Реальная история. Полина на работе проходила очередной профосмотр. Терапевту не понравились анализы и она направила женщину на дополнительные обследования, но к работе допустила. Полина до последнего откладывала поход по больницам. Она совсем недавно только вышла на работу из декретного отпуска, не хотела отпрашиваться или брать отгулы. После работы бежала за дочкой в садик, потому что муж Михаил работал сутки через трое. Полина и сама чувствовала, что с ней что-то не то. А когда всё-таки дошла до врача, то диагноз её шокировал - онкология. Теперь с Михаилом им предстоял тяжёлый путь лечения. Операция, химия, терапия. Михаил был рядом, говорил, что они справятся, а сам видел, как Полина угасала. Они боролись почти год. Он кормил её с ложечки, носил в ванную на руках, он возил её на инвалидной коляске гулять в парк. Ей было постоянно холодно даже несмотря на то, что на улице было лето. Он закутывал её пледом и они медленно ехали по дорожкам. Полина не хотела уже выходить на улицу, она стеснялась того, как выглядела: потух блеск в глазах, серый цвет лица, на голове косыночка, ноги совсем не слушаются. А Михаил называл её красавицей и целовал её холодные руки. Всё это время бабушка - мамы Полины помогала с внучкой. Она отводила и забирала её из садика, оставляла у себя. Маленькая Женя не понимала что происходит почему все вокруг так часто плачут.
Они вместе боролись с болезнью Полины. Ей было больно, но она улыбалась, понимала, что Мише больнее вдвойне. Они с ней были единым целым, понимали друг друга с полуслова. Он начинал фразу — она заканчивала. Она смотрела на него, он понимал её взгляд без слов. Он не хотел её отпускать, но видимо так решил кто-то свыше, а его оставил зачем-то здесь, на земле. Полина умерла на руках у мужа и матери. Последние дни она изредка приходила в себя, смотрела на родных и в уголках губ была улыбка.
Михаил не понимал как жить дальше, да и жить дальше ему совсем не хотелось. Маленькая Женя, как чемодан без ручки переходила от одних соседей к другим. Смерть, похороны, поминки...
Жене всего четыре, с ней нужно заниматься, косы заплетать, в садик водить, кормить в конце концов. Тёща предложила забрать Женечку на время к себе. Тогда Михаилу это показалось отличным вариантом для девочки. Юлия Александровна жила в трёх остановках от Михаила, поэтому он в любой момент мог увидеться с ребёнком.
Но Михаил выбрал другой путь - он начал пить. Приходя вечером с работы, он брал в магазине бутылку водки, выпивал и ложился спать. Он привык так засыпать, по-другому у него уже не получалось.
Юлия Александровна понимала, что зятю плохо, но плохо было не ему одному, и ей, потерявшей единственную дочь, и маленькой Женечке, оставшейся без мамы. Но они почему-то держались в отличии от него. Юлия Александровна ругала зятя:
-Возьми себя в руки, ты же мужчина.
-Отстаньте, дорогая тёща, у меня горе...
Спустя время Михаила выгнали с работы. Руководство старалось с пониманием отнестись к его горю, все мы люди, но его пьянство перешло все границы.
Теперь Михаил лежал дома, без работы, но с бутылкой, завесив шторы, страдал. Пришла тёща, долго звонила в дверь, никто ей не открывал. У неё оставался экземпляр ключей от их квартиры. После смерти дочери она никогда им не пользовалась, но тут решила открыть дверь своими ключами.
Спёртый запах, всё в бутылках и грязной посуде, Михаил лежал на диване. Юлия Александровна села рядом:
-Миша, сколько всё это будет продолжаться?
Мужчина приоткрыл глаз, он еле шевелил языком.
-Юля Александровна, уйдите, без Ваших нравоучений тошно. Да что Вам всем от меня нужно?
-Мне деньги нужны, Женечке костюмчик на осень нужно купить и сапожки. Твой ребёнок растет. Понимаешь - ТВОЙ, а не мой.
-У меня денег нет.
-Так, друг мой, я не нанималась воспитывать твою дочь. Даю тебе неделю привести квартиру в порядок, устроиться на работу и забирай Женечку. В противном случае пусть её забирают в детский дом.
-Что Вы несёте? Какой детский дом?
-Какой - узнаешь потом у органов опеки. Надеюсь ты меня услышал.
Юлия Александровна повернулась и вышла из квартиры. Она стояла ещё несколько минут на площадке в замешательстве. Что она будет делать, если Михаил не возьмётся за ум. Ведь её девочка - это всё, что осталось у неё от любимой дочери. Естественно, что ни в какой детский дом она не отдала бы свою кроху. Но и смотреть на то, как её зять опускается на дно она тоже не могла. Может когда-то давно она и не одобрила выбор своей дочери, но всё же приняла его в семью. Она знала, что Полина любила мужа и была с ним счастлива.
Михаил повернулся на другой бок и уснул. Проснувшись среди ночи он пошёл на кухню попить, в голове крутились смутные воспоминания о визите тёщи. Он вспомнил, что она ему сказала, что через неделю он должен будет забрать Женечку домой.
Проходя мимо комода он увидел фотографию на которой ещё год назад была счастливая, улыбающаяся семья. Он взял фотографию, сел на диван и заплакал. Возможно плакал не он, а водка в его крови. Ему стало жалко Полину, себя и Женю.
-Поля, без тебя я не живу. Знаю, что ты приглядываешь за всеми нами с небес и моё поведение тебе не нравится. Я был сильным пока ты была рядом, а сейчас я слаб. Я не понимаю что мне делать.
