Безопасность – важнейшее условие динамичного развития государства, общества, каждого человека. Закономерно то особое внимание, которое уделяется вопросам безопасности, защищенности национальных интересов в ходе законотворческой работы. Под правотворчеством в сфере безопасности в следует понимать деятельность государственных органов по разработке, принятию, новации правовых актов, отражающих сущность государственной политики в целом в области безопасности.
Выделяются две формы проявления правотворчества в сфере безопасности.
Правоустановительная форма выражается в установлении общеобязательных правил поведения, соблюдение которых способствует сохранению правопорядка, а также создания нормативных предписаний для рационального, с точки зрения безопасности, регулирования общественных отношений. Правоустановительная форма предполагает оптимизацию правовой системы, заключение в правовые рамки тех общественных отношений, которые сложились до нормативного регулирования и которым следует придать юридическую форму. Процессы заключения в правовую форму уже существующих отношений, а также непосредственная правотворческая деятельность, способствует возникновению новых общественных отношений, и ограничению или вытеснению иных, противоречащих государственным интересам или даже способным им навредить.
Поскольку защиту общественной безопасности Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральное законодательство предоставляет значительные полномочия органам власти субъекта Российской Федерации в данной сфере правового регулирования. Так, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставляет полномочия высшему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации по разработке и осуществлению мер по реализации, обеспечению правопорядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, а также по осуществлению в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Небезынтересным представляется факт о том, что отнесение вопросов общественной безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, а полномочия по финансированию некоторых сфер безопасности, в том числе возложены на органы исполнительной власти субъекта. Так, законом предусмотрены полномочия по:
- предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях
- предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий
- организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами
- обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах
- осуществления полномочий в области пожарной безопасности
Важно отметить, что законодательно предусмотрена возможность передачи полномочий Российской Федерации субъекту, если осуществление таких полномочий требуется на территории субъекта и необходимо для реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Предусмотренный механизм наделения полномочий и их осуществления, на сегодняшний день, функционирует в Москве на высоком уровне.
Правительство Москвы в рамках деятельности подзаконного правотворчества успешно осуществляет государственную политику в сфере безопасности на территории столицы, уделяя особое внимание продовольственной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, безопасности транспорта, совершенствованию системы обеспечения правопорядка. Данные полномочия представляют собой лишь малую часть общегосударственных компетенций в сфере безопасности. Формой обеспечения безопасности субъекта выступает государственное управление, позволяющее осуществлять целенаправленное воздействие на развитие социальных процессов, организацию функционирования общественных институтов в соответствии с установленными федеральными нормативными правовыми актами, оптимальным образом адаптировать федеральные стандарты безопасности к возможностям и особенностям столичного мегаполиса. Правительство Москвы учреждает органы, сосредотачивающие комплекс компетенций по взаимодействию с федеральными органами государственной власти в сфере безопасности: Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве Москвы, Антинаркотическая комиссия в городе Москве; Антитеррористическая комиссия города Москвы и постоянно действующее Координационное совещание по обеспечению правопорядка в городе Москве.
Особый интерес представляет Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. Департамент обладает широкими полномочиями, обеспечивает безопасность населения, отвечает за поддержание общественного порядка, организацию публичных и массовых мероприятий, выступает как координационный орган между исполнительной властью субъекта и правоохранительными органами. В рамках правотворческого процесса, издает приказы, представляющие собой акты управления, многие из которых не подлежат опубликованию исходя из соображений антитеррористической направленности. Те акты, что в соответствии с законодательством Российской Федерации непосредственно касаются прав граждан, публикуются в установленных законом источниках. Также, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы», участвует в согласовании проектов нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасности в городе Москве.
Москва является крупнейшим городом страны и обеспечение безопасности является центральным условием жизни его населения. На безопасность в столице влияет множество факторов. Во-первых, это проблема нацеленности на московский регион террористических организаций и интенсивность миграционных потоков. Во-вторых, остаются острыми проблемы распространения антигосударственных антиобщественных, радикальных и экстремистских идеологий через Интернет. Поэтому, в рамках выполнения соглашений о взаимодействии, совместной работы с Главным Управлением Министерства Внутренних дел России по городу Москве, Управления Федеральной службы безопасности по городу Москве и иных органов, экспертами отмечается повышение уровня безопасности в столице. Созданная на основе государственной программы города Москвы «Безопасный город» система видеонаблюдения используется в оперативно-розыскных мероприятиях, а с помощью системы распознавания лиц, задержание лиц, преступивших закон происходит в короткие сроки. Важно отметить, что такие меры имеют свойство воздействовать только на результат преступлений, который зачастую бывает необратим.
