Найти тему
WildWay

Поморье: удивительное рядом. За пределами привычного.

Предыдущая часть тут: Поморье: удивительное рядом. За забором возможностей.

В декабре, когда я осознал, что успеть протестировать Оранжевый мне не удастся, вопрос о бронировании гостиниц вдоль маршрута стал особенно актуален, ведь предстояла поездка на Dargo. Маршрут был приблизительно спланирован: Санкт-Петербург — Вологда — Архангельск — Онега — Каргополь — и обратно в Санкт-Петербург. Каким образом я его составил? Да просто: выбрал по карте, проверив наличие дорог, чтобы сформировать кольцевой маршрут вместо радиального. Затем я перешел к бронированию мест ночевок через Яндекс.Путешествия, которые, по моему мнению, собрали достаточно полную базу предложений, хоть и уступающую Букингу по объему. Плюс, они почти всегда предлагают цены, идентичные тем, что выставляют отели напрямую, хотя теперь это приходится постоянно перепроверять. Что крайне раздражает! Просто бессмысленная трата времени. Так вот, в ходе поиска подходящего жилья выяснилось, что в Онеге, Плесецке и вообще в этой части карты предложения крайне ограничены, и всего лишь два варианта в Мирном. Но раз есть, то выбор был сделан, оставалось лишь нажать кнопку бронирования и произвести оплату — процесс, не требующий особых усилий.

Тут важно понимать, что я родился и вырос в самом большом в России закрытом городе: ЗАТО Северск. И что такое ЗАТО, какие там ограничения и прочие прелести, — я в курсе. Например, что за невинное фото контрольно-пропускного пункта можно легко оказаться за решеткой. Еще буквально два года назад попытка забронировать жилье в таком месте через популярные онлайн-платформы бронирования была невозможной задачей, ведь политика сервисов, подобных Booking.com, основывалась на принципах свободы передвижения и выбора места проживания, что ясно противоречило бы особенностям ЗАТО. Откуда мне знать, что Мирный — закрытый город, если на карте в Яндекс.Путешествия он мне предлагается как место ночевки? И на Суточно.ру тоже. И вообще на всех российских агрегаторах! Я даже для себя отметил там музей космодрома Плесецк как место, куда утром сходить. Плюс отметил, что есть Додо-пицца и столовая, работающая с 8 утра неподалеку от гостиницы, так как там завтрак не предлагался вообще, даже как платная опция.

Ладно, вернемся в машину. Уставшие до предела и ошеломленные неожиданным поворотом событий, мы принялись вновь перебирать варианты на всех доступных агрегаторах — а их у меня накопилось целых восемь штук. Ничего не изменилось: в соседнем Плесецке мест нет. Параллельно связываюсь с поддержкой Яндекс.Путешествий и в ответ получаю что-то, что можно смело назвать МЕГА-откровением:

-2

Мда… Похоже, я на момент забыл, какие реалии у нас в стране…

Начинается поиск места для ночлега старым добрым методом — телефонным обзвоном. И нам несказанно везет! В Плесецке оказывается за наличный расчет свободен номер с двухспальной кроватью. Ура!

Через 15 минут мы уже в Плесецке, в скромном номере очень простой гостиницы у вокзала. В тот момент это казалось настоящим чудом — осознание того, что сможем принять душ и спокойно лечь спать. И совершенно неважно, какой номер, казалось почти невероятным сам факт быстрого разрешения проблемы, поэтому с удовольствием выпили по Егермейстеру и моментально уснули.

Из забавного: я обычно не придаю значения цифрам, но дневной пробег от гостиницы в Архангельске до гостиницы в Плесецке составил ровно 666 км. Прикольно!

-3
Я написал достаточно большое размышление по результатам этой истории. Как и собственно самого путешествия. В последнем посте отдельно вернусь к вопросу бронирования мест ночевок и в принципе про поездку по Архангельской. А сейчас обратно к повествованию.

