Найти тему

Как поменять семейные сценарии

Оглавление

Бывало ли у вас ощущение дежавю в каких-либо жизненных ситуациях, как будто те или иные фразы вы уже слышали, поведение видели, а саму ситуацию проживали? В памяти могут всплывать определенные фразы или действия из прошлого, которые точно воспроизводят нынешнюю ситуацию.

При анализе ситуации может стать понятно, что эти фразы, например, говорили вам родители в детстве или именно так они общались между собой. Более того, может сложиться впечатление, что вы проживаете какую-то жизнь, в которой за вас все уже кем-то спланировано.

Почему это происходит?

Как формируются убеждения и сценарии

Накопленный в детстве опыт, который может быть не всегда позитивным, формирует в нашем сознании определенные установки, которые впоследствии становятся повторяющейся моделью поведения. В повседневной жизни мы не идентифицируем их, но в какой-то момент становится понятно, что ситуация повторяется — как раз это свидетельствует о следовании определенному сценарию.

Разберемся с понятиями:

Сценарий — это постепенно развертывающиеся жизненные ситуации, которые в итоге предусматривают вполне конкретный прогнозируемый финал. Сценарии возникают еще в детстве, когда родительские предписания обуславливают решения, которые принимает ребенок.

Предписание (также называются приказаниями или посланиями) — это любое воздействие родителей на ребенка, которые последним воспринимаются как руководство к действию, то есть указания, как строить и вести свою жизнь. Эти предписания могут быть позитивными, например, те, которые помогают развивать способности ребенка, или негативными, которые могут стать причиной деструктивного поведения в будущем.

Предписания формируют сценарии, которые мы невольно принимаем и регулярно проигрываем в жизни, по сути, они управляют нашей жизнью и нашим поведением. Мы следуем им, не всегда осознавая, что наши действия обусловлены сценарием. При этом для нас эти сценарии могут быть ограничивающими и даже разрушающими. Но, несмотря на это, мы тянем их за собой, как привычную модель поведения.

Родительские приказания

Существует 12 основных родительских предписаний в модели транзактного анализа по Эрику Берну. Эта модель основывается на концепции, которая как раз и включает в себя жизненный сценарий человека. Давайте рассмотрим их.

1. Не живи!

Наиболее распространенные фразы, характеризующие это приказание: «Лучше бы тебя не было», «Глаза б мои тебя не видели», «Зачем мне такой ребенок», а также другие фразы с оскорбительными посылами и им подобные.

Это послание вызывает у ребенка чувство вины, ненужности и даже ущербности, которое помогает родителю управлять ребенком. Детская психика трансформирует эти чувства в поиск способа облегчить их тяжесть, и самым простым и понятным способом становится получение наказания. Ребенок болеет или неосознанно находит ситуации, в которых он сможет получить наказание (подраться, испортить вещи, плохо учиться), во взрослом возрасте человек может часто и тяжело болеть, заниматься саморазрушающим поведением.

2. Не будь ребенком!

Такое приказание кроется во фразах: «Что ты как маленький», «Не глупи, ты уже большой» и т.д.

Все это формирует в ребенке невозможность самовыражения, стремления к творчеству, происходит подавление детских желаний. Во взрослом возрасте человек не умеет проявляться, чувствует себя дискомфортно, когда кто-то ведет себя ярко, у него возникают сложности в карьерном росте.

Кроме того, в некоторых ситуациях, когда ребенку говорят подобные фразы, если ребенок чему-то активно радуется, это приказание также идентифицируется как «Не радуйся» и, вырастая, человек не может получать удовольствие, расслабляться и веселиться.

3. Не расти! Не будь взрослым!

Наверняка почти каждый ребенок на свои вопросы или желания получал ответ: «Ты еще маленький», «Успеешь вырасти», «Так не хочется, чтобы ты выросла», «Скоро ты вырастешь и уже не будешь такой маленькой и хорошенькой» — именно такие фразы формируют это послание.

Зачастую родители дают детям такое послание, когда боятся сепарации ребенка, который, став взрослым, перестанет нуждаться в них, будет жить своей жизнью — и тогда роль родителя станет менее важной.

Такие взрослые ведут себя как маленькие, им сложно брать на себя ответственность. В отношениях они тоже играют детскую роль и постоянно нуждаются во внимании.

