Найти тему
Любители фэнтези

Punk's not dead, или Меч, магия, панк-рок!!!

Предупреждение: в нижеследующем тексте будет много субъективного авторского ИМХО,никому не нужных сведений по истории жанра меча-и-колдовства, псевдолитературоведческих рассуждений и огромное количество слов с корнем «панк».
Gotrek Gurnisson by Darko Stojanovic (c).
Gotrek Gurnisson by Darko Stojanovic (c).

Можно ли говорить о панк-волне в литературе меча-и-колдовства, подобной той, что в определённый момент случилась в НФ (киберпанк, стимпанк, биопанк и другие) или хорроре (сплаттерпанк)? И если да, то какого рода произведения подпали бы под определение «панк-фэнтези»? Что, если в фантастической литературе существовал (или существует) некий пласт, который так и не был назван своим именем, затерявшись в потоке более массовых и модных направлений? Попробуем-ка провести этот поиск.

Антология киберпанковских рассказов Mirrorshades (1986), выпущенная под редакцией Брюса Стерлинга. Название антологии переводится как «Зеркальные солнцезащитные очки» - модный атрибут эпохи 80-х и отличительный знак авторов литературного направления cyberpunk.
Антология киберпанковских рассказов Mirrorshades (1986), выпущенная под редакцией Брюса Стерлинга. Название антологии переводится как «Зеркальные солнцезащитные очки» - модный атрибут эпохи 80-х и отличительный знак авторов литературного направления cyberpunk.

Надеюсь, все читатели знают, что такое киберпанк. Если же нет, то, дабы не пересказывать многочисленные разъяснения и определения жанра, отсылаю вас к тематической статье в журнале «Мир фантастики» и, на всякий случай, к Википедии. Здесь же мы всё-таки больше поговорим о фэнтези и схожих с киберпанком тенденциях в этом направлении литературы.

Безусловно, стилей, отпочковавшихся как производные от киберпанка, существует превеликое множество. Да они и продолжают непрерывно почковаться: что ни оригинальный писатель или ярко представленная историческая эпоха со своей эстетикой и технологиями, то новый «-панк». Вот, к примеру, недавно возник birchpunk - «берёзопанк», придуманный создателями «Кибердеревни» . Есть и немало фэнтезийных направлений, также заканчивающихся на «-панк»: дримпанкмифпанкэльфпанк - и т.д., и т.п. Они вырастают как грибы после дождя: царьпанк выдумала Ли Бардуго,  шёлкпанк изобрёл Кен Лю…

Однако (выражу здесь своё дилетантское оценочное суждение) в этих современных фэнтезийных «-панках» всё-таки больше танцев вокруг эстетики или технологий, чем собственно панка, если вспомнить философию самой субкультуры. Нонконформизм, анархия и ярость - принципы, на которых стоит панк-культура, в новых ответвлениях либо куда-то исчезают, либо трансформируются во что-то другое. Поначалу же в фантастике это направление, как дитя своей эпохи, стояло именно на этих позициях: один из родоначальников киберпанка Уильям Гибсон определил принцип своего литературного направления как high tech, low life - высокие технологии при низком уровне жизни. Произведения фантастов-киберпанков были вдохновлены контркультурой 1970-х, музыкой Ramones и Sex Pistols, прозой «битников» Хантера Томпсона, Джека Керуака и Уильяма Берроуза, поэзией Ричарда Хэлла и Пэтти Смит. Они не стеснялись в выражениях и снимали табу и запреты с самых острых тем, отнюдь не нянчась с читателем, с ходу и с головой погружая того в свои суровые и безумные миры. В новейших же фантастических «-панках» добавление этого корня скорее служит лишь модной вывеской, призванной привлечь внимание читателя с целью увеличения продаж - стильно, модно, молодёжно, но стерильно и без остроты. Ничего, в общем, предосудительного в этом нет, да и за многолетнюю историю панк (и не только литературный) разветвился на столько разных направлений и поджанров, что само это понятие с лихвой наполнилось взаимоисключающими параграфами… Для кого-то, но только не для автора этих строк.

