Найти тему

Иди ко мне: корпоративных заказчиков вновь принуждают работать по 44-ФЗ

Уважаемые коллеги!

В материалах портала мы уже обращали ваше внимание на ситуации, когда автономные некоммерческие организации не попадающие под регулирование Закона № 223-ФЗ, принуждали
разрабатывать положение о закупке и размещать информацию о закупках в ЕИС.

Но по сравнению с Законом № 223-ФЗ можно сказать, что Закон № 44-ФЗ обладает какими-то чарующими свойствами на работающих в сфере закупок специалистов (
общеизвестно, что за этот закон уже давно выпивают и заказчики, и участники закупок, и контролирующие органы; и, как недавно услышал автор, по нему даже начали гадать - что неудивительно, объем статей закона вполне позволяет это делать).

Тем интереснее практика, когда контролирующие органы предпринимают попытки обязать корпоративных заказчиков проводить закупки по Закону № 44-ФЗ.

Суть дела: 

В рамках выполнения указанного соглашения КГАУ «Лесопожарный центр» в период с 12.01.2023 по 15.02.2023 размещены извещения о проведении в соответствии с Положением о закупках, утвержденным во исполнение Закона № 223-ФЗ, конкурентных процедур №№ 32312025852, 32312100605, 32312100656, 32312100631, 32312043714, 32312025785, 32312025731, 32312025493, 32312043888, 32312043836, 32312043638, 32312043560, 32312043508 на оказание авиационных услуг по патрулированию и тушению лесных пожаров с использованием самолетов и вертолетов, которые отнесены к мероприятиям по охране лесов и связаны с выполнением государственного задания, на выполнение которого учреждению выделена государственная субсидия.

В рассматриваемом случае в постановлении и.о. Красноярского транспортного прокурора Маклакова А.В. от 22.03.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении отражено, что прокуратурой проведен анализ исполнения КГАУ «Лесопожарный центр» Закона № 223-ФЗ, по результатам которого выявлены нарушения, а именно вопреки требованиям действующего законодательства при проведении в 2023 году закупок услуг по защите лесов от пожаров с использованием авиации учреждение руководствовалось положениями Закона № 223-ФЗ, а не Закона № 44-ФЗ.

Постановлением УФАС по Красноярскому краю от 20.07.2023 (резолютивная часть объявлена 17.07.2023) КГАУ «Лесопожарный центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Учреждению назначено административное наказание в виде предупреждения.

Заказчик обжаловал решение антимонопольного органа в суде.

Позиция суда: 

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям
на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения данного Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 названного Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения данного Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками,
при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закон № 44-ФЗ).

Из изложенного следует, что автономное учреждение осуществляет закупки по правилам Закона № 223-ФЗ в целях удовлетворения собственных потребностей учреждения. В целях же реализации государственных нужд автономное учреждение обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. Осуществление патрулирования и тушения лесных пожаров с использованием самолетов и вертолетов выполняется не в собственных целях учреждения, а в интересах государства.

Таким образом, в действиях учреждения содержится объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Комментарий эксперта В.Р. Байрашева
По правде сказать, неясно, почему суды вслед за антимонопольным органом проигнорировали доводы заказчика о том, что Закон № 44-ФЗ применяется не для всех закупок, проводимых за счет средств государственного задания, а только для тех закупок, которые прямо упоминаются в ст. 15 Закона № 44-ФЗ. 

Подобный подход размывает сферы действия Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, что делает правоприменение менее стабильным, а риски привлечения заказчиков к административной ответственности трудно прогнозируемыми.

Автор: Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

aromird@yandex.ru

Источник: Постановление 3 ААС от 01.03.2024 по делу № А33-23145/2023

***

Рады поделиться новостью о запуске нашего курса повышения квалификации по 223-ФЗ, все подробности здесь.

Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канале.