4. Не думай!

Также известно как «Не принимай решения!», наиболее популярные фразы: «Хватит умничать», «Умнее всех, что ли?», «Забудь, не думай».

Конечно, иногда такими фразами родители стараются отвлечь внимание ребенка от ситуации, которая может быть травмирующей детскую психику. Но зачастую взрослые говорят это детям, когда просто бывают не в настроении, уставшими. Такие установки не дают ребенку выработать умение самостоятельно разбираться в проблемах и принимать решения, что, конечно, очень мешает во взрослой жизни.

Взрослые, у которых есть ощущение, что они не могут полагаться на свой ум и анализ — не верят в свои способности и достигают меньшего успеха, чем могли бы.

5. Не чувствуй!

Для этого послания характерны следующие фразы: «Ты мальчик, что плачешь как девчонка», «На родителей не обижаются», «Да ладно тебе, обиделась она», «Не смей злиться на родителей», «Хватит дуться», «Это не страшно» и пр.

Очень часто такое говорят детям родители, которые сами привыкли сдерживать свои чувства и эмоции. Ребенок, сдерживая все в себе, накапливает негативный эмоциональный фон, который может стать причиной различных агрессивных вспышек в будущем. Такой взрослый не доверяет своим чувствам и не умеет их распознавать.

К этому же типу посланий относится «Чувствуй как я», когда родитель говорит, например, «Я замерз, надень колготки», перекладывая на ребенка свои ощущения и потребности. И это тоже не способствует пониманию своих потребностей и ощущений.

6. Не достигай успеха!

Это послание можно услышать во фразах типа: «У тебя ничего не получится», «Да кто же так делает», «Да кому ты будешь нужен», «Что ж ты такой несчастный-то родился».

Зачастую родители, которые озвучивают это, пытаются реализовать собственные амбиции и даже завидуют своим детям, когда у них что-то получается. Дети у них в большинстве случаев трудолюбивые и старательные, но в нужный момент не могут собраться и выдать свой максимум, бессознательно следуя установке. Постоянная критика или запугивание отбивают все желание быть успешным.

7. Не будь лидером!

В этом послании кроются фразы: «Куда уж тебе», «Не выделяйся», «Будь тише воды, ниже травы», «Тебе больше всех надо?», «Будь как все».

Родители, говорящие это, могут быть обеспокоены тем, что достижения детей вызовут у окружения чувство зависти или осуждения. А у детей формируется паттерн, который не позволяет быть ведущим, а лишь ведомым.

8. Не принадлежи!

«С тобой очень трудно», «Рассчитывай только на себя», «Никому нельзя доверять» , «У тебя нет шансов иметь друзей», «Без тебя нам всем так хорошо», «Тебе они не походят» — говорят родители, которые сами испытывают проблемы в коммуникации с внешним миром и пытаются восполнить нехватку при помощи ребенка. Такое послание формирует в ребенке запрет на принадлежность к обществу, он становится «другим», отчужденным от мира, из-за чего возникают трудности в социализации. Таким взрослым трудно уживаться в коллективе и выстраивать партнерские отношения.

9. Не будь близким!

Часто это приказание выражается во фразах типа «Соблюдай дистанцию», «Держись подальше». В ребенке формируется блок на близость как эмоциональную, так и физическую, так как она воспринимается потенциальной опасностью столкнуться с обманом и болью. Это послание подобно предыдущему, но относится не к внешней коммуникации, а к межличностным отношениям: родители, дающие такие послания, обычно не могут много времени уделять ребенку, они заняты своими делами и проблемами. Вырастая, дети непроизвольно принимают решение не сближаться ни с кем, чтобы защититься эмоционально от отказов и потенциальной боли. Им сложно выстраивать близкие отношения.

10. Не делай!

Ребенок, который привык к таким фразам, как: «Не трогай сам без меня», «Ты не сделаешь это, у тебя руки не из того места растут», «Оставь, я сама», — получает послание, что он ни на что не способен. Такие родители обычно контролируют все действия детей или делают все за них, при этом они требовательны к четкому соблюдению руководства к действию.

Во взрослом возрасте у таких детей возникают проблемы с самостоятельным принятием решений, постоянному откладыванию дел, что, конечно, сказывается как на личностном, так и профессиональном росте.