Для меня всё-таки существуют определённые маркеры панк-культуры, без которых невозможно включить произведение в этот пласт. Поэтому ниже вы увидите сугубо субъективные рассуждения на тему, обозначенную в заглавии данного текста. И если эта тема, несмотря ни на что, вас в какой-то степени заинтересовала, то милости просим, можете продолжить чтение - на свой страх и риск.

Антология Extreme Horror — Splatter punks, 1990, составитель Пол М. Сэммон. Книга объединила под одной обложкой представителей этого направления ужасов и закрепила термин в литературоведении.
Антология Extreme Horror — Splatter punks, 1990, составитель Пол М. Сэммон. Книга объединила под одной обложкой представителей этого направления ужасов и закрепила термин в литературоведении.

Так какой же стиль фэнтези можно определить как «панковский»?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я рассмотрел несколько близких по эстетике фэнтезийных направлений, но, честно говоря, однозначного ответа так и не нашёл. Вряд ли можно уверенно причислить сюда, казалось бы, так и напрашивающиеся даркфэнтези или гримдарк, ибо это стили относительно новые, причём первый отличается от традиционного фэнтези только большим преобладанием готических элементов и «тёмных» героев в лице вампиров и оборотней, а во втором чаще всего идёт просто мрачняк ради мрачняка, за которым крайне редко стоит более глубокая идея.

В общем, с уже сформировавшимися и получившими свой канон поджанрами сложно. Но стоит попробовать с отдельными авторами и произведениями. И в этих поисках, пожалуй, не помешает прибегнуть к помощи самих родоначальников панк-направления в фантастике - писателей-киберпанков - благо, в их библиографиях есть место литературоведческим статьям о современниках, где не обделены вниманием, среди прочих, и авторы фэнтези.

Например, здесь, в своём фэнзине «Дешёвая правда» (Cheap Truth), патриарх киберпанка Брюс Стерлинг знакомит читателей с тогда ещё новыми авторами фэнтези, ломающими рамки жанра, часто сравнивая их прозу с рок-музыкой, рёвом электрогитар и тому подобными приметами рокерского бунта. Стоило бы остановиться на этой статье, вышедшей в 1983-м году, поподробнее, ибо она поможет пролить свет на то, что творилось в литературе фэнтези одновременно с расцветом киберпанка в НФ, на фоне других изменений в массовой культуре: роста популярности «тёмных комиксов», утяжеления рок-музыки и новых веяний в фантастическом кинематографе.

Слэйн из фэнтезийных комиксов 2000 AD (первое появление - 1983-й год) в версии художника Саймона Бизли - первый король Ирландии, непобедимый убийца, варвар и просто хороший человек. Ну чем не панк?
Слэйн из фэнтезийных комиксов 2000 AD (первое появление - 1983-й год) в версии художника Саймона Бизли - первый король Ирландии, непобедимый убийца, варвар и просто хороший человек. Ну чем не панк?

Итак, в неподражаемо едкой манере Стерлинг критикует в своей статье-манифесте тревожные по его мнению тенденции, охватившие фэнтезийный жанр. На чём свет стоит костерит он «омерзительные книжные трилогии», которые, убрав всё лишнее, можно было бы свести к одному короткому рассказу, безжалостно громит подражания Толкину, когда в стотысячный раз очередной автор пишет эпопею об очередном клоне Средиземья с очередными прекрасными эльфами и Чёрным Властелином, всячески поносит и клеймит бесконечных «продолжателей» Роберта Говарда (особенно в «саге» о Конане), а также с огоньком обстёбывает царящую в жанре общую безвкусицу, «любителей обнимашек с единорогами имени Энн Маккефри» и «фриков из сообщества творческих реконструкторов».

Соглашаться или спорить с этими заявлениями я не стану, но в контексте исследования нам будут более интересны те авторы и произведения, о которых Стерлинг отзывается с симпатией. Рассмотрим же их.