-4

Наступило 5 января. Ночь пролетела незаметно. Казалось, только закрыл глаза, а уже будильник вибрирует на руке. Пора вставать. Черт… Выбраться из-под одеяла — та еще задачка — в комнате ощущается серьезная прохлада. Градусника нет, поэтому посмотрел в телефон: онлайн-сервисы сообщают, что на улице -35°C. В гостинице завтрак не предоставляется. С одной стороны, в Плесецке есть магазины, а в багажнике лежит полностью укомплектованная стандартная кухонная сумка. С другой стороны, рядом находится кофейня с отличными отзывами, которая открывается в 9 утра. Поэтому мы не спеша собираемся, пьем чай/кофе и отправляемся в машину. Сервисы не обманывают: датчик температуры в машине также показывает -35°C. Прохладненько.

Три минуты до кофейни. Двери были открыты, но радость оказалась недолгой: работать она начинала только с 11 утра. Праздники… Других работающих едален в Плесецке не нашлось, и не оставалось ничего другого, как направиться к Каргополю. Ведь не станешь же открывать багажник в Dargo и начинать жарить яичницу на морозе? К тому же мы рассудили довольно просто: Каргополь — туристический город, там точно найдется что поесть. В путь!

Вот и асфальт. Дорога ровная, прямая и комфортная. Заметно, как движение на юг сразу же делает день длиннее: в Архангельске 5 января солнце встает в 10:10, в Плесецке уже в 9:46, а проехав всего лишь 170 км по трассе на юг, в Каргополь, встречаешь рассвет в 9:38. Ну разве это не замечательно и очень познавательно!

На трассе яркое солнце, почти нет машин, температура стабильно около -35, местами даже опускается до -38. Несмотря на мороз и отсутствие завтрака, настроение отличное: кофе в дороге можно пить сколько угодно! Как только решил выпить чашечку кофе, заметил лисичку. Она так спокойно сидела вдоль дороги. Остановился и увидел, что напротив, через дорогу, бегает еще одна лисица. Это было так мило… Снег, мороз, солнце и лисицы с разных сторон дороги. Мы смотрели на лисичку, она на нас. Это было почти как вчера с совой! Минут пятнадцать наблюдали и восхищались этими рыжими пушистыми красавицами. Затем одна из лисиц набралась смелости и перебежала дорогу. Так они снова встретились и вдвоем ускакали в поля.

Тут даже есть совсем новые типичные северные дома! Как сотни лет назад
Тут даже есть совсем новые типичные северные дома! Как сотни лет назад

Мы же свернули в село Шелоховская. Вполне себе такое живое и жилое.

В Шелоховской, маленьком населенном пункте Каргопольского района Архангельской области, который раскинулся на 54 километрах от Каргополя, вдоль извилистой реки Онеги, стоят две замечательные деревянные церкви. Это церковь Архангела Михаила, возведенная в 1715 году, и Сретенская церковь, построенная около 1820 года. От берега Онеги их отделяют всего 200 метров.

Церковь Архангела Михаила выделяется своей необычной для региона кубовидной формой кровли, что является уникальным явлением как для Поонежья, так и для прионежской части Белого моря. Над кубом возвышается пятиглавие, в традициях местного зодчества. Её апсида украшена бочкообразным перекрытием. Сретенская церковь, в свою очередь, примечательна шлемообразной кровлей с главкой на вершине. Вероятно, архитектура Архангельской церкви вдохновлена более древним храмом, когда-то стоявшим на этом же месте.

До середины XIX века здесь был настоящий "тройник" — комплекс из двух церквей дополняла деревянная колокольня. Согласно церковной ведомости 1854 года, колокольня находилась в запущенном состоянии, что привело к снятию колоколов. Документ упоминает, что «колокольня ветха, из-за чего колокола сняты, а план на строительство новой колокольни правительством еще не утвержден». В 1860 году на месте старой деревянной колокольни на погосте возвели каменную трехъярусную колокольню, которая была разобрана в середине XX века.

Стою я возле этих церквей, читаю таблички, смотрю на них и думаю: сколько они еще тут простоят?

-9

Мысли были довольно мрачными, когда мы сели в машину. В пути к следующей остановке я вспомнил о парадоксе Тесея. Почему он пришел мне в голову? Мы обсуждали вопрос реставрации этих исчезающих архитектурных памятников.

«Если все составные части исходного объекта были заменены, остается ли объект тем же объектом?»

