79,3K подписчиков

Зимники — дороги жизни и смерти на Крайнем Севере. Как выглядят и чем отличаются

992 прочитали
Путешествия
Больше по теме

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами. А расстояния там между населенными пунктами гигантские, и как-то нужно завозить продовольствие, топливо, технику, осуществлять строительство объектов. И не во все поселки, которые стоят на реках, можно завезти что-то по воде, далеко не все реки в верховьях на Севере судоходные. Да и сезон навигации очень короткий.

Москвич в Арктике
Москвич в Арктике

Поэтому когда устанавливается стабильно морозная погода, здесь начинают прокладывать зимники — сезонные дороги в холодное время года по местам, где в другое время года проехать невозможно: болота, озера, реки, тундра. Но и зимник зимнику рознь. В зависимости от природно-географических условий зимники тоже бывают разные, напишу основные виды и как они устроены.

Таежный зимник

Чтобы построить таежный зимник, дожидаются, когда почва замерзнет, а вместе с ней и заболоченные территории, после чего снег на потенциальной дороге либо счищается прямо до земли тракторами, либо уплотняется тяжелой техникой до состояния "асфальта"

Зимник в Якутию
Зимник в Якутию

На зимниках, где хорошо постарались и почистили дорогу, получается настоящий хайвей, где можно разгоняться до 100 км в час.

Москвич в Арктике
Москвич в Арктике

Так выглядит зимник из Иркутской области в западную часть Якутии, который идет вдоль промыслов

Москвич на зимнике в Якутии
Москвич на зимнике в Якутии

Ну а если особо не выравнивали, образуется вот такой кочкарник, который душу вытрясет, да и разогнаться по нему невозможно.

Москвич на зимнике в Якутии
Москвич на зимнике в Якутии

Да и в сильные холода металл становится очень хрупким и ломучим, поэтому нужно быть очень осторожным.

Зимник в Якутии
Зимник в Якутии

Тундровой зимник или наливной

Основная проблема тундры — отсутствие растительности и рельеф, где дуют постоянные ветра, которые могут легко замести дорогу. Кроме того, в тундре легко повредить почвенно-растительный покров, который очень долго восстанавливается.

Зимник в Арктике
Зимник в Арктике

Поэтому главная задача при строительстве такого зимника — поднять уровень дороги над уровнем тундры, чтобы снег его не заметал, а зимник служил подольше и автомобили при езде по нему не портили покров тундры. А вот как его может запечатать, если не приподнять его.

Москвич в Арктике
Москвич в Арктике

Для этого сначала по тундре размечают оптимальный маршрут без впадин, если это возможно, куда может задуть много снега во время метели.

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами.-9

Снег проливается водой и все это замерзает, образуя ледяную подушку, которая потом выравнивается. Такой процесс повторяется несколько раз, чтобы наморозить слой и поднять его выше уровня тундры.

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами.-10

Речной зимник

Когда река замерзает, она образует то, что в таком дефиците в этих суровых краях – ровную поверхность. И хотя ровная она далеко не везде и далеко не всегда, иных вариантов нет. Тут главное, чтобы поверхность не была заторошена. Иногда такой зимник еще называют "ледовой дорогой"

Москвич в Арктике
Москвич в Арктике

Сначала ждут, когда стабильные морозы проморозят лед реки на необходимую глубину, а потом расчищают дорогу от снега по самому оптимальному маршруту.

Москвич в Арктике
Москвич в Арктике

Обычно стараются придерживаться одного из берегов, чтобы риск провалиться был бы минимален.

Москвич в Арктике
Москвич в Арктике

Ледовая переправа

Отличается от речного зимника тем, что идет не вдоль реки, а поперек в тех местах, где нет мостов (летом там обычно ходят паромные переправы). Для укрепления льда и увеличения максимальной грузоподъемности обычно регулярно проливается водой, чтобы быстрее наморозить необходимую толщину.

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами.-14

Ледовые переправы рядом с населенными пунктами иногда оборудуются КПП

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами.-15

Зимой это настоящие дороги жизни, а весной, когда начинает теплеть, они превращаются в дороги смерти. Я делал подробный пост, где показывал, как зимники превращаются в болото.