1. Майкл Ши. Роман «Ниффт Проныра» (1982)
1. Майкл Ши. Роман «Ниффт Проныра» (1982)
2. Танит Ли. Сборник «Red as Blood, or Tales from the Sisters Grimmer» (1983)
2. Танит Ли. Сборник «Red as Blood, or Tales from the Sisters Grimmer» (1983)
3. Джек Вэнс. Роман «Лионесс» (1983)
3. Джек Вэнс. Роман «Лионесс» (1983)
4. Майкл Джон Харрисон - британское издание романа «In Viriconium» (1982).
4. Майкл Джон Харрисон - британское издание романа «In Viriconium» (1982).

Итак, это Майкл Ши с циклом новелл «Ниффт Проныра»: «… Ши отбрасывает в сторону вежливую, ухмыляющуюся иронию этих изысканных писателей и демонстрирует нам ползучее, бурлящее демоническое видение. Звуча как Fender Stratocaster на фоне скрипки Страдивари. Знакомым с творчеством Вэнса эффект покажется довольно странным и тревожным. Как если бы ты увидел, что твой любимый дядюшка, нажравшись отборной кислоты, бредёт спотыкаясь и непрерывно сквернословит.» Это Танит Ли со сборником «Red as Blood, or Tales from the Sisters Grimmer» - мрачные рассказы по мотивам произведений братьев Гримм и других сказочников 17-19 вв: «…Вернувшись к истокам жанра и ритму в четыре четверти сказок братьев Гримм, разорвав его на манер до жути знакомый фанатам Ramones. Это очень панковская книга в красно-чёрных тонах, отдающая энергетикой конца света с концерта Sex Pistols семьдесят седьмого и наполненная закрученными сюжетами. Историями о жажде крови и сексуальных расстройствах, озлоблённых школьницах и жестокой мести, поглощающей весь мир тоске и самой настоящей сатанинской одержимости, действительно заставляющей задуматься.» Это ветеран фантастики Джек Вэнс с «Лионессом» (в 1983-м как раз вышел первый роман, открывающий трилогию о мире Старейших островов, основанную на кельтской мифологии о временах до короля Артура): «…У работ Вэнса всегда имелась завуалированная тёмная сторона. В них зачастую встречаются потягивающие вино извращенцы, чьи косые взгляды и вежливые инсинуации намекают на самые невыразимые пороки. Будучи писателем с редкостной проницательностью, Вэнс, задавая стандарты современного фэнтези, ясно осознаёт их ограниченность. И в качестве ответа на эту проблему, он, так же как и Ши, подключает электроусилители.» И это Майкл Джон Харрисон с последним томом трилогии «Вирикониум» - «Парящие боги» или «In Viriconium»: «…Это третья часть трилогии королевства меча и магии, в которую также входят "Пастельный город" и "Буря крыльев"… Быть может, Харрисон слишком много времени провёл в Брикстоне, и слово «безысходность» горящими буквами отпечаталось на его глазных яблоках. Ведь всю эту книгу можно назвать одним длинным, серым, изнуряющим сновидением и безжалостным упражнением в абсолютно удушающей тщетности. Благодаря экстраординарному таланту Харрисона она буквально пропитана суицидальными мыслями. Погружаясь в неё, невозможно не думать о самоубийстве. Читать эту книгу больно. Больно даже думать о ней…»

Что ж, теперь мы, кажется, можем определить критерии «панковости» фэнтезийных произведений по мнению одного из создателей и идеологов самого «панкового» направления фантастики: это демонический овердрайв Майкла Ши, сексуальность и «красно-чёрные тона, отдающие энергетикой конца света» Танит Ли, "тёмная сторона" и метафорические гитарные усилители прозы Джека Вэнса и декаданс с суицидальной безысходностью Майкла Джона Харрисона. По крайней мере, так можно судить по примерам, приведённым в данном конкретном номере «Cheap Truth» за 1983-й год.

Добавьте описание
Добавьте описание

А вот в эссе «В традиции…» автор психоделического технофэнтези «Дочь железного дракона» (1993) Майкл Суэнвик рассуждает о необычных книгах в жанре, которые, тем не менее, вырастают прямиком из традиции, заложенной родоначальниками - Робертом Говардом и Джоном Толкином. Раздвигание рамок, слом границ, полемика с предтечами - это ли не пример бунтарства и хулиганства, лежащих в основе панк-культуры? Оценим же и этот взгляд, брошенный другим писателем на ту же проблему, но уже через десять лет после выхода статьи Стерлинга (In the Tradition… Суэнвика была написана в 1994-м году).

