Найти в Дзене
SK GROUP®

Водородные поезда в России: наше скорое будущее?

Оглавление

С развитием технологий и повышением внимания к экологическим проблемам, все больше стран задумываются о переходе на альтернативные источники энергии. Одним из таких источников является водород – уникальный химический элемент, который может использоваться в качестве топлива для транспорта. В частности, речь идет о водородных поездах.

Источник: Shutterstock AI/FOTODOM
Источник: Shutterstock AI/FOTODOM

Что такое водородный поезд, как он работает?

Водородный поезд работает на основе использования водорода в качестве топлива. Водород хранится на поезде в специальных баках под высоким давлением. Затем водород подается в электрохимический генератор, где он вступает в реакцию с кислородом из воздуха, образуя воду и выделяя электроэнергию. Эта электроэнергия затем используется для питания электродвигателей поезда.

Переход на водород обусловлен рядом преимуществ, среди которых:

  1. Экологичность: Водород является экологически чистым видом топлива, так как при его использовании в качестве источника энергии образуется только вода. Это делает водородные поезда более предпочтительными с точки зрения защиты окружающей среды.
  2. Эффективность: Водородные поезда могут быть более эффективными по сравнению с традиционными поездами, работающими на ископаемом топливе, благодаря более высокой энергетической плотности водорода и возможности использования электричества для движения.
  3. Универсальность: Водородные поезда могут передвигаться не только по электрифицированным маршрутам, но еще и по веткам без электросети, что, безусловно, является очень удобным.
  4. Снижение зависимости от ископаемых видов топлива: Переход на водородные поезда может помочь снизить зависимость от ископаемых видов топлива, таких как нефть и природный газ, которые являются источниками геополитической напряженности и климатических изменений.
  5. Развитие инфраструктуры: Использование водородных поездов может стимулировать развитие инфраструктуры для хранения и транспортировки водорода, что может иметь положительные экономические и экологические последствия.
  6. Экономические преимущества: В долгосрочной перспективе, переход на водородные поезда может привести к экономическим преимуществам благодаря снижению затрат на топливо и увеличению энергоэффективности.
  7. Улучшение здоровья населения: Водородные поезда не производят вредных выбросов, таких как диоксид серы и оксиды азота, которые могут негативно влиять на здоровье людей.

Опыт эксплуатации водородных поездов в Германии

В Германии уже несколько лет эксплуатируются водородные поезда, что свидетельствует о возможности и успешности данного направления. Так, в 2018 году первый в мире водородный поезд проехал с пассажирами по маршруту в Нижней Саксонии через Бремерферд, Куксхафен, Бремерхафен и Букстехуде.

Однако нельзя не отметить, что Германия по состоянию на сегодняшний день пока не завершила полный переход на водородные поезда. И это обусловлено тем, что модели с аккумуляторными электрическими батареями оказались гораздо «дешевле в эксплуатации». Кроме того, 2023 году правительство Нижней Саксонии объявило, что к 2037 году оно заменит оставшиеся дизельные поезда не на какие-либо водородные модели, а на 102 аккумуляторно-электрических «поезда» (тендер на которые будет проведен в этом году) и еще 27 безаккумуляторных электропоездов на одном конкретном маршруте будут полностью электрифицированы (Оснабрюк – Ольденбург).

Поэтому вопрос действительно остается дискуссионным. Очевидным становится то, что для полного перехода к водородным поездам требуется снижение стоимости водородного топлива, что пока, как мы видим, трудно достижимо.

Ситуация в России

Что касается России, то у нас переход на водородные поезда отложен на 2025 год. Это связано с рядом причин, включая отсутствие развитой инфраструктуры, нехватку опытных специалистов, высокую стоимость проектов, ухода ряда производителей и, как следствие, разрыв определенных договоренностей. Несмотря на ряд ограничений ожидаемый запуск планируется уже через год, что, конечно, не может ни радовать. Как отмечают в ОАО «РЖД», водородные составы в тестовом режиме будут испытывать на Сахалине и в Москве.

В заключении отметим, что вопрос скорого будущего эксплуатации водородных поездов как на территории России, так и в Германии, остается открытым. При условии снижения стоимости водородного топлива мы точно увидим, как такие поезда курсируют по стране в скором времени.