Цель: обучить детей-дошкольников мерам противопожарной безопасности.
Задачи:
- формировать представления о пожарной безопасности: правилах использования спичек, пользования электрическими приборами;
- развивать умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к взрослым, позвонить в пожарную часть;
- повышать общий и эмоциональный тонус организма детей; совершенствовать физические качества, развивать координационные и скоростно-силовые способности;
- воспитывать ответственное отношение к собственной безопасности.
Материал и оборудование: макет избушки, плоскостной макет леса, 2 детских столика, 2 игрушечных телефона с телефонными номерами «101» и «112», мяч, детская гладильная доска и утюг, бутафорский коробок спичек, 2 макета костра, 2 муляжа огнетушителя, шапочки огоньков, шапочки дождинок, аудиозаписи звуков спичек и огня, музыка для эстафет.
Действующие лица: коза и волк — взрослые, ведущий — руководитель физического воспитания, 7 козлят — воспитанники старшей группы.
Ход проведения праздника
Зал оформлен в виде лесной поляны с макетом избушки, перед которой стоят 2 детский столика с телефонными аппаратами. Дети заходят в зал и присаживаются на заранее отведенные им места.
Ведущий.
Сегодня в сказку мы отправимся,
А с кем там повстречаемся
Узнаете, ребятки,
Из этой вот загадки:
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи.
Я варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома.
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)
Ведущий. Правильно, ребята, это огонь. Огонь согревает наш дом, на огне мы готовим пищу. С помощью огня можно испугать и прогнать хищного зверя в лесу, подать сигнал бедствия. Но если с огнем обращаться неосторожно, он может превратиться в грозного врага.
Ну а теперь, пора нам собираться
И в сказку отправляться.
В паровозик становитесь,
Друг за друга не держитесь.
Звучит аудиозапись ритмичной музыки. Дети строятся в колонну друг за другом и идут за направляющим в обход по залу, выполняя следующие виды ходьбы и бега:
Ведущий.
По лесной дорожке
Шагают наши ножки.
(обычная ходьба).
Как деревья в лесу высоки
Покажите, малыши. ходьба на носках, руки вверх
Между сосен и берез
Мы крадемся словно еж. ходьба в полуприседе
Снова наши ножки
Шагают по дорожке. обычная ходьба
В лес дремучий мы попали
Между елок зашагали. ходьба змейкой
А теперь раз, два, три,
Все бегом, малыши. спокойный бег
Между елок и берез
Побежал наш паровоз. бег змейкой
Ветер дует все сильней,
Ну а мы бежим быстрей. бег с ускорением
Ветерок стихает,
Малыши шагают. спокойная ходьба.
Мы бежали и шагали,
В сказку с вами мы попали,
Здесь присядет наш народ,
Посмотрит что произойдет.
Дети присаживаются на заранее отведенные им места.
Но прежде запомнить должен каждый,
Что с огнем шутить опасно.
Правило это касается каждого,
Правило это самое важное!
На улице и в комнате
Везде, ребята, помните:
«СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ — В СПИЧКАХ ОГОНЬ!»
Двери в сказку открываем
И тихонько наблюдаем.
Звучит аудиозапись отрывка из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» композитора А. Рыбникова. Открывается занавес, за которым стоит избушка. Перед избушкой Коза и семь козлят.
Ведущий.
У леса на опушке
Жила Коза в избушке.
С нею семеро ребят,
Семь забавненьких козлят.
Коза.
Ах, козлятушки вы ребятушки,
Остаетеся вы без матушки,
Ваша мама в город пойдет,
Вам подарков принесет.
С серым волком не водитесь,
А за книжки лучше садитесь.
Если вдруг беда случится —
В доме что-то загорится,
К телефону подбегайте
И пожарных вызывайте.
Мама-Коза уходит, а козлята, попрощавшись с ней, забегают в домик.
Ведущий. Ушла мама Коза, и остались козлята в доме одни. Узнал про это серый Волк-проказник и решил к козлятам в гости напроситься, чтобы с ними порезвиться.
Волк (из-за елки, передразнивая Козу).
С огнем не играйте,
Книжки читайте… Тьфу!!!
Не люблю таких послушных
И примерненьких детей.
С ними скучно, очень скучно,
Нужно что-то веселей!
Вот устроить бы мне праздник,
Чтоб кричали все: «Горю! Горю!
Помогите! Помогите!
Из огня скорей спасите!»
Волк подходит к домику козлят и стучится к ним в дверь.
Тук — тук — тук!
Я ваш друг!
Дверь, ребятки, открывайте
И со мною поиграйте.
Козлята выходят из домика.
Я Волк-проказник, хулиган,
Устроим с вами тарарам?
Козлята. Ура!
Волк.
Вот смотрите, дети, — спички.
С ними весело играть,
Ими можно поджигать.
Давайте вместе поиграем
И все вокруг поподжигаем.
Волк показывает детям бутафорский коробок спичек и прячется вместе с козлятами за домик. Оттуда раздается шум и гам. В это время воспитатель выносит и ставит 2 макета костра, прислонив их к столикам. Звучит аудиозапись шума огня.
Волк (выбегает и говорит в сторону зрителей).
