Самый распространенный вопрос, с которым я сталкиваюсь на консультациях с родителями, касается выбора образовательного маршрута. Проще говоря, перед всеми родителями дошкольников маячит этот страшный выбор: ресурсный класс? Инклюзия? Школа 8-го вида? Семейная форма обучения? Очная или очно-заочная? Я сейчас намеренно соединил все эти понятия в одном вопросе, потому что именно с этим приходят родители: они не просто не понимают разницы, но и не обязаны знать, в чем она заключается.
А основной миф, с которым я сталкиваюсь, звучит так:
Особому ребенку очень важна социализация, и нужно любыми усилиями попасть в среду нормотипичных детей, посещать обычный класс, «жить обычной жизнью», и это решит многие проблемы.
Нет, это заблуждение.
Опыт показывает, что массовый класс - это далеко не во всех случаях правильный и разумный выход. Точно так же, как не является таким «выходом» и обычная школа, ведь в погоне за «нормальностью» для особого ребенка родители всеми силами избегают попадания ребенка в пресловутую школу «8го вида» или любое другое коррекционное образовательное учреждение.
Когда семья всеми силами добивается того, чтобы особый ученик обучался в массовом классе, то это решение имеет большее значение для самих родителей, нежели для детей.
Что я могу утверждать на базе того опыта, который я получил, работая в инклюзивных классах? Инклюзивный класс необходим для того, чтобы стимулировать саму школу развиваться. Для обеспечения равными правами всех детей вне зависимости от того, есть ли у них какой-то диагноз или нет, для того, чтобы справиться со стигмами.
Практика работы в инклюзивном классе нужна для того, чтобы повысить квалификацию учителей, расширить видение школьной администрации: чтобы в школах появлялось то, что априори должно быть в любой школе. Чтобы всем стало очевидна необходимость вводить нелинейное расписание, нелинейную аттестацию, чтобы современный подход к обучению детей появлялся у всех и закреплялся повсеместно и распространялся на всех детей.
В этом огромная польза инклюзивных классов.
Для самого же ребенка с инвалидностью в нём нет какой-то острой необходимости и безоговорочной пользы. И академическую, и внеакадемическую часть мы можем дать ребенку гораздо эффективнее, если не будем гнаться исключительно за общеобразовательной школой и общеобразовательной программой.
Что может дать массовый класс ребенку с особыми образовательными потребностями?
👀 Вы не поверите.
То же самое, что любому другому ребёнку.
Одноклассников и всё, что с ними связано: дружбу и совместные игры, вражду и ссоры, взаимовыручку и буллинг, «Маша, дай списать!» и «А он меня толкает!». Я не вижу большой разницы между детьми с инвалидностью и детьми без инвалидности. И большой класс - это прежде всего большой детский коллектив со всеми плюсами и минусами. Нужно ли это ребенку, подходит ли ему это, нужно решать не столько взрослым, сколько самому ребёнку (✍ вновь помечаю, о чём поговорим в будущем: о то, что же делать, если ребенок не может принимать таких решений!).
У любой инклюзивной школы есть один огромный плюс. Он перекрывает все минусы, но только при условии, что соблюдается единственный фактор.
🏡 Если инклюзивная школа находится рядом с вашим домом. В идеале - в соседнем дворе. В крайнем случае, в пяти минутах от вашего дома она точно есть. В этом случае инклюзивная школа для вашей семьи - очень хороший выход.
Инклюзия для семьи с особым ребенком - это нормализация жизни. Ребенок и родители могут не менять свой привычный образ жизни, и когда приходит время идти в первый класс, то ребенок идет в школу рядом с домом, у него самое традиционное первое сентября с линейкой и гладиолусами, у него одноклассники со всеми вытекающими плюсами и минусами.
Когда где-то есть инклюзивная школа, одна на весь город или на весь округ, и вам нужно полтора часа до нее ехать от дома, чтобы успеть к первому уроку - это уже неинклюзивно в первую очередь для самой семьи. И совершенно непонятно, зачем гнаться за именно такой школой, если родителям и ребенку придется полностью перекроить свой обычный жизненный уклад. И если уж семье приходится куда-то возить ребенка, то и условия в этом образовательном учреждении должны быть максимально подходящие для ученика. Это будет более подходящим вариантом и в отношении академической успеваемости, и в плане внешкольной части социальной жизни.
Проще говоря, я действительно считаю, что любая школа должна быть инклюзивной. В любой массовой школе должны быть специалисты, которые сумеют работать с любым ребенком (вне зависимости, есть у него инвалидность, или какие-то особенности развития, или просто какие-то специфические потребности, которые выделяют его из разряда «среднестатистических»). Тогда стремление во что бы то ни стало «попасть в инклюзию» перестает казаться чем-то фантастическим. И становится нормой.