Утром Михаила разбудил телефонный звонок. Мужчина не хотел брать трубку, но кто-то упорно продолжал звонить. Это был его приятель, спросил не ищет ли кто из его знакомых работу. У них на предприятии открывается новый цех, срочно нужен наладчик оборудования. Михаил сказал:
-Не знаю, дружище. Ты извини, мне бежать нужно.
Положил трубку, руки тряслись с похмелья. Михаил обулся и вышел в магазин. Он знал, что денег у него практически не осталось. Он не работал, снял со счёта всё, что было, уже умудрился заложить в ломбард ноутбук.
Проходя мимо витрины, он увидел себя в отражении, он скорее был похож на опустившегося пьянчужку, чем на 35 летнего мужчину с высшим образованием. Он понял, что не только плохо выглядит, он стал пахнуть. Запах пота смешался с запахом перегара, мочи и немытого неделями тела. Он осознал, что не помнит когда последний раз чистил зубы. Михаила передёрнуло от этого. Но он всё равно зашёл в магазин за полтрашкой крепкого пива, понимал, что иначе, просто помрёт.
Выйдя из магазина, и осушив одним залпом полбутылки, Михаил направился домой. Опять на глаза попалась семейная фотография и тут мужчина вспомнил Женю - свою малышку, которая ни в чём не виновата. Она потеряла мать, а сейчас практически потеряла и отца.
Михаил перезвонил приятелю:
-Макс, дружище, возьмите меня наладчиком к себе в контору?
-Ты что, Мишань, в работяги подался?
-Так надо.
-Ну хорошо, приходи завтра на собеседование.
Михаил лёг на диван, его голова раскалывалась, внутри всё тряслось, но он решил, что пора с этим заканчивать. Он не опускался на дно, он уже давно на нём лежал.
Проснувшись ближе к вечеру, Михаил понял, что в шкафу совершенно нет чистых вещей. Он достал джинсы, рубашку и пошёл их стирать. Не было ни порошка, ни мыла. Он замочил вещи в ванной и просто мял их руками.
В зеркале на него смотрел обросший, опустившийся мужик. Приведя более менее себя в божеский вид Михаил зашёл на кухню.
Горы грязной посуды и пустых бутылок, пустой холодильник и вонь из мусорного ведра. В шкафу в ведре лежало немного дряблой, проросшей картошки. Это лучше, чем ничего. Оказалось, что масла, чтобы пожарить картошку у него тоже нет, пришлось отварить. Это был более менее приличный обед, по крайней мере горячий.
Михаилу сильно хотелось выпить, но он держался. Он долго не мог уснуть, несколько раз садился на диван и думал встать и сходить в ночной магазин.
Михаила с его образованием взяли на работу, но руководителя смутил внешний вид мужчины, видимо приходилось встречаться с запойными. Он его сразу предупредил, что за появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения или с похмелья он будет сразу уволен.
-Дайте мне шанс, я Вас не подведу.
Теперь у Михаила была работа, которая ему нравилась. Со временем он вновь стал чувствовать себя нужным и полезным.
Через три дня Михаил пришёл к Юлии Александровне. Она была рада его увидеть трезвым. Женечка кинулась к отцу, обняла его за шею и не хотела отпускать. Михаил попросил дать ему время:
-Пусть Женя побудет у Вас пока я не получу авансы, тогда смогу забрать дочь домой.
Тёща одобрительно кивнула. Предложила Михаилу пообедать с ними.
-Худющий совсем стал от такой жизни.
Как давно он не ел суп, наверное с тех пор, когда ему варила его жена - его Полиночка. Он попросил Юлию Александровну научить его готовить такой суп, он будет его варить для Женечки. Юлия Александровна подошла к Михаилу сзади и погладила его по голове. Некогда чернющие волосы пестрели сединой. Тогда уже женщина понимала, что Михаил со всем справиться, что не могла её дочь полюбить плохого человека.
Бабушка с удовольствием бы воспитывала Женю сама, девочка для неё была всем. Но она понимала, что отцу она нужнее. Будет тяжело — Юлия Александровна всегда рядом, всегда готова прийти на помощь.
Михаил справился, ему помогла дочь и память о своей любимой жене. Порой кривые косички или колготки, одетые задом на перёд, но всё это ерунда. Он учился варить кашу, которая отказывалась получаться без комочков, учился стряпать блины, которые были толщиной в палец. Женя хохотала весело на кухне:
-Папуля, звони бабе, она придёт и протянет тебе руку помощи. Без неё тебе не справится с блинами.
Михаил стал улыбаться. А через год в их доме появилась женщина. Они познакомились на том предприятии, где сейчас Михаил работал. У Ольги была дочка от первого брака. Девочки подружились. Ольга оказалась мудрой женщиной, которая нашла с Женечкой общий язык, хотя поначалу это было сделать непросто.
Спустя время Ольга родила Михаилу дочь. Юлия Александровна с удовольствием принимает к себе всех трёх девчонок, считает их внучками, а себя богатой бабушкой.
Теперь у Михаила три дочери, жена и любимая тёща - бабье царство. На подарки к 8 марта начинает копить тёще до новогодних праздников.
Михаил признаётся, что, если бы не Женечка и не Юлия Александровна, то он бы сам вряд ли поднялся с того дна куда опустился. Он не забыл о первой жене, они с Женечкой часто её вспоминают, фотография мамы стоит в комнате у Жени. Михаил говорит, что когда-нибудь они с Полиной встретятся и ему не будет стыдно за то, как он воспитал их общую дочь.