Из приведённых Суэнвиком примеров в контексте нашей темы, пожалуй, представляют интерес несколько произведений. Слово самому автору эссе:

«…Средневековая схоластика, прозябавшая в загоне несколько столетий, переживает новый расцвет. Джордано Бруно — так кстати казнённый церковью за грех интеллектуальной гордыни — присваивается в качестве духовного дедушки. Алхимия рассматривается не как предтеча химии или игра ума, но как оккультная дисциплина, упорядочивающая и описывающая Вселенную.

Отсюда — «Крысы и Горгульи» Мэри Джентл.

В алхимическом мире в этой книге у треугольников — по четыре стороны, а у квадратов — по пять. Люди здесь принадлежат к низшему классу, им запрещено носить оружие и иметь деньги. Правящая аристократия — Крысы. Они, в свою очередь, зависят от прихоти крылатых чудовищ, состоящих в услужении у двадцати четырёх Деканов, воплощённых в громадном соборе. Деканы создали мир и поддерживают его существование. «Странные у нас властители» — это ходячая фраза в городе, известном под названием «Сердце мира».

Действительно, странные. Но это ещё не всё. Сильные этого мира посылают своих детей обучаться в Университете Преступлений. Таинственная Чёрная Ладья возвращает усопших в мир живых. У жителей Катая имеются длинные цепкие хвосты. «Поляроиды» и механические компьютеры мирно уживаются с искусством фехтования. Да, это вам не Канзас!»

«…Уильям Гибсон заметил однажды, что Уильям С. Берроуз, автор знаменитых «Голого завтрака» и «Нова-экспресса», был первым, кто обращался с научной фантастикой как со ржавой сбивалкой для яиц — тем, что можно подобрать с пола и использовать по усмотрению в собственных композициях. Джентл предаётся тем же играм, по-своему, без большого шума, в применении к фэнтези. Уже много раз замечено, что товарный знак постмодерна в литературе — мистификация и игра цитат. А «Крысы и Горгульи» — без сомнения, постмодернистская вещь. Это одна из немногих книг, указывающих жанру совершенно новое направление, а уж соизволит ли кто-нибудь ему последовать — другое дело.»

-10

Роман писательницы Мэри Джентл «Крысы и Горгульи» вышел в 1990-м году, был номинирован на премии Артура Кларка и Британской Ассоциации Научной Фантастики - и, судя по описанию, хранит в себе многие приметы как постмодернизма в широком смысле, так и фантастической панк-волны периода 1980-х. В дальнейшем он разросся в цикл «White Crow», состоящий из трилогии романов и нескольких рассказов. На русский язык, насколько известно, переведён не был, а значит пока только ждёт своего часа.

-11

Следуя из написанного Суэнвиком, небезынтересна также непереведённая и потому малознакомая нашему читателю «Непобеждённая Страна» (The Unconquered Country, 1986 год) Джеффа Раймана, получившая «Всемирную премию фэнтези» - не столько героическое, сколько технофэнтези, или скорее даже дистопическая постмодернистская аллегория на военную катастрофу XX века (в сюжете проглядывается печально известная история геноцида в Камбодже). Есть лишь фанатский перевод исходной повести, ставшей основой для романа, изданный в малотиражке в 2021-м году.

-12

Упомянут в эссе и роман «Лес Мифаго» (1984) Роберта Холдстока. «Райхопский лес — таинственное место, которое внутри гораздо больше, чем снаружи. Место обитания «мифаго» — образов мифа, живущих в коллективном бессознательном. Джордж Хаксли принялся исследовать лес, пытаясь проникнуть в самое его сердце — туда, где обитает Урскумуг, начальный образ, породивший все прочие. А потом его стопами пошли сыновья, Кристиан и Стивен, и у каждого была для этого чрезвычайно веская причина, и каждый самим своим присутствием влиял на облик мифаго.» (аннотация, размещённая на ФантЛабе). Своим произведением Роберт Холдсток изобрёл и внёс в обиход понятие «мифаго» (соединив корни «миф» и «имаго» - «образ»), которое по праву было удостоено отдельной статьи в «Энциклопедии фэнтези» Джона Клюта и Джона Гранта. Роман переведён и издан «ЭКСМО» в 2018-м.