Согласно греческому мифу, который пересказал Плутарх, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, сохранялся афинянами вплоть до времен Деметрия Фалерского и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. В процессе ремонта корабля его доски постепенно заменяли на новые, до того момента, пока среди философов разгорелся спор: остался ли это тот же корабль или уже совсем другой, новый? Этот вопрос порождает дополнительный парадокс: если из исходных досок собрать второй корабль, то какой из них будет считаться настоящим Тесеевым кораблем?

Я за реставрацию, максимально приближенную к оригиналу. Но это редкость из редкостей. Однако, когда речь идет о спасении здания от разрушения, я поддерживаю реставрацию даже с использованием оцилиндрованного бревна! Важно, чтобы эти редкие памятники деревянного зодчества были сохранены любым доступным способом. Сколько они простоят после такой реставрации? Это сложный вопрос, на который у нас нет точного ответа… Но без замены пораженных гнилью элементов здание обречено, и его восстановление становится часто просто невозможным.

Во время нашего обсуждения вдоль трассы мы заметили пар — явный признак того, что где-то здесь течет река. Нас это поразило, даже очень. Решив удостовериться в увиденном, мы свернули, чтобы рассмотреть поближе. И выяснилось, что на Онеге в этом месте находятся пороги. Представьте себе скорость течения, которая не позволяет воде замерзнуть даже в сильные морозы? Вид был действительно впечатляющий. А еще мы нашли там очень простую, но красивую арку. Невозможно описать эту красоту словами!

-11

Казалось, всего лишь пятиминутный отворот, но воспоминания останутся надолго! И вот, спустя еще примерно 15 минут по дороге, точно следуя указаниям навигатора, мы прибыли в село Саунино.

-12

Тут стоит Церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1665 году с прилегающей к ней колокольней. В этот солнечный полдень, поскольку вокруг не было никого, мы без труда нашли место для парковки. Из церкви к нам направился человек.

Церковь была открыта несмотря на лютый мороз. Внутри и рядом не было ни малейшего признака мест обогрева, не говоря уже о туалете или каких-либо удобствах цивилизации, а сотрудник все равно находился на своем рабочем месте! Это был настоящий шок! И мы, будучи единственными и первыми посетителями в этот морозный день (и, похоже, вообще первыми в этом году), попали внутрь. К сожалению, я не запомнил его имени, но он был настоящим героем. Я бы в -35 при таких условиях забил бы на работу.

Лично я убежден, что Бога нет, так же как нет Рая и Ада. Так что, когда я оказываюсь в недрах старинных храмов, мысленно переносясь на сотни лет назад, я, конечно, понимаю причины происходившего тогда, осознаю значимость церкви в те времена, но воспринимаю все это через призму собственного любопытства, образования и культуры. А ведь я еще тот «колхозник»!

Давайте возьмем, например, росписи «небес» на потолке. Это поистине блестящее техническое решение, как сделать расписной потолок в деревянном храме. И как оно облегчало труд мастера! Росписи создаются на земле, а затем целиком переносятся на потолок. Это также значительно упрощает процесс сохранения этих уникальных икон для будущих поколений: достаточно снять и перевезти для хранения в музей. Между прочим, я узнал, что в Русской Православной Церкви насчитывается более 5000 святых! И никто не знает всего списка наизусть, да и, похоже, точного списка не существует.

-15

Вернусь в церковь. Мы провели время за теплой и душевной беседой, узнали много нового о том, как памятник федерального значения медленно разрушается из-за бюрократии: нельзя предпринять ничего без утвержденного проекта, даже вот эти скромные подпорки, чтобы иконостас не упал, — это результат многоэтапного и многолетнего согласования с Министерством культуры. Подумать только! А это в храме, который находится под опекой Каргопольского музея. А что тогда говорить о других храмах, у которых статус собственности неясен, или о бывших жилых домах? Вот почему все это постепенно умирает. И вот почему так важно путешествовать по Русскому Северу: с каждым годом шедевров деревянного зодчества становится все меньше. Государство в основном не проявляет к ним интереса, но при этом закон запрещает предпринимать какие-либо действия для их спасения.

