- Есть две легенды, почему эта гора называется Еленка. Одна грустная, другая веселая. С какой начнем? - спрашивает Ира, наш гид, про скалу, гордо возвышающуюся из замёрзших вод Малого моря.
- С грустной. Чтобы закончить весёлой, - выбираем мы.
Ира рассказывает про девочку, которая спасалась от голода, собирая чаячьи яйца на этой скале, и погибла, когда сорвалась с неё. Её звали Елена. Поэтому скала - Еленка.
Мы молчим. А что тут сказать? И правда грустно.
- А вторая легенда... Если вот так посмотреть на скалу, она напоминает шапку Наполеона, ну, треуголку, видите? - спрашивает Ира.
Мы киваем. Видим.
- Ну вот, - продолжает Ира. - А Наполеона сослали куда? Правильно! На остров святой Елены! Поэтому и скала - Еленка.
- Так какая правильная-то? - спрашивает кто-то.
- Выбирайте сами, - улыбается Ира.
Она прикольная. Видно, что любит людей и Байкал. Как-то я прибежала к ней, напуганная: мы с моей подругой Катей гуляли вокруг скалы и услышали зловещий треск льда, прямо вот громкий-громкий, перепугались и бегом к группе, к Ире, к машинам.
А Ира нас успокоила, сказала, что лёд может трещать, и это нормально, он просто общаться хочет.
- Неужели ты сама совсем не боишься? Даже когда заканчивается сезон, и лёд начинает таять под ногами, - спрашиваю я Иру, успокоившись. - У тебя же дети.
Всё-таки это будоражащая воображение история - находиться в середине огромного озера, до дна которого - 124 метра (мы были на ледовой станции "Боро-Боро", и там стояла табличка - сколько километов до Москвы, сколько до Иркутска, сколько до дна), а рядом стоит огромный трэкол и при этом трещит лёд.
Трэкол - это машина-вездеход на шинах пониженного давления, амфибия, которая умеет передвигаться по воде и держаться на плаву.
- Хочешь честно? - отвечает Ира. - Я большой воды очень боюсь. Мне тут нагадали, что я в прошлой жизни утонула, и оттуда такой страх воды.
- Даааа, и при страхе воды ты прямо не ошиблась с выбором профессии, - смеёмся мы.
- Но сейчас лёд абсолютно безопасен. К началу апреля можно волноваться, но не сейчас.
Я думаю о том, как здорово, что некоторые люди не идут на поводу у страхов. Думают: "Это же просто страх, он не должен быть главным дирижёром в моей жизни". И идут на зов своего сердца. Ира отличный гид, внимательный и неравнодушный.
На ледовой станции мы играли в ледовый боулинг.
Я кинула шар - и выбила страйк (все кегли сбила). Молодец!
Потом Катя кинула - и тоже выбила страйк. Молодец!
Потом Дима кинул - и тоже выбил страйк. Молодец.
- Тут, вероятно, не мы молодцы такие, а всё так устроено, что как бы ты не кинул, всегда выбиваешь страйк, - предположила я.
- Нет, - сказала Катя. - Это мы молодцы. А всё устроено так, что выбить невозможно.
Я рассмеялась и согласилась. Ну ведь и правда: событие одно и то же, а нам нужно только выбрать к нему интерпритацию.
Это как в парке ледовой скульптуры на Ольхоне мы видели скульптуру из льда в виде ванны, полной воды. В роли воды тоже лёд.
Но другие решили, что это стеклянный гроб для спящей красавицы. Каждый сам выбрал интерпритацию: гроб или ванна.
Или водитель серой "буханки" (машинка такая) обиделся, что его буханку назвали серой.
- Она не серая. Это цвет - белая ночь! - сообщил он.
Мы сами выбираем то, что видим и как.
И зачем.
- Ир, слушай, - говорю я вечером Ире. - Легенда. Однажды юноша влюбился в красивую девушку, которая ходила к Байкалу за водой. Но сердце девушки молчало. "Ну что мне сделать, чтобы ты полюбила меня?" - воскликнул юноша. "Подари мне то, чего ни у кого нет", - улыбнулась красавица. Она думала, что дала юноше невыполнимое задание. Но на следующий день юноша привёз её к горе, которая возвышается из Малого моря, и сказал: "Это твоя гора. Её зовут в твою честь, Еленка!" И они полюбили друг друга. И случилась любовь на века.
- Что это?
- Это легенда, Ир, - поясняю я. - Мы же сами выбираем, во что верим, в какую интерпритацию событий. Ты предложила две легенды про то, почему гору Еленка зовут Еленка. Вот тебе третья. Она не грустная и вполне логичная. А ещё она про любовь. А любовь - всегда актуальна.
- Да, но на Байкале все легенды - не выдуманный маркетинг, а правда. По-настоящему!
- Ира, мы сами решаем, какое прошлое - настоящее... И любовь - это то, во что всегда хочется верить.
Мне кажется, Ира нас запомнит.
Байкал - такая пересборка мыслей...