-13

Также роман Эллен Кашнер«На острие клинка» (1987). Входит в цикл «Клинки Приречья». Галантный век, шпаги, будуары, тайны королевского двора - вот это вот всё, только в фэнтези меча и магии (или плаща и шпаги). Вот аннотация (взято с ФантЛаба): «Ричард Сент-Вир молод, умён и хорош собой. Он — хладнокровный убийца, за деньги выполняющий «заказы» аристократов Города. Он — опытный фехтовальщик, мечник от бога, в жизни не знавший поражений. Он — человек вне закона, но без его участия общество не в состоянии поддерживать законность. 
У Ричарда есть свой кодекс чести, которого он неукоснительно придерживается. Он никогда не принимает ничьей стороны, держит в строгой тайне имя заказчика и оставляет за собой право отказаться от «дела», которое ему не по душе. Поэтому когда один из нобилей, лорд Горн, покушается на самое святое с целью заставить Ричарда выполнить «заказ», Сент-Вир взбешён. Разворачивающаяся трагедия поражает накалом страстей.»

Эта книга, по мнению литературоведов, положила начало стилю fantasy of manners (переведу это как «фэнтези плаща-и-шпаги», с вашего позволения). Хотя произведения с элементами этого стиля выходили и раньше (например «Горменгаст» Мервина Пика), считается, что окончательно сформировался он именно в 1980-ые, под влиянием Эллен Кашнер.

-14

И ещё - «Мост» Иэна Бэнкса: «Наиболее знаменитый роман автора скандальной «Осиной фабрики». Снова три плана повествования: потерявший память человек на исполинском мосту, подменяющем целый мир; варвар, его верный меч и колдун-талисман в сказочной стране; инженер энергетик в Эдинбурге и его бурная личная жизнь. Что между ними общего? Кто кому снится? И кто — один-единственный — в итоге проснётся?» (из издательской аннотации). Здесь меч-и-колдовство наблюдается только в линии варвара, но само по себе произведение явно из ряда вон выходящее.

В остальном же в эссе «В традиции…» сложно найти нужные нам примеры: если Стерлинг в своей статье говорит непосредственно о панковском настрое в фэнтези, то Суэнвик в «В традиции…» уходит больше в постмодернизм, поэтому примеры у последнего более экзотические и не совсем соответствуют нарпавлению «меча-и-колдовства». Да и панковость примеров Суэнвика состоит скорее в необычности и выделении из толпы, нежели в хардкорности.

Панки-варвары постапокалипсиса в «Воине дороги» (1981) - 1.
Панки-варвары постапокалипсиса в «Воине дороги» (1981) - 1.
Панки-варвары постапокалипсиса в «Воине дороги» (1981) - 2.
Панки-варвары постапокалипсиса в «Воине дороги» (1981) - 2.
Панки-варвары постапокалипсиса в «Воине дороги» (1981) - 3.
Панки-варвары постапокалипсиса в «Воине дороги» (1981) - 3.

Но если спросите меня, то добавлю и своё видение того, какие элементы делают меч-и-колдовство панковским.

В принципе, бунтарством и хулиганством данная литература отличалась ещё с самого своего зарождения (см. «Башня Слона» или «Сплошь негодяи в доме» Роберта Говарда, или первые рассказы цикла «Фафхрд и Серый Мышелов» Фрица Лейбера). Неудивительно: корни жанра произрастали из дешёвого чтива (анг. pulp-fiction), издававшегося в журналах, где объём произведения был ограничен, так что пространных описаний надлежало избегать, а сюжет, наоборот, надо было создавать покруче. Именно из криминального pulp-fiction и вдохновлённых им фильмов жанра noir писатели-киберпанки черпали атмосферу для своих городов мрачного будущего, где разворачивались приключения их героев - всевозможных хакеров, кибервоителей и нетраннеров. Плюс, эти авторы добавляли в свою прозу влияния массовой культуры и андеграунда: из всевозможных медиа, музыки, кино, комиксов и т.д., и т.п. Так произведения получали определённый тон, звучание, атмосферу.