Мой вывод таков: если вам всё это не безразлично, отправляйтесь на Русский Север. Видеть эту красоту своими глазами несравнимо с любыми описаниями и фотографиями. Возьмите с собой детей. Пусть они увидят это. Каждый год сейчас на счету. Может быть, завтра будет уже поздно. Никакие таблички о государственной охране не спасут эти великолепные памятники архитектуры. Время беспощадно, и у деревянных шедевров его остается все меньше. Потом может стать поздно…

-17

Вот, например, в церкви Иоанна Златоуста живопись «неба», выполненная онежской иконописной артелью И.И. Богданова-Карбатовского в конце XVIII – начале XIX века, до сих пор находится на своем историческом месте, а не в музее. Это действительно чудо.

И мне невероятно стыдно, что я так и не понял, как и где оплатить посещение этой церкви. Забавно, но это правда. Когда-нибудь я вернусь и удвою плату, если только разберусь, как и кому ее внести.

И к 13 часам мы в центре прекрасного исторического города: Каргополь.

Реклама крутого кафе без завтрака
Реклама крутого кафе без завтрака

В котором толком негде поесть! Вот реально! В туристическом городе населением в 9000 человек нет ни одного кафе/кофейни/ресторана в нашем, Питерском, понимании. И когда мы зашли в самое крутое кафе в центре и мне сказали: глазунью не пожарим, блинов и сырников нет, то я после вчерашнего даже не расстроился никак. Ну нет и нет, значит так надо. Тем более через час нас ждал снятый дом с русской печкой, где точно я сам себе мог легко все это приготовить. Ура!

Утром 2 января, находясь в Вологде и наслаждаясь завтраком, я пролистывал ленты в социальных сетях и наткнулся на видео от Андреича и Ольки (компания Мои Консервы). Они рассказывали, как встретили Новый Год в Сольвычегодске. Это меня обрадовало, ведь я очень люблю Сольвычегодск, хотя он и не входил в наш маршрут. Впрочем, Архангельск был на пути у ребят, о чем Андреич упомянул в комментариях к моему посту от 2 января.
Дальше было даже забавнее.
3 января, пока мы с приключениями добирались от Малых Корел до Ломоносова, ребята уже приехали в Архангельск. А когда мы наконец доехали до города, они уже отправились в Онегу.
4 января было что-то еще интереснее. Мы включили друг другу геолокацию в чате, и было забавно наблюдать, как мы перемещаемся в одном и том же географическом квадрате, находясь на расстоянии от 50 до 12 км друг от друга. И, несмотря на кажущуюся близость и наличие всего одной дороги между Ворзогорами, Малошуйкой и Нименьгой, мы так и не встретились. Вечером же наши пути полностью разошлись: они направились в Каргополь через леса по лесовозным дорогам, а мы — в Мирный, чтобы «переночевать».
Итак, 5 января, примерно в то же время, когда мы въехали в Каргополь, Андреич и Олька выехали из леса и вновь появились на геолокации. Расстояние между нами составляло около 170 км.

Срочно в Пятерочку, на закупку продуктов и в дом. Где было тепло, натопленная русская печь и нас ждала вся необходимая посуда. К тому же, с собой весь кухонный шмурдяк — мы могли приготовить практически что угодно. Именно это мы и сделали.

За окном уже начинался закат, в этот день в Каргополе солнце зашло в 15:22. А я же насладился самым поздним завтраком за всю поездку: глазунья с беконом, за которой последовали свежие блинчики со сгущенкой и всё это после трех часов дня! Веселое Новогодие!

-21

Вечером дети активно носились по дому, в то время как мы, взрослые, собрались за теплым дружеским столом и так увлеклись беседой, что разошлись по кроватям только глубокой ночью. Три дня мы кружили вокруг друг друга, и в итоге наши пути пересеклись именно в Каргополе. Вечер прошел в обсуждениях различных подходов к путешествиям, обмене мнениями и аргументами, особенно про все наши приключения!

Засыпая, я осознал, что времени на сон осталось совсем немного, ведь на следующий день у каждого из нас были запланированы грандиозные дела. Но всё равно это был прекрасный день и восхитительный вечер!

Продолжение тут: Поморье: удивительное рядом. Замерзшее время.