Здравствуйте! Сегодня хочется поговорить о тревожном ребенке.
Вообще, тревожность связана с переживанием и ожиданием эмоционального неблагополучия. Такие предчувствия угрозы говорят о том, что важные возрастные потребности ребенка не удовлетворены. Тревожный ребенок – это вообще такая деликатная тонкая тема, которая беспокоит многих родителей, педагогов и самого ребенка. Испытывающий тревогу ребенок может проявлять различные симптомы, которые могут негативно сказываться на его физическом и эмоциональном благополучии. Переживания тревоги являются одним из самых тягостных психологических состояний.
Вот такая разлитая тревога проявляется в ощущении неопределенной угрозы и неясного чувства опасности. Просто ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности. Когда ребенок чувствует тревогу, его сердце может начать биться быстрее, дыхание учащается, а мысли заполняются личными сомнениями и страхами. Он может испытывать беспокойство по поводу оценки своих действий и постоянно переживать о том, как его воспримут окружающие.
Конечно, у всех тревожных людей тревожное беспокойство проявляется в двигательном возбуждении, непоследовательности в поступках, нередко чрезмерном любопытстве и стремлении заняться любой, даже бессмысленной деятельностью. Если родители часто ставят запреты ребенку, то у него вырабатывается определенная стратегия поведения в разных ситуациях, и уже к четырем-пяти годам может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неполноценности, которые могут быть вызваны отказом, а не потребностью и желанием.
Поэтому родителям вместо того, чтобы быть источником тревожности, необходимо вовремя направлять поведение ребенка и помогать разобраться ему в проблеме.
Конечно, тревожный ребенок страдает уже с раннего возраста от низкой самооценки и имеет трудности в установлении социальных контактов. Частой причиной тревожности у ребенка становятся неблагоприятные ситуации в семье и в школе. Обучение в школе связано с познанием нового, проверкой получаемых знаний на практике, и конечно же, оно всегда сопровождается небольшим повышением тревожности у детей.
Если ребенок уже с первого класса очень тревожен, то соответственно он может начать плохо учиться, но это не значит, что у него плохие интеллектуальные способности. Просто повышенная тревожность становится серьезной помехой как в учебе, так и в жизни. Часто причины повышенной тревожности у ребенка кроются в семье, а школа, как подсвечивает уже имеющиеся проблемы. Как следствие, повышенная тревожность оказывает негативное влияние не только на формирование личности, но и на интеллектуальное и творческое развитие ребенка. То есть, как правило, тревожность затрудняет развитие творческих способностей, и ребенок все время боится допустить ошибку. Он не может быть свободным, так как у него постоянно присутствует внутреннее напряжение и неудовлетворенность результатами какой-то деятельности или учебы.
Допустим, развод родителей, переезд, ссоры или враждебные отношения со стороны одноклассников - все это может вызывать тревогу у детей. Дети часто боятся машин, собак, детей, которые старше их, так как это воспринимается ими как источник опасности и боли, или физического дискомфорта. Тревога также может возникать из-за потери любви. Дети очень болезненно переживают свои школьные неудачи и боятся лишиться родительской любви, особенно если в семье используются авторитарные методы воспитания, что включает в себя безоговорочное подчинение и жесткие правила.
В такой семейной атмосфере тревога может появляться в результате ощущения недостаточности и самоуничижения. Чувство вины также может снижать уверенность в себе и мешать ребенку добиваться поставленных целей. Новые и постоянно меняющиеся условия также могут вызывать тревогу у детей. Родителям следует обращать внимание и избегать установления жестких рамок и ограничений, так как запреты могут спровоцировать рост тревожности, особенно у детей, которые уже склонны к этому, и, к сожалению, такие тенденции могут закрепляться.
Здесь, наоборот, нужны любовь и внимание. В результате неудовлетворения важных потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание принятие неудач, неуверенности, потери самоуважения. Такие дети уже с детства стараются найти причины своих неудач в других людях - родителях, учителях, друзьях. Такой ребенок боится признаться себе, что причина неудачи может быть в нем самом. Если же ребенку постоянно говорят, что он неудачник, он проявляет раздражительность, агрессию, обидчивость, а иногда даже агрессивное поведение и общение.
К сожалению, такие трудности могут привести к развитию невроза, когда ребенок, боясь допустить ошибку и вызвать насмешки сверстников, отказывается ходить в школу, не слушает слова учителей, поскольку черезмерно напряжен и погружен в свои переживания. Здесь важно помнить, что тревога - это нормальная эмоция, которая может появиться у любого человека. Однако, если тревога начинает мешать повседневной жизни, влиять на успехи в учебе, нахождение в обществе, следует срочно принять меры для смягчения ситуации.
Первое, что можно сделать - отвести ребенка на консультацию к высококвалифицированному психологу, который успешно работает с детьми.
Жду всех на консультации!
-Телеграмм канал: t.me/psystudiov
-Инстаграмм: www.instagram.com/...kxOXJ5cQ==
#тревога #тревожныедети #дети #подростки #родители #воспитание #тревожность #психология #психолог