У всех, кто хотя бы немного соприкасается с историей Шаолиня и его традицией рано или поздно возникает вопрос, что означают имена шаолиньских монахов и как они даются.
Шаолиньcкие имена - это духовные имена (Имя Дхармы, 法名, кит. Фамин), которые получает ученик при прохождении специального посвящения от старшего монаха. Такое имя получают не только монахи, но и мирские ученики, проходящие посвящение в шаолиньскую традицию.
Существующая ныне традиция шаолиньских имен уходит корнями в 13 век, во времена правления династии Юань. В том время в Шаолине настоятелем был Фуюй – одна из самых значимых личностей в истории монастыря. Фуюй провел огромную работу по становлению и систематизации различных аспектов шаолиньской традиции, в том числе окончательно сформировалась система имен монахов монастыря.
Шаолиньское имя состоит из трех иероглифов:
- Первый иероглиф : Ши (释) . Эта часть одинаковая у всех имен. Она соответствует фамилии в обычном китайском имени, и относит к китайской транскрипции имении Будды Шакьямуни (释迦牟尼, Шицзямуни) , основателю. буддизма. Эту традицию для китайских буддистов ввёл выдающийся буддийский учитель Даоань (道安), живший в четвертом веке н.э. Т.е. Ши (释) – это фамильный знак, символизирующей то, что монах (出家人 , покинувший семью), становится «потомком» Будды.
- Второй иероглиф в имени - это имя поколения. Имена поколений - эта одна старая китайская традиция, когда в семье давались имена в состав которых входил иероглиф определяющий поколение этого семейного рода.
Например, в семействе Ван (王), есть два брата, их родители могли дать им имена, в состав которого входил один и тот же иероглиф (идентификатор поколения), например 王裕峰и 王裕岩. У старшего брата есть тоже два ребенка с именами 李文龍 и 李文鳳 В обоих парах имен второй иероглиф – это имя поколения. Порядок следования иероглифов поколений определялся из специально написанных для конкретного рода стихотворений (Стихотворение поколений).
Имея свою отдельную общую для всех китайских буддистов фамилию, шаолинськие монахи впоследствии получили и свое стихотворение поколений, которое написал настоятель Фуюй в 13-ом веке. - Последняя часть имени, третий иероглиф – это личная часть имени. Оно дается Учителем исходя из своего видения и отношения к ученику. Для примера, мое Дхармовое шаолиньское имя 释延空 . Третий иероглиф 空 (кун) переводится как Пустота . Пустота (Шуньята) - это одно из центральных понятий буддизм, которое обозначает отсутствие собственной природы у вещей, их взаимозависимость.
ПОКОЛЕНИЯ ШАОЛИНЬСКИХ МОНАХОВ
Как я писал ранее, второй иероглиф имени обозначает поколение шаолиньских монахов, он берется из стихотворения, написанного Фуюем.
Стихотворение называется: «Монастырь Суншань Шаолинь школы Цаодун. Рифмованный способ передачи поколений из 70 слов. ».
Один из вариантов художественно перевода стиха звучит так:
«Только добродетельный человек может понять путь, и тогда можно обрести мудрость и блаженство.
Используя целое, чтобы увидеть принципы, вы сможете понять путь.
Мы должны распространять Чань, как лучи солнца, по всему миру.
Все ветви буддизма прославляют один и тот же корень.
Ясность и неподвижность глубоки, как море.
Когда вы отказываетесь от привязанностей, проявляется ваше истинное лицо.
Только добродетель никогда не кончается, ваше чистое сердце никогда не меняется.
Когда ваше сердце неподвижно, его сияние рассеивает тьму.
Ваша истинная природа - самая высокая.
Если вы верны, праведны и добры, вы обретете счастье и покой.
Всегда помните о своем сердце Будды.
Следовать учению Хуэйкэ - это и есть путь к буддовости.»