Конан-гладиатор в одной из вырезанных сцен фильма «Конан-варвар» (1982). Кадр излучает ту же самую постапокалипсис-панк-эстетику.
Конан-гладиатор в одной из вырезанных сцен фильма «Конан-варвар» (1982). Кадр излучает ту же самую постапокалипсис-панк-эстетику.

Так же, по-моему, и с фэнтези. Когда на пороге 1980-х в комиксах «бронзовый век» сменялся «тёмным», когда альбомы хэвиметал-групп рвали чарты, а на экраны один за другим выходили «Безумный Макс: Воин дороги» и «Конан-варвар» с порождённой им волной «варварского кинофэнтези», литература должна была как-то реагировать и резонировать с общим инфопространством. И тогда кто-то из авторов выбирал путь попроще, тиражируя «клонанов» или подряжаясь писать пастиши о самом киммерийце, а кто-то торил свой собственный путь, начиная создавать новые миры и героев подстать новому времени, при этом совмещая традиции палпового меча-и-колдовства с темами и идеями из современности.

В дополнение к вышенаписанному, прилагаю свой список авторов и произведений, до которых мне удалось «дотянуться» и которые (на мой субьективный взгляд) можно причислить именно к «панковскому» фэнтези меча-и-колдовства. Возможно, из него и вы что-то почерпнёте для себя, ведь, в конце концов, не так уж важно, «панк» это или не «панк» - главное, что это неплохое фэнтези само по себе. Постарался выстроить их хронологически, по времени выхода произведения или, в случае с циклами, по выходу первого рассказа/книги.

Итак:

Майкл Муркок - цикл «Элрик из Мельнибонэ» (основная сага - 1961-1977 гг; дополняющие книги выходят по сей день). Муркок в этом списке, скорее, на правах предтечи, так как в фэнтези обосновался ещё с начала 1960-х. Однако его связь с рок-музыкой (собственные музыкальные проекты, плюс тексты для песен легендарных групп) и последующие нововведения в свои фэнтезийные циклы приближают его к «молодёжи» из когорты панковского поколения. К тому же, произведения писателя о принце-альбиносе Элрике из Мельнибонэ оказали огромное влияние на тяжёлую музыку, и многие метал-группы посвящают Элрику не только свои песни, но и целые альбомы. Когда я только начал знакомство с этим циклом, написал отзыв-эссе о нём под названием «Первый из Белых Волков», так что за подробностями об Элрике отсылаю вас к нему.

Роджер Желязны«Джек-из-Тени» (написан в 1969-м году, вышел в 1971-м). Роман примечателен своим миром (где есть Свет, Тьма и их граница - Тень) и своим героем (Джек-из-Тени, который принадлежит обоим противостоящим мирам - и в то же время ни одному из них).  Одна половина этого мира живёт в вечном свете, пользуется достижениями технического прогресса в виде автомобилей, компьютеров и всего такого прочего, а вторая - это мир вечной ночи, где царят хаос и магия. Джек-из-Тени - тот, кто скользит меж этих двух миров, обладая редкой способностью перемещаться между тенями. Он охотится за камнем под названием Пламень Ада и борется с могучим противником - Повелителем Нетопырей… Желязны - тоже из поколения новой волны, как и Муркок. Но его «Джек-из-Тени» - это очень панковская вещь. Говоря языком Стерлинга, в этой книге слышен рёв электрогитар.

