Для этой весьма амбициозной религиозной работы Вильям-Адольф Бугро (годы жизни 1825-1905) придумал масштабную интерпретацию классической темы Пьеты, изображающую Деву Марию, оплакивающую мёртвое тело своего сына – Иисуса Христа. В центре композиции, окутанная чёрной вуалью, Мария прижимает к себе ребёнка, взглядом умоляя зрителя о сострадании. Золотые ореолы, напоминающие детали сусального золота на иконах и алтарях эпохи Возрождения, окружают собой головы двух центральных фигур, а группа скорбящих ангелов окружает сцену, вторя центральным композиционным персонажам.
Ровно за год до завершения данной картины Бугро перенёс травмирующую потерю своего сына-подростка Жоржа, который скончался от неизвестной болезни. Современная переписка свидетельствует о непреодолимой скорби художника по поводу смерти, которая, похоже, и побудила его создать ряд монументальных религиозных произведений искусства, причём данное творение произвело на стороннюю публику наибольшее впечатление.
На золотой урне на переднем плане работы имеется небольшая надпись на латыни, посвящённая Жоржу, она включает в себя дату его смерти. В стилистическом плане историк искусства Джеральд Экерман (годы жизни 1928-2016) сравнил религиозные произведения Бугро с мастерами Высокого Возрождения:
«Бугро строит свои композиции из движения сильных, хорошо округлённых тел, авторитетное присутствие которых наполняет полотна энергией».
Не случайно положение головы и плеч Христа повторяет положение скульптуры Микеланджело (годы жизни 1475-1564) под названием «Ватиканская Пьета» (1498-1499 годы). Бугро также уделил самое пристальное внимание деталям, используя цвет: ржавая, засыхающая кровь на белой ткани на переднем плане картины, покрасневшие глаза плачущей Богородицы и зелёные тона разлагающихся конечностей Иисуса – всё это только усиливает визуальную точность.
Во Франции 1870-ых годов религиозная живопись больше не была доминирующим жанром, как это было, к примеру, всего-то полвека назад, а острый и точный стиль неоклассицизма также оказался под угрозой, и всё из-за быстрого развития импрессионизма. Стоит также отметить, что сия картина была написана всего через четыре года после произведения «Впечатление, Восходящее Солнце» (1872 год) кисти Клода Моне (годы жизни 1840-1926). Однако Бугро не был пленником авангардной моды, и его личная идентификация с темой Пьеты позволила творцу создать произведение, выходящее за рамки приторной сентиментальности, за которую его иногда и критикуют.
- Художник – Вильям-Адольф Бугро
- Название – «Пьета»
- Год создания – 1876
- Размеры – 230 х 148 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – частная коллекция