Найти в Дзене
WildWay

Поморье: удивительное рядом. За забором возможностей.

Оглавление

Начало тут: Поморье: удивительное рядом. Огненное небо Русского Севера.

Малошуйский погост
Малошуйский погост

Причина, по которой получаю удовольствие от созерцания старых деревянных храмов, мне не совсем ясна. Я не могу полностью объяснить своё очарование ими. Для меня красота этих сооружений не столь важна — они представляются мне примерно одинаковыми — сколько важны их история и возраст. Стоя возле очередного памятника древнего деревянного зодчества и вглядываясь в его детали, мысленно погружаюсь в прошлое: вижу, как пять веков назад человек вручную срубал лес, обработал бревна топором, высушил их на протяжении многих лет, а затем собрал здание. История оживает в моем воображении: будто смотрю короткое кино о людях в тулупах с топорами в руках, а потом — о прихожанах в храме и так далее.

-2

Вход в такие храмы вызывает ещё больше эмоций: полы из досок, обтесанных топором и не затронутых машинной обработкой; каждый элемент здесь создан руками мастера. В тишине отзываются шаги и мысли десятков поколений, пронесших через время свои радости и печали. Они стояли здесь, молясь, исполненные надежд и мечтаний, и здесь же осталось эхо молитв неизвестных нам людей. Какова была их жизнь? О чем они думали, как жили? Что ощущали, стоя на том же месте, где стою сейчас я?

Церковь в Нименьге
Церковь в Нименьге

Ясно, что эти сооружения — церкви и я в определенной степени понимаю их роль в жизни того общества, что существовало до XX века. Это — неотъемлемая часть истории, к которой наше (моё) отношение ничего не изменит. Несмотря на то, что на первый взгляд все храмы кажутся одинаковыми, каждый из них в чем-то уникален для меня, и я ценю возможность посетить места, где они до сих пор сохранились, пережив многие трудности последних полутора веков. Особенно ценны те из них, что остались на исторических местах, как будто соединяя время и пространство. Они являются источником эстетического удовольствия и ключом к пониманию прошлой эпохи, мостом, который связывает меня с далеким прошлым и теми, кто прошел по жизненному пути задолго до нас.

А вот каменные церкви, даже с многовековой историей, почему-то оставляют меня равнодушным. С другой стороны, в то же время, старые крепости невероятно меня привлекают и волнуют мое воображение.

Вернусь к поездке: выяснилось, что удивить меня все еще можно довольно легко.

Очень необычный зимник!
Очень необычный зимник!

Впервые передвигался по крайне необычному и уникальному зимнику: он проложен среди тростника по берегу Белого моря! Фактически, мы двигались по Белому морю, и нам впереди показывали просто какой-то волшебный закат. 21 километр такой дороги с двумя ледовыми переправами по пути, с тростником высотой 2–3 метра и всего лишь одной попутной машиной за все время.

Сумасшедший закат!
Сумасшедший закат!

В Санкт-Петербурге существует аналогичная пешеходная Бугринская тропа, где мостки проложены среди тростников на берегу Финского залива. А здесь передо мной — настоящий автомобильный зимник. Поистине восхитительно!

Вроде дикий мороз, а вода открытая
Вроде дикий мороз, а вода открытая

И что особенно поражает, так это факт, что зимой расстояние на легковом автомобиле от Ворзогорского погоста до Малошуйского погоста по этой дороге составляет всего 25 километров. В то время как летом путь увеличивается всего лишь до 1000 километров! Потому что прямой дороги нет… Хотя, по слухам, есть лесовозные дороги, которые могут сократить расстояние вдвое. Этот час в пути останется в нашей памяти на долгие годы.

Незабываемая картинка!
Незабываемая картинка!

Он не был первым счастливым моментом 2024 года и, уверен, не последним, но точно одним из тех, что останавливают дыхание от восторга. Как же хотелось бы, чтобы в нашей жизни случалось еще больше подобных незабываемых и волшебных мгновений!

Вот так проходили все мои съемки
Вот так проходили все мои съемки

Единственное, что вызывало у меня сожаление, — это ограничения на полеты дронов. Тут, на этом необычном зимнике, и до этого в Ворзогорах он просто был бы очень кстати. Особенно грустно было осознавать упущенную возможность, когда погода стояла идеальная — безоблачное небо и магический закат. Вообще, законодательные запреты на использование коптеров в ряде стран очень угнетают. Столько живописных природных уголков и исторических шедевров, которые бы идеально смотрелись с воздуха, а вот возможности запечатлеть их с высоты птичьего полета нет — использование дронов под запретом. Недальновидно. Хотелось бы выразиться иначе, резче, но правила не позволяют.

Да, я осознаю, почему в нашей стране относятся к подобным запретам с недюжинным равнодушием, но я как никто другой мастер получать протоколы за необычные нарушения, и отлично осведомлен о том, как просто могут наложить штраф на основании собственных же фото и видео. Поэтому пока никаких дронов и съемок с их помощью.

Ну почему я не Карлсон, а?

Мы же тем временем еще на огненном закате успели добраться до Малошуйского погоста.

Абрамовская
Абрамовская

Всего в пяти километрах от станции Малошуйка находится старинное поморское село с тем же названием, Малошуйка, объединяющее в себе когда-то пять деревень. Наш интерес был прикован к одной из них — Абрамовской. Сама деревня уютно расположилась в низине, защищенная от пронизывающих северных ветров, в то время как «тройник» возвышается на самой высокой точке над рекой.

