» лет на пять раньше того времени, когда что-то сможет в нём понять. Для меня-ребёнка это произведение о предательстве и жесткости. Без скрытых смыслов. Просто зло.

Причина №4. Сочинения

Мало прочитать. Нужно же ещё сочинение писать. Оправдывать поступок Герасима. Какой он молодец. Тьфу! У ребёнка в голове шок, а ему ещё и про «нравственную силу» писать.

Я за адекватность. Произведения нужно читать тогда, когда получится понять их смысл. Не вдолбленный учителем, а именно понятый самим ребёнком. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского я, кстати, не дочитала. Потому что в том возрасте не понимала для чего всё это написано. И почему я должна тратить на него своё время.

Можете поспорить со мной. Но я хочу, чтобы мои дети понимали, что читают.