Проектированием занимаются архитектурные студии и архитекторы одиночки. Разберемся, чем они отличаются друг от друга, и расскажем, кого лучше выбрать для работы над проектом.
Как работает архитектурная студия
В студии одним проектом занимаются несколько человек и каждый выполняет свою работу в зависимости от квалификации: ведущий архитектор придумывает, общается с заказчиком, архитектор проектирует, техник-архитектор чертит. Чем больше людей в коллективе, тем проще обеспечить равномерность нагрузки на каждого. Благодаря разделению труда студия может выполнять несколько проектов одновременно. Только одна проектная группа (а в студии их может быть больше) в состоянии вести сразу 4-8 проектов.
Чем больше людей, тем неравномернее мотивация и производительность и тем больше потери времени. Особенно страдают коммуникации с клиентом и внутри студии — ответственность рассредотачивается, поэтому они могут тормозиться и вовсе подвисать. Это плохо сказывается на скорости работы, но тем не менее из-за разделения труда студия в целом проектирует быстрее.
Студия — это команда, поэтому в случае «потери бойца» (уволился, ушёл на больничный, произошёл форс-мажор) его можно относительно легко заменить. Более того, часто на определенный вид работы назначают исполнителя, у которого она получается лучше всего. Это позволяет оптимизировать качество проектов.
Коллектив постоянно поддерживает позитивные штуки типа внутренней конкуренции, взаимной конструктивной критики, общения, обмена идеями. Причем, часто они поддерживаются сами по себе, просто потому что людям свойственно общаться. В студии конкретному архитектору меньше шансов закостенеть, свалиться в самоповторы и даже плагиат — тут же заметят и пожурят.
Знания в коллективе (в том числе о проекте) распределены между разными головами. Это неизбежно приводит к ошибкам координации. Например, техник может начертить не то, что имел в виду ведущий архитектор, а тот может просто не заметить ошибку — чем больше людей, тем больше ошибок. И если у студии нет специальной системы контроля качества, в сумме по этому пункту она немного проигрывает одиночке.
Стоимость работы студии будет выше, чем у архитектора-одиночки: чем больше людей, тем больше расходы на управление ими и накладные расходы. К тому же коллективу нужен офис и всё, что с ним связано (да, даже с развитием удалёнки!), а это существенные суммы.
Теоретически студия может выполнять проекты любой сложности и любого размера, и ей легко получить членство в СРО.
Как работает архитектор-одиночка
В отличие от студии, архитектор-одиночка держит всё в одних руках (в голове), поэтому для него делать два-три проекта, находящихся в одной стадии, — очень нетривиальная задача. А постоянно вести больше четырех проектов одновременно архитектор-одиночка просто не сможет — у него для этого практически нет резервов.
Одиночка имеет шансы гораздо эффективнее использовать своё время. Он обычно максимально мотивирован и, соответственно, производителен, но в целом проектирует несколько медленнее, чем студия. Отчасти из-за невозможности запараллелить несколько проектов, а отчасти из-за отсутствия команды — если архитектор-одиночка заболеет, работа встанет. Это компенсируется высокой скоростью реагирования и отсутствием длинных коммуникативных цепочек.
Из-за того что архитектор-одиночка делает всё сам, может страдать качество некоторых работ. Он может классно придумывать, но плохо чертить. Или эффективно общаться с подрядчиками, но плохо эскизировать. Одиночка лишен плюшек коллективной культуры. Ему нужно специально заботиться о самокритике, общении, притоке новых идей, поэтому такой архитектор с большей вероятностью может закостенеть.
Поскольку все части проекта находятся в одной голове, ошибки координации у одиночки встречаются гораздо реже. А вот погрешности в проектировании могут быть: заметить и исправить свою ошибку сложнее, чем чужую. Тем не менее, в сумме одиночке выдает результат более чистый и продуманный.
Архитектору-одиночке не нужен офис — он может работать где угодно. Его накладные расходы составляют малую долю от накладных расходов студии, поэтому при прочих равных условиях заказать проект у него будет дешевле, чем в студии.
Одиночка не может получить членство в СРО — нужно как минимум быть ИП и иметь еще одного сотрудника в НОПРИЗ. Это ограничивает его либо суммой договора (не больше 3 млн. рублей), либо проектированием частных жилых и малоэтажных зданий.
Кого выбрать
Выбор между студией и архитектором-одиночкой зависит от задачи:
- Архитектор-одиночка прекрасно подходит для проектов от небольшого до среднего размера. Большие проекты одиночка в любом случае не тянет. Студию, наоборот, неэффективно нанимать на маленький проект — ее работа будет стоить потенциально раза в 2 дороже, а то и больше. Но студия отлично справится со средними и большими проектами.
- Архитектор-одиночка (без СРО) не может делать проекты, договорная стоимость которых больше 3 млн руб. Впрочем, 3 млн руб. — это не так мало, в зависимости от ценообразования архитектора столько может стоить проект площадью до 1000 кв. м. Отсутствие участия в СРО может быть реальным ограничением в проектах для «серьезных» клиентов. Для них членство в СРО — обязательный фактор.
- Если архитектор-одиночка работает самостоятельно недавно, то лучше насторожиться. Если он работает в таком режиме лет 5 и более, скорее всего все в порядке.
- Одиночка хорош в камерных проектах в режиме один-на-один с заказчиком, для работы в дружеской манере. Студия скорее будет работать в режиме более деловой коммуникации, общение может быть более сложным.
- Одиночка хорош для глубокого продумывания небольших проектов, для которых он может выдать заметно более целостный результат.
- Если нужно проектировать с максимальной скоростью, то лучше выбрать студию. Если важнее быстрая обратная связь, то одиночка скорее всего будет предпочтительней.
- При работе с одиночкой нужно обязательно смотреть на авторский стиль. Если у архитектора есть авторский стиль, то скорее всего он в нем и будет лучше всего работать. Если ставить задачу сильно отличающуюся, то одиночка может просто не переключиться. Работа со студией хороша тем, что можно вместе с разными архитекторами нащупывать разные направления.
При выборе архитектора – хоть студии, хоть одиночки – обязательно посмотрите портфолио. Лучше, если у выбранного вами исполнителя будет успешный опыт проектирования разных объектов, в том числе таких, который нужен вам.