Карл Эдвард Вагнер«Кровавый камень», «Месть Линортиса», «Паутина Тьмы» и другие произведения из цикла о Кейне (1970-1994). Достаточно посмотреть на годы написания: это периоды нью-вейва и киберпанка в фантастике. Вагнер не только писал в хардкорном, панковском ключе, не стесняясь ни секса, ни кровищи, - он ещё и цитировал строчки из песен любимых рок-исполнителей в своей прозе. И всё его фэнтези пропитано атмосферой бунтарства и изгнанничества. Главный герой Кейн - неприкаянный убийца, бросивший вызов самому Создателю, и обречённый скитаться по Земле от начала времён до самого Конца Света. Его древний мир - это ещё более мрачная и опасная версия говардовской Хайбории, а в современности он и вовсе становится фигурой наподобие булгаковского Воланда, собирая души безумных гениев, писателй-фантастов, художников и рок-музыкантов... Переводы отдельных частей саги о Кейне выходили ещё в 1990-е в серии «Сага о бессмертных героях», в начале 2000-х был двухтомник от «Азбуки». Не вошедшие же части были переведены и изданы в фанатском самиздате.

Танит Ли«Восставшая из пепла» (1975). В «Cheap Truth» Стерлинг пишет о другой книге Танит Ли, но даже дебютник этой писательницы можно причислить к «панк-фэнтези»: смесь из жанров героики на стыке с НФ, необычная и загадочная героиня со способностями целительницы и воительницы, фривольный язык повествования, наличие ультранасилия и откровенных эротических сцен и непривычный для 1970-х феминизм. Что и говорить, Ли потрясла тогдашний литературный мир фантастики, сразу удостоившись номинации на Nebula за 1975-й год. «Восставшая из пепла» открыла трилогию «Белая ведьма», перевод которой выходил в 1990-е в серии ORION изд-ва «Библиополис». А ещё порекомендую «Сагу о Плоской Земле» авторства этой же писательницы. Там целая космогония богов и демонов, повествование в стиле восточной сказки, мифа или притчи, но сюжеты при этом криминальные, психологические или эротические - очень своеобразное фэнтези.

Стивен Р. Дональдсон«Проклятие лорда Фаула» (1977). Роман, открывающий «Хроники Томаса Ковенанта, Неверящего». По сюжету, обычный американец по имени Томас Ковенант заболевает проказой и становится изгоем. Привычный мир отворачивается от него. И тогда ему открывается новый мир, в реальность которого он отказывается верить, полагая, что Страна эта является лишь его болезненным бредом. Исходя из этого, Томас подчас чрезмерно жесток к обитателям этого мира, но мир нуждается в нём как в спасителе... Безысходность, мрак, грязь и насилие - частые остановки в этом фэнтезийном путешествии, так что неудивительно, что более мягкие продолжения цикла вызвали у того же Стерлинга отторжение. Но ведь автор вправе поступать со своим миром и героями так, как сам считает нужным.

Сэмюэл Дилейни - цикл «Неверион» (1979-1987). Произведения из цикла как раз были написаны в эпоху зарождения и расцвета киберпанка. Постмодернистская игра внутри текста, предисловие, написанное о своём же произведении от лица маски-псевдонима, использование канонов меча-и-колдовства с целью их разрушения или переосмысления - вот такое хулиганство устроил Дилейни в жанре фэнтези. Совсем недавно, в прошлом году, вышли переводы в изд-ве АСТ, и теперь можно ознакомиться с сагой на русском языке.

Роберт Асприн (и примкнувшие писатели) - межавторский цикл «Санктуарий» или «Мир воров» (1979-1989). Сага создавалась, опять же, в один период с лучшими жемчужинами киберпанка и просто не могла не нахвататься модных веяний оттуда. Не все, но многие вещи из цикла обладают духом панковского направления. Помимо Асприна, в проекте приняли участие и такие именитые фантасты, как: Кэролайн Черри, Эндрю Оффут, Мэрион Зиммер Брэдли, Филипп Фармер, Пол Андерсон и многие другие. Сборники с повестями и рассказами из цикла выходили на русском ещё в 1990-ые.

Майкл Ши«Ниффт Проныра и Барнар Рука-Молот» (1982). Этот цикл новелл также рассматривался в статье Стерлинга. А ещё в нашем сообществе он упоминался в одной из серий «Напарники меча и колдовства». Надо ли что-то добавлять к словам великого фантаста, чтобы объяснить, почему этот цикл панковский? По-моему, более пространные объяснения излишни. Сборник переведён и издан в серии «Азбука-классика» в 2004-м году.