В рамках переданных Правительству Москвы полномочий по обеспечению безопасности на территории города Москвы, осуществляется правотворческая деятельность по созданию необходимых для эффективного взаимодействия с правоохранительными органами структурные подразделения, материально техническому обеспечению и технологическому оснащению правоохранительных органов.
Действенными способами в повышении уровня безопасности видятся превентивные, профилактические меры. К таковым необходимо отнести реализацию мер, направленных на достижение высокого уровня жизни, доступность и качество образования, низкий уровень безработицы, просветительскую деятельность в образовательных учреждениях, и иные.
Несмотря на это, остается актуальным вопрос нерационального устройства федеральных организационно-правовых норм. Вопреки действенности расположения структурных подразделений правоохранительных органов, находящихся на территории Москвы, существует необходимость в профилактических службах управлений правоохранительных органов по городу Москве, так как обязанность органов внутренних дел заниматься профилактикой правонарушений во многом носит декларативный характер. Предпосылкой к этому является неверное устройство системы планирования и контроля территориальных органов МВД. Механизм заключается в том, что ежегодно руководством МВД издаются нормативные акты, где анализируется оценка оперативной обстановки исходя из показателей правонарушений и преступлений прошлого года. Подразделение субъекта, в таком случае ГУ МВД по городу Москве берет такие данные и формирует план деятельности, в соответствии с которым необходимо такие показатели достигнуть. Для контролирующих органов такие показатели считаются критериями оценки эффективности их деятельности.
В силу долговременности подготовки к реформированию системы правоохранительных органов, необходимо делать акцент на более гибкие правовые формы деятельности, в частности, взаимодействие, координация деятельности, которая позволит обеспечить безопасность в субъекте [1, с. 53]. Интерес представляет правоисполнительная форма обеспечения безопасности. Это долгосрочная и оперативная реализация интересов безопасности на территории субъекта. Правовое регулирование отношений между государственными органами власти города Москвы и федеральными органами власти заключается в четком установлении пути развития системы обеспечения безопасности, имеющий адресный характер. Это одно из центральных и немногочисленных полномочий органов власти Москвы в сфере безопасности, потому как устанавливать нормативные предписания для правоохранительных органов выглядит утопичным, остается лишь организовывать эффективное взаимодействие с ними, а также оснащать развитыми техническими средствами и программными комплексами за счет бюджетных средств субъекта.
Следует отметить, что правоисполнительная форма обеспечения безопасности в городе Москве это скорее вид исполнительно-распорядительного подзаконного правотворчества, осуществляемого высшим исполнительным органом власти города Москвы в рамках исполнения федерального законодательства.
Автор: Григорий Александров, аспирант Департамента права
Литература
1. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х тт. Т2. М., 1970. С. 212.
2. Малько А. В., Трофимов В. В. Нормарайтер как центральный субъект правовой политики // Нормарайтер как профессия: материалы дискуссии. — М. : РГ-Пресс, 2019. — С. 70—74
3. Нельзя понять: российские законы сложнее произведений Льва Толстого и Иммануила Канта [Электронный ресурс]// URL:https://icef.hse.ru/data/2020/03/18/1567931010/%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20z%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения 16.04.2023)
4. Фуллер Лон Л. Мораль права /; пер. с англ. [Т. Даниловой]. - Изд. перераб. и доп. - Москва : ИРИСЭН, 2007. – C. 305
5. Шнигер, Д. О. Правовая эстетика, или Право как искусство / Д. О. Шнигер // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 7(71). – С. 113-120.
6.Zeidler. K. Aesthetics of Law. Gdansk University Press [Электронный ресурс]//URL: https://www.researchgate.net/publication/346967569_Aesthetics_of_Law