На самом деле ошибки – важный лингвистический материал. Например, по тому, как «ошибались» древние писцы, лингвисты восстанавливали грамматическую и фонологическую систему древнерусского языка. Изучение ошибок пригодилось и в становлении Орфографической реформы 1917 г.
Мы говорим, что у нормативного письма есть принципы: морфологический (московскими фонологами именуется как фонематический, или фонемный), фонетический и традиционный.
А есть ли принципы у ненормативного письма?
Об этом пишет Любовь Борисовна Парубченко в своей докторской диссертации «Ненормативное русское письмо. Лингвистический анализ ошибок в употреблении слов».
Если рассматривать письмо как процесс, то нормативное письмо – письмо, адекватно представляющее грамматические формы языка. А ненормативное письмо – письмо, отражающее в ошибочных написаниях сдвиги в грамматическом членении речи на уровне текста, высказывания, слова.
Любовь Борисовна в работе даёт лингвистическую классификацию ненормативных употреблений букв в их отношении к принципам нормативного письма и выявляет языковые предпосылки ошибок.
Ошибки, которые анализирует ученый, взяты из "Словаря ошибочных написаний школьников" В.Я.Булохова, который мы постараемся раздобыть для вас к началу курса по дизорфографии.
Выяснилось, что почти 85% ошибок нарушают морфологический принцип письма (из них 7% – ошибки гиперкоррекции), около 10% нарушают традиционный принцип, почти 4% отражают ненормативное произношение и только 0,7% нарушают фонетический принцип письма.
Каков же характер ненормативного письма в целом? На 80% ненормативное письмо – фонетическое письмо. Как слышу, так и пишу!
Где есть пространство для ошибки? Зазор, в котором может быть принято неверное решение?
Почему люди совершают ошибки? Любовь Борисовна Парубченко изучала ошибки специально. Она выделяет несколько лингвистических причин ошибок. Есть в языке особые условия для их возникновения.
Первое условие – свойства русского правописания. Частенько оно непоследовательное:
🖍не чЮвство, но почему-то и не цЫрк
🖍не Щастье, но почему-то и не чаСЧа
🖍не ЙОлка, но почему-то и не раЁн…
Второе условие – «акустико-артикуляционные ощущения пишущего и его учебный опыт»: кто-то напишет ТЯЖЫЛО, кто-то – ТЯЖИЛО, кто-то – ТЯЖАЛО – потому что ему кажется, что он так слышит.
Третью группу условий ученый объединяет в общую группу грамматических факторов, связанных с метаязыковыми представлениями говорящего: «нерасчлененное представление текста и слова в языковом сознании малограмотного», ложная форма слова, индивидуально-языковые особенности.
Ненормативное письмо вариативно. Нормативное – безвариантное, за редчайшими исключениями: ноль - нуль, пескарь, но Премудрый пискарь и т.д.
Не стоит рассматривать ошибочные употребления букв только в контексте теории письма и методики преподавания русского языка, часто ошибки – свидетельства процессов, происходящих в языке.
Подробнее о языковых процессах, необходимых для понимания работы с детьми, допускающими множество орфографических ошибок на письме, можно будет узнать на нашем большом курсе по КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ.
Автор статьи: Рузалина Шайхутдинова, кандидат филологических наук, логопед, научный сотрудник Университета Сириус, старший научный сотрудник Казанского (Приволжского) федерального университета
ТГ-канал ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Все о коррекции дисграфии, дислексии, дизорфографии.