Найти в Дзене
Штурвалом по закону

Командиром воздушного судна не рождаются

Очередной случай неуверенных действий экипажа воздушного судна, перевозящего более 150 человек. Суета, растерянность, мат командира воздушного судна, как выражение неуверенности, и угроза жизни пассажиров. Что вообще происходит? Я не хочу брюзжать, но воспитан так, что командир воздушного судна, не капитан, как сейчас модно говорить а именно Командир и именно с большой буквы - это воплощение железной воли, мастерства и уверенности в себе. Тебе доверены жизни, и ты отвечаешь за них. Неумение прикинуть в голове за секунды потребный остаток топлива, неумение принять грамотное командирское решение, потерять пространственное положение, не понимать физики процессов - к сожалению, это встречается у лётного состава всё чаще и чаще. Вспомним нашу старую советскую школу ввода в командиры. Или как сейчас в США коммерческие пилоты добираются до перевозки пассажиров? Только после 1500 часов таскания рекламных баннеров, работы инструктором для новичков и тому подобное. А у нас смотришь, 26 лет и

Очередной случай неуверенных действий экипажа воздушного судна, перевозящего более 150 человек. Суета, растерянность, мат командира воздушного судна, как выражение неуверенности, и угроза жизни пассажиров. Что вообще происходит?

Пассажирский самолет // Источник: aviatrade.aero
Пассажирский самолет // Источник: aviatrade.aero

Я не хочу брюзжать, но воспитан так, что командир воздушного судна, не капитан, как сейчас модно говорить а именно Командир и именно с большой буквы - это воплощение железной воли, мастерства и уверенности в себе. Тебе доверены жизни, и ты отвечаешь за них.

Неумение прикинуть в голове за секунды потребный остаток топлива, неумение принять грамотное командирское решение, потерять пространственное положение, не понимать физики процессов - к сожалению, это встречается у лётного состава всё чаще и чаще.

Часть расследования АП 23 декабря 2023 г. Скриншот автора // Источник: телеграм-канал Авиаторщина
Часть расследования АП 23 декабря 2023 г. Скриншот автора // Источник: телеграм-канал Авиаторщина

Вспомним нашу старую советскую школу ввода в командиры. Или как сейчас в США коммерческие пилоты добираются до перевозки пассажиров? Только после 1500 часов таскания рекламных баннеров, работы инструктором для новичков и тому подобное.

А у нас смотришь, 26 лет и уже КВС арбуза или бобика. А хорошо ли это?

Да, работа в небе достаточно жестко регламентирована, РПП авиакомпаний, десятки инструкций предусматривают множество ситуаций. Но никакие инструкции не заменят летный и жизненный опыт и умение молниеносно принимать единственно правильное командирское решение. Решение, от которого зависят человеческие жизни.

Помню внеслужебный разговор с одной из старших кабинного экипажа - вам, говорит, доверяю, но бывает страшно подумать, кто может оказаться в левом кресле пилотской кабины лайнера. Лайнера, который переносит на своих крыльях спящих детей, романтичные пары, начинающие свою жизнь, сложившиеся семьи летящие в гости или на отдых... И все они доверяют экипажу, вверяя ему свои жизни.

Знаю ребят, у которых дома на стене висят карты процедурного контроля. Знаю командиров, которые для поддержания каких-то своих навыков используют авиасимуляторы. Знаю пилотов, которые досконально знают мануалы или РЛЭ. Но ведь действительность показывает нам и других - просто иногда не понимающих, что происходит с их самолетом...

Должностные лица Росавиации, я очень надеюсь на то, что целая череда авиаинцидентов не останется незамеченной. Может хватит слушать только "эффективных менеджеров" авиакомпаний?

Были в своё время Советы командиров, может снова пришла их пора?