«Маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины».
Коко Шанель
Коко Шанель считала, что простое черное платье должно быть у каждой женщины. Она утверждала, что созданное ею в 1926 году платье никак не ассоциируется с траурным платьем. Но это у них во Франции платье сразу стало популярным, а в СССР платье в том виде как его придумала Шанель не носили. или почти не носили. Ведь и1926 году в СССР были женщины которые носили последние модели из Парижа. Например Лиля Юрьевна Брик. Были и другие советские дамы, которые могли себе позволить одеваться по последним парижским модам, но таких «передовых» женщин было немного. В обществе традиции были еще очень сильны поэтому и идею Шанель советские модницы разделили на две части, чтобы не искушать судьбу. Простое маленькое платье, похожее на вдовье, такое как задумала Шанель, шили из цветных тканей: темно-синих, темно-вишневых, коричневых и т.д. А черные платье шили совсем не простыми и не маленькими, а очень нарядным, чтобы с первого взгляда было понятно, что это выходное платье. Черные бальные платья были в моде в России еще в 80-е годы 19 века. Анна Каренина появилась на балу именно в черном платье.
В фильме « Весна» 1948 года Любовь Орлова появляется в классическом маленьком чёрном платье, но это платье сшито по моде второй половины 40-х годов. Как говорится: найдите три отличия платья Л .Орловой от того платья, которое придумала Шанель в 1926 году (Илл.1).
Как и до войны, широкого распространения маленькое черное платье в СССР не получило. Что понятно—1948 год— столько вдов. Те платья которые можно видеть на старых советских фотографиях, скорее всего не чёрные, это следствие съемки на чёрно-белую плёнку. В начале 50-х, когда жизнь стала налаживаться, советские женщины предпочитали порадовать себя платьями ярких расцветок. Летом молодые девушки вообще были похожи на палисадник в своих цветастых крепдешиновых платьях. Возможно, что и платье Орловой, которое мы видим в фильме «Весна» было не черным.
Людмила Гурченко, появилась в черном платье в фильме «Карнавальная ночь». Хотя платье черное, скорее всего из черного шелкового муара, но кто скажет что оно маленькое… Благодаря пышной юбке, тогда это называлось «фасон клёш-солнце», платье смотрится вечерним. Странно, что в фильме про Новогодний праздник на актрисе нет ни одного украшения. А Шанель на фотографии увешана бусами как ёлка.
Если сама идея «маленького чёрного платья» ассоциировалась с именем Коко Шанель, то после появления фильма «Завтрак у Тиффани» в 1961 г., термин «маленькое чёрное платье» стал неразрывно связанным с восхитительным образом Одри Хэпберн.
Википедию принято ругать, но в данном случае Википедия пишет правду. Действительно, платье из фильма «Завтрак у Тиффани» стало культовым. Читайте сами: «Одно из трёх платьев, разработанных Живанши для Хепбёрн для возможного использования в фильме, было продано на аукционе Christie’s 5 декабря 2006 года за 467 200 фунтов стерлингов (~ 947 000 долларов США), что примерно в семь раз превышает резервную цену. Маленькое чёрное платье от Живанши которое Хепбёрн надевала в начале фильма, считается одним из самых знаковых предметов одежды в истории двадцатого века и, пожалуй, самым знаменитым маленьким чёрным платьем всех времён».
«Завтрак у Тиффани» это экранизация одноимённого романа Трумена Капоте, опубликованного в 1950 году.
Может создаться впечатление, что автор романа, стремился показать, как под ударами жизни деформируется душа человека, подвергаясь различным испытаниям и соблазнам, однако, благодаря великолепной Одри Хепберн, фильм получил противоположный роману смысл. Даже когда жизнь наносит удар за ударом, она не теряет веру в жизнь и не поддается отчаянию. Ее образ становится ярким примером того, что даже в мире, где кажется, что нет ни одной нормальной души, за исключением молодого человека, который любит ее, человеческая стойкость и вера в любовь преодолевает все преграды.
В фильме «Дайте жалобную книгу»1964-го года Лариса Голубкина появилась в маленьком чёрном платье. По сравнению с тем, что предложила К. Шанель в 1926 году, это платье действительно маленькое— нет рукавов и довольно большой вырез и длина уже не миди, но еще и не мини. Конечно же это платье сделано по мотивам того, что создал Живанши для Одри Хепбёрн. В фильме Л. Голубкина позволила себе маленькую шалость, Вот мы видим её в кадре хоть и в открытом платье, но конечно в границах разрешенных советской цензурой и общественной моралью.
А в следующий момент Л. Голубкина поворачивается спиной и советские не испорченные зрители ахают от удивления. Такой вырез на спине был очень смелым для советского фильма.
В 1974 году советские зрители увидели точно такой же трюк в исполнении французской актрисы Мирей Дарк в фильме «Высокий блондин в черном ботинке». Платье французской актрисы произвело фурор и до сих пор не забыто. В принципе его можно помещать в рубрику «Их нравы». Глядя на платье Мирей Дарк нужно признать, что не всегда обнаженная до невозможности женская спина это красиво. Возникает вопрос: каким образом М. Дарк свое очень открытое платье к бокам прикрепила? Ведь она не просто в нём стояла перед камерой как статуя, но довольно активно двигалась в кадре.
На фотографии(Илл.8.) советская актриса Майя Булгакова на встрече с иностранными актрисами. Майя Булгакова в маленьком черном платье и благодаря этому платью она выглядит элегантнее иностранных актрис.
На Илл.9 актриса Инна Макарова в своей знаменитой сцене из фильма «Женщины». Героиня Инны Макаровой приехала в деревню в гости к родственникам в маленьком черном платье (смешно). Именно такое платье шили или мечтали сшить себе все советские женщины. Оно не слишком открытое и достаточно нарядное, как раз то, что надо. Очень часто молодые женщины шили такие платья из плотных шелковых тканей темного но не черного цвета . Ткани были очень красивые : шелковая парча, шелковый муар, часто ткани были двухсторонние, чтобы платье можно было перелицевать.
Что же такое знаменитое маленькое черное платье, созданное Шанель и переосмысленное Живанши? Это истинный спаситель для женщин с ограниченным бюджетом. Это платье, которое не обременительно для кошелька, но при этом крайне элегантно. Даже если у женщины нет лишних денег, хорошего вкуса или фантазии, в маленьком черном платье она всегда будет выглядеть безупречно стильно и изысканно.
Маленькое чёрное платье стало не просто элементом гардероба, а своеобразным манифестом роскоши и элегантности, вдохновляя множество женщин по всему миру и продолжая жить в воспоминаниях и фантазиях о стиле и изыске.
Автор статьи: Виктория
Рубрика "Мода Времен СССР"