Найти тему
Сам себе сэнсэй

Показательная демонстрация техники и реальный бой. Не путайте жирафа с бегемотом.

Часто в адрес той или иной школы раздается такой упрек: почему-то на тренировках дают совсем не то, что демонстрируют на показательных выступлениях. Смотрелось, мол, все красиво эффектно, а на занятиях этого и в помине нету – приходится до седьмого пота отрабатывать какую-то банальщину. Такое бывает и с традиционными боевыми искусствами, и со школами самообороны, и даже со спортом.

Создатель Ёсинкан айкидо Годзо Сиода демонстрирует технику защиты от 4-х противников. Фото с сайта  https://www.youtube.com/watch?v=ap5V0TsumC0
Создатель Ёсинкан айкидо Годзо Сиода демонстрирует технику защиты от 4-х противников. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=ap5V0TsumC0

Почему так происходит? Наверное, можно сказать, что мы живем в такое время – каждый хочет показать товар во всей красе, и не ударить лицом в грязь.

Надеюсь, ни у кого не вызывает возражений мысль, что боевые искусства сегодня, в большинстве случаев- это товар, который пытаются продать школы и федерации? Не стану сейчас рассуждать о том, хорошо это или плохо. Просто это факт, который надо принять.
Еще одна демонстрация айкидо. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=b3by13l_YTs&t=54s
Еще одна демонстрация айкидо. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=b3by13l_YTs&t=54s

Однако, если обратиться к истории, можно легко обнаружить, что такая традиция существовала всегда. Знаменитые мастера всегда принимали предложения высокопоставленных особ показать свое искусство. И делали это с большим удовольствием. Ведь если императору (президенту, министру) понравится то, что он увидит – школа получит хороший шанс прославиться и упрочить свои позиции, а ее ведущие мастера - стать востребованными и уважаемыми специалистами. Здесь важно отметить, что интересующиеся боевыми искусствами сильные мира сего далеко не всегда досконально разбирались в предмете. Часто их превлекала внешнаяя эффектность. Отсюда – и характер показательных выступлений, которые далеко не всегда отражали истинную сущность школы.

Крав-мага. Типичная жизненная ситуация: запрыгнул на шею, и бросил. Ничего необычного. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=xxOPt3hp1yE
Крав-мага. Типичная жизненная ситуация: запрыгнул на шею, и бросил. Ничего необычного. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=xxOPt3hp1yE

В наши дни мало что поменялось. Разве что мастерам чаше приходится выступать перед простой публикой, а не пред вельможными особами. Но суть от этого не поменялась: пока к тебе приковано зрительское внимание, ты должен сделать все, чтобы произвести впечатление. Отсюда мы и наблюдаем эффектную, но, зачатую, абсолютно бессмысленную технику.И, похоже, это никого не волнует.

Посмотрите, как проходят показательные выступления по айкидо. Найдите видео с демонстрацией техники Годзо Сиода. Вы восхититесь. Да что там айкидо - демонстрация крав-мага способна удивить ничуть не меньше. Казалось бы, что может быть пафосного и нереального в столь утилитарной дисциплине, как крав-мага, где все предельно просто. Но нет: мастер бьет в прыжке, бросает противников так, что и айкидоки обзавидуются. И вдобавок, играючи ликвидирует угрозу от любого вида оружия – что от холодного, что от огнестрельного.

Крав-мага. Удары ногами в прыжке по голове. Зрители довольны. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=PFgBfNUjghw&t=154s
Крав-мага. Удары ногами в прыжке по голове. Зрители довольны. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=PFgBfNUjghw&t=154s

Кажется, еще чуть-чуть, и в попытках перещеголять друг друга, школы зайдут совсем далеко. Продемонстрируют защиту голыми руками от тяжелой бронетехники, с последующим ее обезвреживанием, и что-нибудь еще в этом роде.

А потом, насмотревшиеся всего этого наивные новички, на тренировках начинают воротить носы – «мы хотим, как на том видео, чтобы против троих сразу, и чтоб у каждого было мачете, ну, или хотя бы палка». А когда ты их вместо этого учишь уходить с линии атаки, бить коленом, и развивать внимание к деталям, это воспринимается, как уход от канонов. «Крав-мага – это не так! Я сам видел. Там все очень круто».

Ну, что ж. Пора признаться. Я так не умею. Еще раз: я не умею, и не собираюсь учиться тому, что показывают на показательных выступлениях. Мне это ни к чему. Зато я делаю то, чего не показывают там. И вполне этим доволен.

Показательные номера, в принципе, ставить можно. Но надо понимать, что промо ролик в корне отличается от реальной работы. И то, что там показывают, так же уместно в обычной жизни, как фотомодель с обложки - на кухне возле кастрюли с недоваренным борщом.