11. Не будь самим собой!

Основные фразы, соответствующие этому посланию — сравнения с кем-то, абстрактным или конкретным, навязывание идеалов: «У всех получается, а у тебя нет», «Стремись быть похожим на отца», «Что ж ты такая громкая», «Хватит уже корчиться у зеркала»

Такие послания характеризуют недовольство родителями своим ребенком. Это может произойти, например, когда очень хотели девочку, а родился мальчик — или наоборот. У родителя есть образ идеального малыша, которому не соответствует реальный ребенок. Иногда это послание является следствием недовольства родителями друг другом или другими родственниками (например, «Ведешь себя, как бабушка»). У ребенка формируется перманентное чувство недовольства собой, ревности к идеальному навязанному объекту, из-за чего происходит подстраивание под идеал вопреки истинным желаниям и потребностям. Человек становится удобным для других, но не для себя.

12. Не чувствуй себя хорошо!

В качестве примера такого приказания можно назвать такие фразы: «Какой ты бледный, давай я с тобой побуду», «Он у меня такой болезненный ребенок», «Ты справился с заданием, несмотря на высокую температуру». Все это вызывает у ребенка чувство, что при плохом самочувствии он получит значительно больше любви и внимания, чем в обычное время. У людей, получавших такое приказание, часто в стрессовых ситуациях проявляются различные болезни — так на бессознательном уровне человек ищет поддержку в трудной ситуации.

-2

Помните, что нельзя винить родителей за полученные послания, даже если они оказались не самыми благоприятными в сегодняшнем дне. Родители не желали вам зла, и, кроме того, эти послания были вложены в вас, скорее всего, непроизвольно. Так же, как это было вложено вашими бабушками и дедушками в родителей. В каждом поколении есть те или иные паттерны поведения, которые характерны для этого времени, и которые передаются детям, но не всегда могут быть позитивными в будущем.

Обвиняя других, невозможно решить проблему. Необходимо осознать, в каких моментах вы действуете по сценарию, чтобы разобраться, какой именно сценарий проигрывается в вашей жизни и понять, как реагировать на эту ситуацию более эффективно.

Сейчас вы живете в другом времени и других обстоятельствах, и устоявшиеся сценарии могут вам уже не подходить, не соответствовать вашим ценностям, целям и желаниям. Однако, когда мы не осознаем работу сценариев, мы продолжаем им следовать, даже если они не соответствуют потребностям. Главное понять, что ваши слова и поступки — результат принятых посланий, чтобы переписать их и наполнить себя новыми сценариями, более подходящими и верными для современных ситуаций.

Что делать с полученные сценариями?

Как я уже отметила, первым шагом должно быть осознание того, что вы являетесь заложником сценариев. Когда вы понимаете, по каким сценариям живете, нужно поработать с каждым из них. Проанализировать паттерны поведения или негативный сценарий и подумать, какие изменения вам хочется увидеть в процессе и результате, сопоставить свои желания с вашими текущими обстоятельствами.

Например, посланием ваших родителей было не выделяться, быть незаметным и тихим человеком. Это было правильно тогда, ведь другое поведение могло сулить беду. Однако сейчас, когда вы выросли, следование этому губительно для вашей карьеры: вы не можете проявлять инициативу, предлагать идеи и решения, из-за чего происходит профессиональная стагнация. Как его изменить?

  1. Оцените себя как эксперта — в чем вы хороши и, быть может, лучше других, какие у вас есть знания, чем они могут помочь в ваших проектах. Позвольте себе рассказывать о своей экспертизе другим людям — коллегам, начальнику, потенциальному работодателю. Нужно учиться проявляться и брать инициативу в свои руки, опираясь на осознание себя как эксперта в вашей отрасли.
  2. Перепишите послание. Например: Выражать на работе свое мнение и рассказывать про свои идеи - это правильно и хорошо. Это поможет мне вырасти в карьере. Моя креативность позволит мне занять то место, которого я достоин, ведь если я такой — значит, имею право быть собой. Именно моя креативность позволяет находить лучшие решения и дает новый взгляд на привычное.

