Идею Гнома в конце 80-х годов подарил конструкторскому коллективу ВАЗа П. Прусов (создатель «Нивы»), бывший тогда заместителем главного конструктора. Он же дал и оптимальные основные характеристики будущего автомобиля. Над экстерьером «Гнома» поработал дизайнер Е. Лобанов. Кроме них над проектом работали конструкторы Н.Тазтдинов, С. Брусянин и Я. Сидоров, а так же экономист А. Алёнин, слесарь А. Фёдоров и другие специалисты. А уже в 1992 году опытный автомобиль ВАЗ-1151 «Гном» был представлен на Московском автосалоне. Миниатюрный городской хэтчбек длиной всего 2,65 метра имел посадочную формулу 2+2: два взрослых места спереди и два усечённых «детских» места сзади. Снаряжённая масса машины составляла 490 кг.
ВАЗ-1151 «Гном» был построен с использованием узлов и агрегатов «Оки», от неё же позаимствовали и двухцилиндровый карбюраторный двигатель объёмом 649 куб. см и мощностью 30 л. с. По своей сути, этот маленький моторчик, представлял собой половинку Восьмерочного 1.3, дополненного д