Найти тему
Любители фэнтези

Напарники меча и колдовства. Часть 4-я

Оглавление
Продолжается наша серия ознакомительных статей-подборок о героях-напарниках в литературе "меча и колдовства". Четвёртая глава, так уж получилось, будет в основном сосредоточена на непереведённых произведениях этого направления героики, где протагонистов всегда двое. Ссылки на предыдущие части - в следующем абзаце.

Часть 1-я

Часть 2-я

Часть 3-я

Итак, продолжим.

1. Пол Кемп - цикл об Эгиле и Никсе

обложка сборника произведений цикла
обложка сборника произведений цикла

Боевой молот да вострый клинок - вот какое сочетание предлагает читателю автор по имени Пол Кемп.

Грабёж гробниц ради развлечения и прибыли, возможно, не будет стабильной карьерой, но Эгиль и Никс не собираются заниматься этим в долгосрочной перспективе. Эгиль — владеющий молотом воин-жрец дискредитированного бога. Никс — мошенник, обладающий достаточными познаниями в магии, чтобы натворить неприятностей. Вместе они стремятся к богатству и славе, но часто оказываются втянутыми в безнадёжные дела — обычно против своей воли.
Так почему же их великий план привёл к неожиданному результату? Проблемы начинаются, когда Никс и Эгиль убивают демонического стража давно потерянного склепа, аннулируя древний договор, заключённый предками неприлично могущественного волшебника. Теперь волшебник не остановится ни перед чем, чтобы не дать этой силе ускользнуть, даже если это означает освобождение хищного зверя из многовековой тюрьмы. И кто лучше, чем Эгиль и Никс — те, кто ответственен за его нынешнее затруднительное положение, — справится с этой неблагодарной задачей?

Повествование достаточно развлекательное, с атмосферой DnD и произведений таких фантастов, как Фриц Лейбер и Джек Вэнс.

2. Джон Ширли - Бримм и Снури ("Чародей Атлантиды")

обложка книги
обложка книги

Доисторическая древность. Допотопная Атлантида на пике могущества. Два друга-воина в поисках приключений. Таковы ингридиенты этого увлекательного повествования на начало книги. Бримм (воин-колдун) и Снури (воин) - северяне из Гипербореи, которые решили отправиться ко двору владычицы одного из десяти королевств легендарной Атлантиды, чтобы победить чудовище и получить награду. Пребывая на древний континент, друзья обнаруживают, что всё совсем не так, как они себе представляли...

Джон Ширли - писатель особый. За произведения начала 1980-х его называли "нулевым пациентом" киберпанка, признавая его первенство, сами основатели жанра У. Гибсон и Б. Стерлинг. Есть в его послужном списке и широкий спектр фантастики: от НФ до сверхъестественного хоррора, и сценарии к супергеройским мультсериалам 1980-1990х, не говоря о том, что он был соавтором сценария культового фильма "Ворон" (1994) - того самого, с Брэнданом Ли в главной роли. К тому же, Ширли является автором многих текстов к песням легендарной группы Blue Öyster Cult - для этих рокеров он пишет начиная с поздних 1990-х. И вот, в 2021-м году выходит новый эксперимент Ширли, теперь уже в направлении меча-и-колдовства. В произведении не обходится без отсылок к другим текстам об Атлантиде - от античности до палп-фантастики XX века. Во время своих атлантических приключений его герои Бримм и Снури (привет Лейберу с бессмертными Фафхрдом и Серым Мышеловом) сталкиваются с различными хтоническими чудовищами, в т.ч. народом Глубоководных (привет Лавкрафту) и находят любовь в лице урартской принцессы Селинн и её боевитой служанки Гриндлы (привет любой героике, начиная с Роберта Говарда).

Эта большая новелла, или небольшой роман, состоит из трёх частей: I. The Swords of Her Heart (два друга прибывают в Атлантиду и сталкиваются с царицей-монстром Клейто), II. Swords for the King (друзья нанимаются на службу к Сквелосу, правителю другого королевства-полиса на Атлантиде, где у Бримма возникает небольшая интрижка с местной королевой Маитой), III. The Destiny of Atlantis (Снури похищают Глубоководные, и Бримм со товарищи отправляется к нему на выручку, а под конец спасает из плена ещё и двух мальчишек, оказавшихся Ромулом и Ремом - будущими основателями Рима).

В общем и целом, читается приятно, с узнаваемыми ходами классики жанра. Книга не переведена, но можем смело порекомендовать любителям меча-и-колдовства, читающим на английском.

3. Говард Эндрю Джонс - цикл о Дабире и Асиме

обложка сборника новелл
обложка сборника новелл

Героическое фэнтези в ближневосточном антураже. Но это вам не ориентальный янг-эдалт для девочек про избранных тинейджеров, хитро маскирующийся под гримдарк, от какой-нибудь Чакраборти или Куанг, а вполне себе приемное "пацанское" фэнтези меча-и-колдовства в новом прочтении этого стиля от Говарда Эндрю Джонса. Мечи звенят, колдовство колдуется, а герои приключаются будь здоров. Есть и элементы детектива.

Говард Эндрю Джонс известен как исследователь творчества Гарольда Лэмба и Роберта Говарда, а также как автор прозы по вселенной Pathfinder и собственных циклов меча-и-колдовства.

