Программные задачи:
- формировать у детей представления об овощах, их полезных свойствах, основы правильного питания — желание употреблять овощи в пищу;
- развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, восприятие, мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в процессе двигательно-игровой деятельности.
Материал и оборудование:
- лист ватмана с контурами овощей;
- свежие овощи: морковь, капуста, лук, свёкла, огурец, помидор, картофель, семена фасоли и гороха, кусочки свежих овощей (огурец, помидор, капуста, морковь), варёных овощей (картофель, свёкла);
- одноразовые тарелки, вилки;
- куклы бибабо (курочка, мышка, зайчик, дед, баба, внучка);
- дуга для подлезания, верёвка, 2 корзины, 2 куклы, лежащие в кроватках, столик с игрушечной посудкой, макет домика;
- по количеству детей: мешочки с овощем внутри, по 2 коробочки (на одной нарисован круг, на второй — овал), шапочки-маски овощей.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя («Что такое овощи», «Такие вкусные и полезные», «Блюда из овощей»);
- беседы с детьми («Что растёт на огороде», «Для чего мы едим овощи», «Что из овощей нам готовит мама», «Обед»);
- дидактические игры («Что растёт на огороде», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Помоги собрать урожай», «Посмотри и назови», «Что лишнее», «Овощное лото», «Овощной магазин»);
- пальчиковые игры («Овощная ладошка», «Мы собрали урожай», «Салат», «Поварята»);
- рассматривание предметных картинок, овощей и их муляжей, хороводные игры «Огород», «Соберём урожай».
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, у нас случилась неприятность — заболели наши куклы. (Дети подходят к куклам, лежащим в кроватках.)
Давайте им поможем. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Гулять на свежем воздухе, делать зарядку, мыть руки, есть овощи.)
А зачем нужно кушать овощи и фрукты? (В них много витаминов.)
Давайте для наших кукол соберём целую корзину овощей. Пусть кушают и выздоравливают! Какие овощи вы знаете?
Пальчиковая игра «Овощи»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем овощи называть.
(Сгибают и разгибают пальцы рук.)
Дети по очереди называют овощи.
В. Ребята, где растут овощи? (На огороде.) Я предлагаю отправиться в сказку на чудо-огород, где растёт много полезных овощей. Согласны? (Да!) А вы нас, куклы, подождите, чаю с малиновым вареньем пока попейте. (Сажают кукол за столик.)
Воспитатель берёт корзину. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
В. Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Посчитаем: раз, два, три,
(Закрывают глаза, в это время выставляют макет домика и «огород» — лист ватмана, на котором нарисованы контуры овощей.)
Вот мы в сказке, посмотри!
(Открывают глаза.)
Вот и чудо-огород. Только урожай уже собрали. Что же тут росло?
Игра «Узнай и назови»
Детям необходимо узнать по контуру изображённые овощи и назвать их.
Появляется курочка (воспитатель надевает на руку куклу бибабо и ведёт с детьми диалог).
В. Курочка, дай нам, пожалуйста, горох.
Курочка. А зачем вам горох?
В. Кукол угостить, чтобы они были здоровыми, красивыми и сильными.
Курочка. Хорошо, только переберите семена гороха и фасоли.
Игра «Раз — горох, два — фасоль»
Дети сортируют семена и помещают горох в ёмкость с нарисованным кругом, а фасоль — с овалом.
Курочка отдаёт детям горох. Дети благодарят её, кладут горох в корзину.
В. Теперь нам нужна мышка.
Дети идут на носках.
В. Тихо, тихо мы идём,
Мышку мы сейчас найдём.
Появляется мышка.
В. Мышка, дай нам, пожалуйста, картошку. Мы отнесём её куклам, чтобы они были здоровыми, красивыми и сильными.
Мышка. Хорошо. Я дам вам картошку, если отгадаете, где она.
Игра «Узнай на ощупь»
Каждому ребёнку дают маленький мешочек с овощем. Необходимо на ощупь его отгадать, назвать и показать.
Дети кладут картофель в корзину, благодарят мышку.
В. Теперь пойдём искать зайчика, а приведёт нас к нему волшебная дорожка.
Дети идут друг за другом по извилистой верёвке, появляется зайчик.
В. Зайчик, дай нам, пожалуйста, морковку. Мы её куклам отнесём, чтобы они были здоровыми, красивыми и сильными.
Зайчик. Хорошо, я дам вам морковку, если поиграете со мной.
Хороводная игра «Овощи»
Как на нашем огороде чудо-овощи росли.
(Дети в шапочках-масках овощей идут по кругу.)
День росли, два росли, вот и выросли!
(Приседают и постепенно встают.)
Эй, морковка, в круг выходи
И для нас попляши!
(«Морковка» пляшет в кругу.)
Таким образом по очереди вызываются все «овощи». Зайчик отдаёт морковь. Дети благодарят его.
В. Ребята, что лежит в нашей корзине? (Горох, картофель, морковь.) Молодцы, а остальные овощи мы возьмём у деда из сказки «Репка».
Дети выполняют упражнение «Проползи в воротца» и подходят к «домику».
В. Ребята, чтобы попасть в домик, нужно выполнить задание.
Игра «Какого цвета овощи»
Воспитатель называет каждому ребёнку овощ, детям необходимо сказать, какого он цвета, и пройти в «домик».
За столом сидят дед, бабка и внучка.
В. Семья деда обедает, они едят овощной салат. Нам нужно отгадать, из каких овощей он приготовлен.
Игра «Узнай на вкус»
Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза. Детям необходимо на вкус узнать свёклу, картофель, огурец, помидор, капусту, морковь.
Дед отдаёт корзину, в которой лежат свёкла, огурец, помидор, капуста. Дети благодарят его и прощаются.
В. Вот сколько овощей мы собрали! Назовите их. (Ответы детей.) А теперь пора возвращаться, куклы нас уже заждались.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
В. Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Посчитаем: раз, два, три,
(Закрывают глаза, в это время убирают макет домика и «огород».)
Вот мы в группе, посмотри!
(Открывают глаза.)
Дети отдают куклам корзину с овощами.
В. Вот вам, куколки, корзинка,
А в корзинке — витаминки.
Вкусные, чудесные,
Круглый год полезные.
Ешьте, угощайтесь,
Здоровья набирайтесь!
Куклы благодарят детей.
В. Ребята, кому мы помогали? (Куклам.) Что мы для них сделали? (Собирали овощи.) Зачем нужно есть овощи? (В них много витаминов. Они полезны для здоровья.) Молодцы!