Ого! Как жарко здесь стало!
Надо бежать, пока мне не попало.
Волк убегает и прячется за ширмой. Появляются козлята.
1-й козленок. Горим! Горим!
2-й козленок. Помогите! Помогите!
3-й козленок. Из огня вы нас спасите!
Ведущий.
Ах, козлята! Ах, проказники
Со спичками играли безобразники
Ребята, нужно козлят спасти
Пока не случилось беды.
Ведущий спрашивает у зрителей, чем можно затушить огонь (водой, огнетушителем, засыпать песком) и кто должен заниматься тушением пожара. Предлагает превратиться в смелых пожарных и помочь козлятам, после чего помогает детям построиться на эстафету.
Эстафета «Тушение пожара»
Задача участников, преодолев полосу препятствий (по выбору руководителя физического воспитания), подбежать с муляжом огнетушителя к макету костра, затушить его и вернувшись передать эстафету (огнетушитель) следующему игроку. После эстафеты все участники занимают свои места.
Ведущий.
Вот скажите мне, ребята,
Если младшие сестрички
Зажигают в доме спички,
Что должны вы предпринять?
Спички сразу же отнять!
Всем ребятам знать пора
Спички — это не игра!
Последнюю фразу дети повторяют несколько раз.
А теперь тишина.
Сказку продолжать пора.
Перед домиком появляются козлята.
4-й козленок. Не будем больше спички в руки брать.
5-й козленок. Давайте будем лучше с мячиком играть.
Все козлята становятся в круг и передают мяч по кругу из рук в руки. Из-за ширмы появляется Волк.
Волк.
Привет, ребятишки, это снова я.
Вам не скучно так стоять?
Просто с мячиком играть?
Давайте я буду ваша мама.
Белье мы будем гладить и стирать.
Волк выносит из-за ширмы детскую гладильную доску и утюг. Достает из кармана кусок ваты и газету.
Возьмем давайте мы утюг
И включим в сеть, в розетку.
Вокруг разложим ваты тюк,
Подложим здесь газетку.
Мигом пламя разгорится,
Козлята.
Ура!
Можно жарить шашлыки
Прямо дома у печи.
Волк и козлята убегают за домик, откуда слышится их ликование: «Можно жарить шашлыки, прямо дома у печи». Воспитатель выносит и ставит два макета костра. Звучит аудиозапись звука костра.
Ведущий.
Веселятся — им огонь забава,
Забыли об опасности пожара.
Из-за домика раздается кашель козлят. Выбегает волк.
Волк (в сторону зрителей).
Геройски поджег — едва сам убег.
Волк убегает и прячется за ширмой. Выбегают козлята.
6-й козленок. Скорее помогите!
7-й козленок. Пожарным позвоните!
Ведущий.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набираем … «101»
Ведущий, обращаясь к зрителям, уточняет по каким номерам телефона нужно звонить, когда случается пожар и какими приспособлениями пользуются пожарные. Затем дети выходят и строятся для участия в эстафете.
Эстафета «Вызов пожарных»
Задача детей, преодолев полосу препятствий (по выбору руководителя физического воспитания) добежать до телефона, набрать номер 101 и «вызвать пожарных». По окончании эстафеты воспитанники садятся на места.
Ведущий.
Вот что бывает,
Когда с электричеством играют.
Перед домиком появляются козлята и садятся на ковер. У них скучающий вид.
1-й козленок. Очень скучно так сидеть.
2-й козленок. Друг на друга все смотреть.
Появляется волк.
Волк.
Давайте весело мы проведем досуг.
Зажжем бенгальские огни и фейерверки,
Откроем окна мы и дверки.
Возьмем петарды и хлопушки
И постреляем как из пушки.
Козлята, визжа и крича от радости, заходят вместе с волком в домик. Слышится взрыв хлопушек и петард.
Ведущий.
Резвились весело и стар и мал,
В разгаре праздника вдруг начался пожар.
Группе детей из числа зрителей надевают на головы шапочки-огоньки. Их задача бегать врассыпную по залу, имитируя пожар. По сигналу все огоньки приседают и замирают на месте.
Волк (выскакивает из домика и обращается в сторону зрителей).
Вот так дела — не желал я такого огня.
Что мне делать, как мне быть?
Как козлят из огня вытащить?
Ведущий.
Ребята, нужно волку и козлятам помочь и потушить пожар.
Огонь шипит и злится,
Но кого же он боится? (Воды)
Группе детей из числа зрителей надевают шапочки-дождинки и проводят подвижную игру.
Подвижная игра «Огонь и вода»
Дети-огоньки бегают врассыпную по залу, а дети-дождинки ловят их (пятнают). Те огоньки, до которых дотронуться дождинки, должны присесть. Игра заканчивается, когда все огоньки «потушены».
Выходит волк и козлята.
Волк.
Ребята дорогие, спасибо за спасение,
Мы правила пожарные усвоим без сомнения.
Не будем больше мы с огнем играть,
Мы будем лучше бегать, прыгать и плясать.
Ведущий. Дружно повторяем.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин,
НАБИРАЕМ «101»
И запомните, друзья,
Вам с огнем шутить НЕЛЬЗЯ.