Прекрасный вид
Прекрасный вид

С дороги, ведущей к селу, открывается живописный вид на шатровую Никольскую церковь 1638 года постройки, пятиглавый Сретенский храм, возведенный в 1873 году, и колокольню, датированную 1807 годом.

И вот тут снова сожаление об отсутствии дрона: полностью уловить красоту Малошуйского «тройника» на камеру не получилось — не удалось быстро найти идеальную позицию для съемки. Так что мы решили насладиться этим величественным зрелищем вживую, впитывая каждый момент уходящего солнца, а затем продолжили наше путешествие в сторону Нименьги.

Зимние дороги ровные и прекрасные
Зимние дороги ровные и прекрасные

На Севере у муниципалитетов существует необычная традиция: если в деревне официально зарегистрирован хотя бы один человек, в зимний период дорогу обязательно чистят. Не имеет значения, живет этот человек там на самом деле или нет — дорога должна быть расчищена. Это выглядит забавно: летом добраться до такой «заброшенной» деревни — целое приключение на бездорожье, а зимой к ней ведет идеально очищенная от снега дорога. К тому же именно зимой добраться до деревень проще благодаря возможности использования ледяных переправ и зимников, которые сокращают расстояние в разы.

Нименьга
Нименьга

И вот мы, покинув Малошуйку, к едва наступившим сумеркам отправились в деревню Нименьга. Когда-то здесь было более 200 дворов и около полутора тысяч жителей. Сейчас же, похоже, остался один постоянно заселенный дом и несколько дач. В Нименьге стоит церковь 1878 года постройки и колокольня XVIII века. Церковь была возведена после пожара 1875 года, который уничтожил «тройник» — летнюю и зимнюю церковь XVIII века, а уцелела лишь колокольня. Казалось бы, здесь нет ничего особенно древнего или значимого с исторической точки зрения.

Огромная церковь!
Огромная церковь!

Однако, я был крайне удивлен и впечатлен! Такого огромного, но в то же время простого по своей форме деревянного храма еще не встречал! Подойдя к нему, осознаешь, что все сделано из дерева и стоит здесь уже более ста пятидесяти лет — это производит сильное впечатление. Посмотрите на фотографию: входная дверь кажется невелика, однако на деле её высота составляет почти три метра.

Колокольня
Колокольня

Прогулялся через реку к церкви, обошел её вокруг и в тишине размышлял об ушедших временах, о когда-то кипевшей здесь жизни и о сегодняшнем уединении. С грустными мыслями мы отправились в обратный путь: проехали снова по зимнику сквозь тростник, пересекли ледовые переправы и к ночи добрались на продолжение нашего Веселого Новогодия.

Немирный Мирный.

Обратная дорога
Обратная дорога

Преодолев за день расстояние в 650 километров, из которых целых 500 километров пришлись на зимники и извилистые зимние грунтовые дороги, мы в 23 часа наконец-то подъезжаем к городу Мирный. Здесь еще в декабре был забронирован и оплачен номер, в который хотелось уже максимально быстро попасть. Усталость, накопленная за день, полный впечатлений и эмоций, достигла апогея. Даже кофе уже не в силах был поддержать бодрость. Единственное, о чем мы мечтали в тот момент, — это о горячем душе и мягкой постели, где можно будет отдохнуть и восстановить силы после такого насыщенного дня.

Поворачивая с трассы на указатель «Мирный», через километр я оказываюсь перед контрольно-пропускным пунктом Буря-1. Ситуация выглядит необычно: несколько машин передо мной останавливаются, их водители выходят и открывают багажники. Затем к каждому из них подходит «космонавт» в балаклаве, внимательно осматривает содержимое багажника, после чего автомобили продолжают движение.

Когда наша очередь подъехать настала, развернулась тихая сцена взаимного наблюдения: «космонавт» вглядывался в меня, а я — в него. В этот момент в голове мелькнула мысль: "Неясыть, блин!" И вот он обращается ко мне:

— Вы, наверное, не местные?
— Нет, едем в гостиницу, спать хотим.
— Пропуск?
— Какой пропуск?
— Город закрытый, въезд только по пропускам.
— WTF?! У меня оплачен отель, еду бай-бай. Никто не предупреждал ни о каких пропусках…
— Едьте. Задом, назад.

Выполнить маневр оказалось непростой задачей! «Космонавт» сначала разогнал всю накопившуюся колонну автомобилей, а затем нам, наконец, удалось выехать. Я запарковал машину рядом с КПП и позвонил в отель:

— Здравствуйте, оказывается, для въезда в ваш город необходим пропуск. Что мне делать?
— Да, у нас закрытый город. А вы разве не знали? Я здесь сижу, только вас и жду… К сожалению, я ничем не могу помочь. Пропуска оформляются только в рабочие дни и только для родственников или сотрудников, отправленных организациями в командировку…

Приплыли…

Время уже почти полночь, и при бронировании гостиницы в Мирном еще в декабре, в радиусе 150 километров вокруг, не было ни одного свободного места для проживания. Совершенно ничего. Абсолютный ноль. И вот теперь, когда пропуска в город нет, а на улице царит мороз в -30 градусов, перед нами неожиданно встает непростая задача найти кровать на ночь. И это после очень насыщенного дня и пройденных 650 километров!

Продолжение следует…