Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Зимняя вишня» - без права на хэппи-энд

Мелодраму «Зимняя вишня» (1985) до сих пор обсуждают много и с удовольствием. И да – не надоедает. Фильм Игоря Масленникова – настоящий шедевр, хотя, на момент премьеры казался обычным-типичным. Однако не забыт.

Вместе с тем, фильм – страшный. Реально. Во-первых, потому что в нём есть три варианта ущербного пути – битая хоккеистом Валюшка, стойкая разведёнка Лариса и, наконец, печальная полюбовница Оля, ждущая своего потёртого Вадима.

Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Во-вторых, потому что здесь принципиально отсутствует хэппи-энд. Просто, как вариант развития. Валентину так и будут лихо колошматить, Лара так и останется держать оборону от «этих мужиков», а Оленька сделала выбор в пользу томительного ожидания, редких встреч и – разочарований.

Этим «Зимняя вишня» отличается от «Москва слезам не верит» - в последней всё оптимистично. У Тоси – муж-дача-трое детей, у Кати – высшее достижение, Александра и – принц Гоша, а Людмилочка – та, по-прежнему, исполнена грёз о выгодном спутнике жизни, причём, имея московскую квартиру, набитую антикварными комодами.

Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Все женщины получили своё по первому разряду. Во всяком случае, московский финал – на мажорной ноте. А «зимне-вишнёвые» ленинградские дамы? Этим – ни черта. Тотальный минор и серенький морок, иногда скрашиваемый воплями побиваемой Валентины. Но всё внимание на Ольгу, как на главное действующее лицо.

Эта женщина привыкла жить «со сломанным выключателем» - я как-то уже писала, что именно этот бытовой момент гораздо больше символизирует кино-фабулу, чем метафорическая вишня.

Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Как правило, все обращают внимание на то, что Ольга променяла респектабельную, хотя, наверное, и скучноватую жизнь с Гербертом на продолжение вялотекущего горе-романа с Вадиком. Но не этот момент – самый печальный.

В конце-то концов, женщина не любила упакованного прибалта. Так, был приятен, как все обходительные, заботливые, красивые люди. Она не могла отказать Герберту, но не и не хотела с ним ехать, а тут подвернулся случай ничего не менять в накатанной жизни.

Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Самый ужас не в том, что она не поехала в Швейцарию, а в том, что она опять оказалась в своём дворе-колодце с этим Вадимом и унылыми грёзами о совместной жизни.

Больше того, если бы герой Виталия Соломина всё-таки разорвал семейные путы и прибежал к Оле с маленьким чемоданчиком, вчерашние любовники надоели бы друг другу быстрее, чем закипел совместный утренний чайник.

Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Их союз кое-как держался на мимолётности встреч, воспринимавшихся, как праздник. Унылая Оля с её скорбным личиком жертвы транслировала зрителю: счастья нет и не будет. Только скука.

Разрыв с Вадимом тоже ничего не изменил бы – она словно обречена быть скучной. Она как бы говорит своим видом: «Счастливый путь мне заказан, да и не нужен. Пойду ещё немного пострадаю».

Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Иногда пишут, что виновата в том актриса – Елена Сафонова со своей меланхолией в очах, но, даже, если заменить её, допустим, на бодрую Елену Цыплакову, ничто не изменится. Просто было бы чуть больше агрессии.

P.S. Я не рассматриваю коммерческие продолжения «Зимней вишни», снятые в 1990-х – это вообще не искусство, а потому развиваемые там сюжетные линии малоинтересны априори.