В книге "Путешествие по Северному морю: Искусство в эпоху постмедиальности", Розалинд Краусс расширяет анализ Клемента Гринберга о модернизме, стремящемся к "чистоте" искусственных форм, добавляя новый контекст для понимания современного искусства. Она утверждает, что хотя желание сохранить чистоту формы в искусстве не утратило своей актуальности, само понятие "формы" претерпело значительные изменения. Искусство больше не ограничивается живописью или скульптурой; оно требует от художников очищения сущности искусства самого по себе.
Краусс выделяет три ключевых "нарратива" в развитии концептуального искусства, чтобы глубже понять постмедиальное состояние. Она обращает внимание на парадокс абстрактного искусства: его стремление к автономии при одновременном соответствии коммерческому общественному дискурсу. Концептуалисты, по словам Краусс, не столько отвергали коммерциализацию, сколько пытались взаимодействовать с ней, стремясь превозмочь индустриализацию, оставаясь в рамках её систем.
Один из ярких примеров, который Краусс приводит для иллюстрации постмедиального состояния, — это работы Марселя Бротарса. Его случайные надписи "Рис. 1", "Рис. 2" на различных объектах демонстрируют смешение искусства с повседневной жизнью, подчеркивая тесную связь между постмедиальным искусством и современностью.
Через этот анализ Краусс не только расширяет понимание модернистского стремления к чистоте форм, но и предлагает новый взгляд на то, как современное искусство может найти свою "сущность" в условиях постмедиальности.
В своих работах Краусс акцентирует внимание на увеличившемся чувстве разнообразия в медиапространстве, отходя от традиционных представлений о единстве и чистоте. Она рассматривает два ключевых нарратива: один завершается размышлениями о телевидении как о средстве массовой информации, где идея художественного "ядра" размывается из-за широкого спектра деятельности; другой нарратив затрагивает постструктуралистскую теорию, опираясь на мысли Жака Деррида об индивидуальной зависимости от внешних источников информации.
Бротарс, активно участвуя в дискурсах Деррида и Мишеля Фуко, предвидел, как институциональная критика, представленная как "искусство в форме теории", со временем станет зависимой от поддержки тех же институций, которые она критикует. Это привело к пониманию, что каждый художественный авангард в конечном счете питает своего "врага". Краусс выделяет Бродтарса за его способность видеть парадоксы постмедийного мира и находить в них спасение для искусства.
Она также обращается к мысли Вальтера Беньямина о том, что наибольший потенциал формы проявляется в момент ее создания и устаревания. Бродтарс ценил устаревшие формы, такие как раннее кино, видя в них возможность для искупления. Его работы, включая поэтическую переработку Шарля Бодлера “Я враг движенья, смещения линий” и фильм "Путешествие по Северному морю", демонстрируют путешествие через сложные слои медиапространства.
Эти произведения позволяют осознать, как старые практики взаимодействуют с новыми, становясь частью более широкого контекста. В целом, Бродтарс использует художественную литературу и кинематограф как средства для изучения сложной природы реальности, опираясь на вымысел для раскрытия ее многослойности.
Розалинд Краусс исследует эволюцию искусства от модернизма, который стремился к чистоте формы, до эпохи постмедиа. В ее работах видно, как она отмечает переход от традиционных модернистских идей, описанных Клементом Гринбергом через концепцию "специфичности", к новому пониманию в рамках постмодернизма и постмедиа.
Автор делает различие между постмодернизмом, который она связывает с такими формами как видеоинсталляции и интермедии, рассматривая их как выражение капиталистической культуры, и "дифференциальной спецификой". Последняя представляет собой попытку сохранить художественную ценность в условиях постмедиа, признавая сложность и многообразие форм.
Основываясь на работах Бротарса, Краусс предлагает "дифференциальную специфику" как способ переосмысления устаревших форм и создания нового художественного пространства. Таким образом, Краусс создает новую художественную сферу, которая допускает понятия искусства, теории искусства и эстетики, связанные с капиталистическим обществом, но неотличимые от него.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Заметки на полях странно категоричной книги “Что такое искусство?” Артура Данто
• Несколько мыслей о Клементе Гринберге и его наследии
• Заметки на полях книги “О новом. Опыт экономики культуры” Бориса Гройса
• Картографический импульс Светланы Алперс
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