"Дабир и Асим" - это приключения в жанре сказок "Тысячи и одной ночи", поданные в стиле историй Роберта Говарда о Конане-киммерийце. Подробнее можно ознакомиться по отзыву в статье Дмитрия Квашнина, опубликованной в журнале "Даркер".

И вот ещё аннотация к первому тому саги:

ХРОНИКА МЕЧА И ПЕСКА: Багдад, 790-й год нашей эры. Халиф Гарун аль-Рашид возглавляет величайший мегаполис на Земле, он - правитель империи, простирающейся от Китая до Византии. Его подвиги будут записаны в «Альф Лейле» или, как мы её знаем, «Книге тысячи и одной ночи».
Но «Тысяча и одна ночь» умалчивает о деяниях и приключениях, которые выпали на долю двух подданных халифа: известного учёного Дабира ибн Халиля и его щита и правой руки Асима эль-Аббаса. За их историей мы должны обратиться к «Хроникам меча и песка»…
ПУСТЫНЯ ДУШ: Среди непроходимых песков древней Аравии два товарища — фехтовальщик и учёный — ищут руины затерянного города Убар. Прежде чем их поиски будут завершены, они сразятся с некромантами и ожившими трупами, они столкнутся с существом, которое с незапамятных времён обменивало мудрость на души людей, и будут сражаться, чтобы спасти душу города.

4. Бошелен и Корбал Брош - "Малазан" Стивена Эриксона

обложка русскоязычного издания сборника
обложка русскоязычного издания сборника

Сказания о Бошелене и Корбал Броше — это серия мрачных и комических новелл, рассказывающих о приключениях титулованных некромантов и их многострадального слуги Эмансипора Риза. Серия входит в цикл "Малазанская Книга Павших".
Стивен Эриксон переключается на новеллы всякий раз, когда ему «нужен настоящий перерыв» от основной серии, и находит их «очень забавными для написания».
Он считает данный подцикл своего рода данью уважения рассказам Фрица Лейбера о «Фафхрде и Сером Мышелове».
В каком порядке читать этот подцикл?
События первых трёх новелл («След крови», «Мутные воды Несмеяни», «Аспид в устье реки Блеклой») происходят до событий «Памяти льда» (третья часть «Малазанской книги павших»), остальные три новеллы («За здравие мертвеца», «Дорога треснувшего горшка», «Изверги Кошмарии») — после.

5. Джарек Мэйс и Оуэн Оделл - роман "Утренняя Звезда" Дэвида Геммела

обложка книжного издания
обложка книжного издания

Внесерийный роман Д. Э. Геммела «Утренняя Звезда», по признанию литературных критиков, стоит ближе всего к жанру меча-и-колдовства, как его понимал этот английский автор. Книга повествует о замечательно прописанных героях – бандите Джареке Мэйсе и барде-магике Оуэне Оделле.

Из книжной аннотации:
Когда ангостинские орды вторглись с юга, когда воцарилось тёмное колдовство и восстали из могил древние короли-вампиры, народ Верхних Земель стал остро нуждаться в герое.
Джарек Мэйс не нуждался ни в чём и ни в ком — даже в барде Оуэне Оделле, с которым странствовал по охваченным войной землям. Но однажды напав на ангостинцев в своих корыстных целях, он стал для горцев новым воплощением Утренней Звезды — легендарного героя прошлого.
Лишь Оуэн Оделл знал, кем был Мэйс прежде: преступником, грабителем, бессердечным вором. И когда грянет решающая битва, Оделл не может предугадать, какой из двух Мэйсов победит: вор, который служит лишь себе, или спаситель угнетённого народа — Утренняя Звезда?

обложка более современного издания
обложка более современного издания

В нескольких своих интервью Геммел упоминал, какое глубокое впечатление оказала на него история Уильяма Уоллеса - шотландского мятежника 13-14 вв. Дело было ещё до выхода фильма "Храброе сердце", и писатель располагал лишь историческими трудами, эпической поэмой Слепого Гарри да разными романтическими переложениями истории сэра Уильяма. Все они сходились в том, что при жизни Уоллес вовсе не был идеальным рыцарем: он грабил и убивал неприлично много даже для мрачного средневековья. Но его вооружённая борьба против англичан, несколько успешных битв, а затем предательство своими же шотландскими дворянами и мученическая смерть на плахе превратили его в народного героя Шотландии и символ освободительного движения.
Так вот, роман "Утренняя Звезда" вырос из увлечения Геммела этим противоречивым историческим персонажем. Здесь Джарек Мэйс - преступник, которому суждено стать героем - фэнтезийная реинкарнация Уильяма Уоллеса. А его спутник бард Оуэн Оделл - тоже, кстати, воин и немного маг - отчасти поневоле становится идеологом восстания и создателем легенды о герое по прозвищу Утренняя Звезда.
История местами напоминает и баллады о Робин Гуде, со скидкой на природу главного героя. В книге Геммел в который раз препарирует тему зарождения героических легенд, что и кто за этим стоит, а также исследует трансформацию в массовом сознании реальной личности в миф.
Роман тоже на русском языке официально не выходил; но есть
сетевой фанатский перевод - ищите да обрящете.

Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь, если интересно. До новых текстов!

Заходите к нам в ВК !

И заглядывайте в Телеграмм !