Анджей Сапковский - цикл «Ведьмак» (1986 - 1999). Геральт одет в чёрную кожу с металлическими заклёпками - «серебряными набойками»... Он принимает вещества, пьёт водку, спит с чародейками и иногда виртуозно сквернословит... Он отвергнут «приличным» обществом, а в конфликтах предпочитает до последнего держать нейтралитет... И вы ещё скажете, что это не панк? Да этот герой в чистом виде неформал! Если же добавить сюда приключения Цири в молодёжной банде Крыс (фэнтезийные персонажи-субкультурщики) из последующих томов, тему наркотиков (вещество под названием «фисштех»), развитие своеобразной техномагии мира Континента (лаборатории местных чародеев и чародеек) и ещё ряд характерных обстоятельств, то мы получим вполне припанкованное фэнтези меча-и-колдовства (чего, конечно, не учёл ни один экранизатор «Ведьмака» по сей день).

Саймон Грин - цикл о Хоке и Фишер (1990-1992). Просто приведу издательскую аннотацию (взято с ФантЛаба): «Есть немало мрачных и неуютных городов. Есть города просто плохие и города похуже. Но есть ещё и Хейвен... Город, где хозяйничают колдуны, демоны и воры, где на узких улочках в любое время дня и ночи слышатся стоны, проклятья и льётся кровь.
Хок и Фишер — супруги, партнеры и неподкупные капитаны стражи, организации, контролирующей закон и порядок в Хейвене и не позволяющей волне кровавого хаоса захлестнуть город.
А в борьбе с бандитским отребьем и монстрами излюбленное оружие Хока — боевой топор, Фишер предпочитает меч и кинжал.
Детективы-фэнтези о Хоке и Фишере стали бестселлерами во многих странах мира.»
- То есть, Саймон Грин взял в своё фэнтези те самые ингредиенты, что использовались и в киберпанке: нуарная атмосфера коррумпированного города (в данном случае средневекового магического города), остросюжетный детектив из эпохи 
pulp-fiction и приключения, отдающие дань уважения ранним образчикам жанра меча-и-колдовства. Надо ли говорить, что и здесь хардкорная составляющая выдержана на должном уровне.

Снова Карл Эдвард Вагнер«Дух готики» (1994). Вот оно! Столкновение двух таких разных планет в системе «Фэнтези» в одном рассказе! Вагнер взял героя Муркока - Элрика с его Мультивселенной, да и устроил ему встречу со своим Кейном с его бессмертием и богоборчеством. Получился дикий, гремучий коктейль, однако при этом были стилистически выдержаны и персонаж Муркока, и персонаж Вагнера. И случилась синергия различных по стилю, но схожих по «панковскому» подходу писателей. Не стану пересказывать сюжет, дабы не лишать вас удовольствия самим прочесть этот рассказ.

Джон Ширли«Чародей из Атлантиды» (анг. A Sorcerer of Atlantis, 2021). Хотя бы один фэнтезийный текст от истинного автора киберпанка должен был появиться в списке, и я выбрал этот. Хотя в других жанрах Ширли писал гораздо более панковские вещи (см. трилогию Затмения или книгу «И пришёл Город»), этот роман тоже по-своему бунтарский и нонкомформистский. Ибо использует все традиционные элементы меча-и-колдовства в современном XXI веке, объединяя в гремучий коктейль мифы об Атлантиде, лавкрафтиану и героику в стиле Говарда - и переосмысляет их на новый лад. На русском роман ещё не выходил. О нём тоже было рассказано в «Напарниках меча и колдовства».

На этом я, пожалуй, прерву дозволенные речи. Вижу, что уже и так получился довольно внушительный список. Так быть может, это и есть та самая панк-волна, выраженная в направлении фэнтези? Тот стиль, которому в рамках жанра так и не было дано имени? Что ж, для себя я это имя определил.

А что думаете вы, Искатели?

Спасибо, что читаете. Рекомендуем ознакомиться с другими нашими рубриками и статьями. Подписывайтесь, если интересно. И до новых текстов!

Заходите к нам в ВК !

И заглядывайте в Телеграм !