(С) Богачев А.В. 2010
Приступая к раскопкам какого-то древнего поселения на Средней Волге, надо приготовиться к тому, что слой, который вы собираетесь исследовать, ради которого вы заказали Открытый лист, и отправились в экспедицию, будет перекрыт слоем эпохи Волжской Болгарии. Так было и у меня при раскопках Старомайнского городища в Ульяновской области и Переволокского городища на Самарской Луке. О Волжской Болгарии написано много книг и при желании их можно прочитать. А пока – краткий экскурс.
БОЛГАРИЯ ВОЛЖСКАЯ – одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы, охватывающее обширную территорию по нижнему течению р. Камы до низовьев р. Белой, Чувашское Поволжье, правобережье р. Волги до Самарской Луки и на юго-западе вплоть до р. Цны. Этническую основу государства составили пришедшие с юго-запада болгары, местные прикамские финно-угры и, возможно, славяне – потомки населения именьковской культуры. В 922 г. болгары приняли ислам. Новая монотеистическая религия стала одним из знаменателей, сплотивших разрозненные языческие племена тюркоязычных кочевников Среднего Поволжья в один народ – волжских болгар. Арабский автор ал-Истахри в 30-х гг. X в. называл Волжскую Болгарию «Булгаром Великим». Именно в это время болгары-скотоводы переходили от кочевого образа жизни к оседлому и становились болгарами-земледельцами. Выгодное географическое положение: обилие плодородных земель и пастбищ, пересечение сухопутных и водных торговых путей, природный потенциал (лес, залежи руды) – все это способствовало развитию земледелия, ремесла и торговли. Яркое тому подтверждение – становление и рост городов. Наиболее крупными городами Волжской Болгарии уже в X в. были Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Джуке-Тау. Ценные сведения о Волжской Болгарии можно почерпнуть в трудах арабских авторов. В частности ал-Балхи в X веке писал: «Булгар – имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам». В этом отрывке упоминание двух городов (в каждом из которых была мечеть) не случайно. Именно в X в. и Болгар, и Биляр чеканили свою монету и боролись за политическое лидерство в регионе. Не менее яркие и интересные сведения о жизни Волжской Болгарии получены в результате археологических раскопок. История археологического изучения этого средневекового государства связана с именами, прежде всего, А.П. Смирнова, А.Х. Халикова, Е.А. Халиковой, Г.А. Федорова-Давыдова, Т.А. Хлебниковой, Г.И. Матвеевой, Е.П. Казакова и др. В результате их исследований были получены тысячи материальных свидетельств того, что экономика Волжской Болгарии не уступала (а во многом и превосходила) уровень материального развития многих государств того времени. Археологически засвидетельствован высокий уровень развития черной и цветной металлургии, деревообработки, гончарства, кузнечного и ювелирного дела. О развитии строительства и архитектуры свидетельствуют как кирпичные фундаменты разрушенных зданий, так и доныне сохранившиеся постройки в Болгаре. Развитие ремесла и сельского хозяйства способствовало расширению торговых связей как с европейскими государствами, так и со странами Азии. Подтверждение тому – находки украшений, предметов туалета, керамики, монет и проч., произведенных в Закавказье, в Центральной и Северной Европе, Средней Азии и Китае. Поход хана Батыя в 1236 г. прервал поступательное экономическое и политическое развитие Волжской Болгарии. Практически все ее города были опустошены и разрушены, многие крупные села пришли в запустение.
Продолжение следует.
Что почитать: Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев. 1986; Матвеева Г.И. Волжская Болгария (Х век – 1236 год) // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. М., 2000; Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф. Муромский городок. Самара, 2006.