Порядок поколений, согласно стихотворению Фуюя такой:
1 福 Фу, 2 慧 Хуэй, 3 智 Чжи, 4 子 Цзы, 5 覺 Цзюэ, 6 了 Ляо, 7 本 Бэнь, 8 圓 Юань, 9 可 Кэ, 10 悟 У, 11 周 Чжоу, 12 洪 Хун, 13 普 Пу 14, 廣 Гуан, 15 宗 Цзун, 16 道 Дао, 17 慶 Цин, 18 同 Тун, 19 玄 Сюань, 20 祖 Цзу, 21 清 Цин, 22 靜 Цзин, 23 真 Чжэнь, 24 如 Жу, 25 海 Хай, 26 湛 Чжань, 27 寂 Цзи, 28 淳 Чунь, 29 貞 Чжэнь, 30 素 Су, 31 德 Дэ, 32 行 Син, 33 永 Юн, 34 延 Янь, 35 恒 Хэн, 36 妙Мьяо, 37 體 Ти, 38 常 Чан, 39堅 Цзянь, 40 固 Гу, 41 心 Синь, 42 朗 Лан, 43 照 Чжао, 44 幽 Ю, 45 深 Шэнь, 46 性Син, 47 明 Мин, 48 鑒 Цзянь, 49 宗 Цзун, 50 祚 Цзо, 51 忠 Чжун, 52 正 Чжень, 53 善 Шань, 54 禧 Си, 55 祥 Сян, 56 謹 Цзинь, 57 悫 Цюэ, 58 原 Юань, 59 濟 Цзи, 60 度Ду, 61 雪 Сюэ, 62 庭 Тин, 63 為 Вэй, 64 導 Дао, 65 師 Ши, 66 引 Инь, 67 汝 Жу, 68 歸Гуй, 69 鉉 Сюань, 70 路 Лу.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОКОЛЕНИЯ, ШАОЛИНЬСКИЕ ИМЕНА И МОШЕННИКИ
Последний настоятель Шаолиня носит имя Ши Юн Синь (释永信) , соответственно, у него 33 поколение монахов. Ученики Настоятеля и ученики монахов его поколения, являются носителями 34 поколения (Ян).Так, мне и Анне Елизаровой на церемонии посвящения в ученики в монастыре Шаолинь Настоятель дал имена Ян Кун (延空) и Ян Чжень (延真).
Но, в настоящее время можно встретить людей с «шаолиньскими именами» и более старших поколений, чем у Настоятеля монастыря. Как это получилось?
Шаолиньское кунг-фу многие века пользуется известностью в Китае, а с 80-х годов, после выпуска серии тематических художественных кунг-фу фильмов про шаолиньских монахов, оно стало широко известно и во всем мире. Когда резко вырос спрос на изучение кунг-фу, рядом с Шаолинем появилось много «шаолиньских мастеров» предлагающих учить боевому искусству. Среди них были как и просто мошенники и самозванцы, так и люди, связанные с монастырем. Некоторые из них действительно какое-то время тренировались в монастыре, были учениками известных монахов, некоторые были просто знакомы с учителями. Эти мастера в свою очередь проводили посвящение и давали имена жаждущим ученикам. Из первых уст знаю случаи, когда самоназванный «монах» приезжал на семинар в другую страну и всем желающим прямо на семинаре раздавал имена со следующим поколением в имени. Понятно, что уже и эти ученики так же свободно и непринужденно дают имена дальше по цепочке.
Это история не нова, подобное было и в древнем Китае. Есть упоминания, как путешествующие настоящие шаолиньские монахи встречали ложных монахов, которые, пользуясь известностью Шаолиня, давали представления в городах, продавали «секретные» целебные снадобья и пр.
Стоит также отметить, что именами, например, старшинством поколения, часто спекулируют среди неосведомленных людей для аргументации своего авторитета, более высокого статуса и уровня мастерства. Нужно знать, что старшинство поколения не означает большего опыта тренировок, более высокого уровня мастерства ушу или духовных достижений.
Для борьбы с мошенниками и хаосом в шаолиньских именах, сегодняшний настоятель монастыря, Ши Юнсинь, ввел правило, что только он проводит посвящение в шаолиньскую традицию и дает шаолиньские имена. При этом после официального посвящения и получения шаолиньского имени выдается удостоверение с печатью шаолиньского монастыря, в котором указаны данные посвященного.
Например, наши удостоверения выглядят так:
Автор: Иван Елизаров. Мой тг канал: https://t.me/yan_kong