Стоит понимать, что не всегда сценарии находятся на поверхности, не всегда их легко распознать. Конечно, в таком случае разобраться с ситуацией самостоятельно может быть непросто. Существует специальная диагностика, которая позволяет узнать, какие сценарии вас мешают вам счастливо жить, наслаждаться и принимать более эффективные решения. После диагностики подбираются различные техники, которые позволяют переписать устоявшиеся сценарии. Узнать подробнее и записаться на консультацию можно на сайте lovetolive.ru

Жизненные кредо

Позволяйте себе выбирать себя и свои истинные желания, даже если они не соответствуют полученным посланиям: значит в данную минуту ваши сценарии требуют корректировки.

Существует множество фраз, которые могут стать вашими жизненными кредо. Поделюсь с вами несколькими из них:

  • нужно любить и ценить себя, потому что каждый имеет право наслаждаться жизнью и получать удовольствие от удовлетворения потребностей;
  • каждый может делать выбор и при необходимости изменять его, при этом защищая себя и свои границы;
  • ошибаться не страшно, это часть жизни, и впоследствии накопленный опыт поможет не повторять негативных событий;
  • если вам нужна помощь, вокруг множество ресурсов, чтобы ее получить — не бойтесь просить помощи, если это необходимо, а люди, готовые помочь, всегда найдутся;
  • когда кажется, что другие знают все лучше вас, прислушайтесь к себе. Только вы знаете то, что вам действительно нужно — верьте своим желаниям и чувствам;
  • каждый имеет право сказать «нет», если ему не подходит то, что предлагают, когда не комфортно или ситуация не соответствует его ценностям и убеждениям;
  • нужно уметь доверять, иногда это позволяет расслабиться и вкусить жизнь в полной мере;
  • появившись на свет, вы стали частью семейной системы и приобрели силу своего рода, на которую вы можете рассчитывать во многих ситуациях;
  • вы можете быть похожим на своих родителей — и в этом тоже ваша сила, но вы уникальны, и эта непохожесть на других делает вас и мир вокруг вас ярче;
  • у вас достаточно сил, чтобы найти решение любой ситуации, и вы всегда можете взять паузу для обдумывания, чтобы сделать важный шаг, когда будете готовы;
  • в жизни есть разные дороги и пути — пробуйте, приобретайте опыт, получайте удовольствие от процесса и помните, что всегда есть возможность открыть новую дверь и получить поддержку. Двигаться или отдохнуть — это ваш выбор, и он должен быть принят вами и окружающими, каким бы он ни был;
  • вы появились на свет, значит, в мире есть место для вас, вы украшаете этот мир. Будьте внимательны к тому, что вы выпускаете в мир и что принимаете от него.

Личные правила

Составьте свой собственный список правил и ваших убеждений, в которые вы хотите верить. Это будут те правила, которые вы хотите сделать своими.

Может быть, у ваших друзей есть правило, которое вам нравится. Если в вашей семье было принято доедать все, потому, что были голодные времена, то сейчас это может быть не актуально. Например, ваши друзья легко оставляют на тарелке еду, если уже сыты. Вы можете тоже присвоить себе такое право: «Я имею право есть столько, сколько мне достаточно, даже если на тарелке останется лишняя еда. Я не мусорка, чтобы запихивать в себя все лишнее.»

Алгоритм составления правил

Напишите ответы на эти вопросы:

  1. Какое правило и убеждение мешает вам в жизни?
  2. Как бы оно могло звучать, если бы вы решились его переписать для себя?
  3. Напишите несколько аргументов, чем хорошо новое правило — и чем плохо, если останется прежнее убеждение.
  4. Какое действие вы можете предпринять, чтобы начать жить с новым правилом?

Например: вам мешает убеждение, что у вас «руки не из того места растут». Вы бы хотели верить в то, что можете делать то, что хочется, просто для некоторых занятий может быть нужно больше практики. Это хорошо, ведь тогда вы сможете делать то, что приносит вам больше радости, эффекта и дохода. А вот если вы будете продолжать верить в то, что «руки не из того места», то вы не сможете позволить себе пробовать новое и достигать успеха. Вы можете, например, в качестве первого шага записаться на занятие по лепке из глины, которое вы постоянно откладывали.

Получайте удовольствие от жизни, не бойтесь накапливать опыт и анализировать свою жизнь, чтобы она становилась еще более яркой и интересной!

Ваш психолог, Наталия Погребняк