- Выберите удобное время. Иногда мы хотим, чтобы нас выслушали немедленно. Но партнер может быть чем-то занят: смотрит телевизор, готовит ужин, отдыхает, работает или просто в не настроении. Зная привычки своего партнера, вы сможете найти подходящий момен для разговора.
Например, «серьезный разговор» вряд ли стоит изчинать перед сном или если ваш партнер только что вернулся с работы. Если вы начали говорить, а партнер вас не слушает, спросите «тебе сейчас удобно разговаривать?» А если обращаются к вам, будьте честными и объясните причину. Не язвите и не отмалчивайтесь.
2.Не уходите от темы. Довольно часто, начав говорить об одном, человек увлекается и перескакивает на другое.
В этой ситуации партнер теряет интерес и отвлекается, разговор не клеится. Чтобы получить желаемый результат, необходимо держаться в рамках первоначальной темы.
Выражать свои мысли четко и ясно, не обрушивать на партнера поток информации, дать ему возможность подумать и ответить.
Фокусируйтесь на главном. Можно договориться с партнером о времени, которое вы уделите разговору: «Мы можем потратить 10 минут и обсудить это с тобой?» Это сделает обсуждение более конкретным и результативным.
3. Сделайте паузу и ждите реакции. Иногда нам хочется высказать сразу все, что накипело, без остановки, не давая партнеру вставить и слово. Не торопитесь, обдумывайте свои слова, делайте паузу и давайте высказаться партнеру: в разговоре должны участвовать двое.
Если вы не уверены, что партнер вас правильно понял, спросите: «Ты можешь повторить, что я сказал(а)?»
Если хотите знать мнение партнера, можно сказать: «Поправь меня, если я не прав(а)». Если вы хотите решить проблему, скажите следующее: «Я бы хотел(а) все-таки решить этот вопрос».
4.Не драматизируйте. Иногда кажется, что для того, чтобы быть услышанным, нужно слегка преувеличить. Иногда в этом и правда есть смысл, но если вы постоянно все преувеличиваете, на это перестанут обращать внимание.
Лучше придерживаться фактов и не нагнетать ситуацию.
5.Говорите спокойно, не уходите от темы, не торопитесь и не повышайте голос. Так больше шансов быть услышанным. Обдумайте, как и что вы хотите сказать, стоит ли приукрашивать факты.
6.Не нападайте. Вы не добьетесь результата, если будете критиковать и обвинять собеседника.
Навешивание ярлыков («идиот», «кретин», «большой ребенок») или преувеличение («всегда ты так») - неверная тактика. Изложить свою точку зрения и настоять на своем можно иначе.
Нужно делать это в более мягкой форме: «ты бы мне очень помог(ла), если бы сделал(а) уборку» и вежливо «был(а) бы тебе очень признателен (на), если бы ты сходил(а) в магазин». Это принесет больше пользы, чем фразы типа: «Таких эгоистов, как ты, еще поискать».
6. Скажите партнеру, что вы хотите решить проблему или поделиться чувствами. Иногда нам просто нужно выговориться. Это нормально, но и партнер должен об этом знать.
Так, можно договориться, сколько времени пара выделяет на обмен чувствами, а затем переходит к решению проблемы либо меняет тему разговора.
Слушать - не всегда значит соглашаться. Иногда мы думаем, что собеседник обязательно должен с нами соглашаться и чувствовать то же, что и мы. Нам кажется, это единственное доказательство того, что нас слушают. Однако это не так.
Слушать - значит слышать, понимать, принимать и перерабатывать информацию. Я могу слушать человека и при этом не разделять его точку зрения. Ты и я - два разных человека. Если я не соглашаюсь с тобой, это не значит, что ты мне безразличен. Это значит, я тебя слышу. Но иногда партнер хочет, чтобы собеседни был согласен с ним на 100%. Это нереально и несправедливо.
Мы должны признать, что все мы разные в этом заключен огромный потенциал роста. Общаясь с тем, кто нас понимает и переживает за нас и кто не согласен с нашим мнением, мы получаем возможность посмотреть на ситуацию с другого ракурса.
8. Уважайте советы. Если вы просите у партнера поддержки и совета, скорее всего, их и получите, совет уж точно. Это может вызвать у вас сарказм и недоверие. Однако партнер старается помочь хотя это, вероятно, не совсем то, что нужно.
Но если вы хотите, чтобы вас слушали, должны уважать советы собеседника. Необязательно им следовать, но обязательно уважать собеседника. Примите его совет как пищу для размышления и не пытайтесь обесценить помощь.
9. Если вы говорите о проблеме, предложите вариант решения. Как я говорил ранее, вы можете хотеть лишь поделиться чувствами и мыслями. Но иногда полезно подумать о возможном решении вероятной проблемы.
Некоторые люди любят сразу переходить к решению, а их собеседникам это кажется преждевременным. Если вы - инициатор разговора, попробуйте действовать следующим образом: описывая проблему, предложите ее возможное решение. Это будет лишь предположительное и предварительное решение, одно из многих. Если вы начнете думать над решением проблемы, это придаст сил. А когда приступать к решению (сейчас, позже или никогда) - решать вам.
10. Цените того, кто ценит вас. Инициатору разговора важно с уважением относиться к своему слушателю, не давить на него и не занимать все его время.
Он должен поставить себя на место слушателя, которому непросто. Конечно, слушая, он может получать от этого удовольствие, но все равно делает это на благо партнера. Почему не поблагодарить его за это?
Поблагодарите партнера за уделенное время и терпение. Цените того, кто ценит вас.