Найти в Дзене
«Забытое»

Монеты “Оружие Великой Победы”: 25 рублей “Щука (Б.М. Малинин)”

Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, сегодняшняя тема вновь будет посвящена памятной серии монет “Оружие Великой Победы”. В этот раз, мы поговорим о 25 рублевой монете с изображением подводной лодки "Щука" и фамилией одного из ее главных конструкторов Б.М. Малинина. Будет интересно! Погнали!😉

  • “25 рублей: Щука (Б.М. Малинин)”
"25 рублей Щука (Б.М. Малинин)". Материал: медно-никелевый сплав. Тираж: 1 000 000 шт. Вес: 10 гр. Диаметр: 27 мм. Датировка: 2019 год.

Борис Михайлович Малинин родился 1 февраля 1889 года в Москве.

В семье оперных певцов Михаила Дмитриевича и Варвары Константиновны - Борис был первым ребенком. В 1898 году Варвара Малинина умерла. Михаил Малинин женился на Анне Спиридоновна Любатович. В 1912 году у Бориса родилась сестра - Марина (Малинина/Раскова) (советская летчица-штурман, майор Военно-Воздушных сил СССР, Герой Советского Союза).

В 1914 году Борис окончил Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого (кораблестроительное отделение). Бориса приняли инженером-конструктором в Отдел подводного плавания Балтийского судостроительного завода (наст. “Балтийский завод”), где он работал с известными корабельными инженерами В.Т. Струнниковым и К.И. Руберовским.

В начале Первой мировой войны Борис Малинин неоднократно был командирован в город Николаев, где Балтийским заводом проектировались и строились подводные лодки типа “Морж”.

В сентябре 1915 года Борис Малинин был назначен строителем подводной лодки “Волк” (четвертая по счету лодка из серии “Барс”). Борису приходилось самостоятельно решать немало сложных задач, которые возникали при строительстве лодки. К концу года лодку перевели в Гельсингфорс (наст. Хельсинки), а затем в Ревель (наст. Таллин) для достройки и сдачи во флот.

В 1916 году было организовано Ревельское отделение Балтийского завода. В связи с успешным строительством подводной лодки “Волк”, Бориса Малинина назначили заведующим Ревельским отделением. В Ревеле были модернизированы подводные лодки: “Барс”, “Гепард” и “Вепрь”. В процессе работы Борис Михайлович приобрел свой первый практический опыт в постройке, модернизации и боевого использования подводных лодок.

После работы в Ревельском отделении Борис Малинин вернулся в Петроград, где был назначен строителем новой серии подводных лодок типа “Барс”: “Змея”, “Единорог” и “Угорь”. Борис Михайлович участвовал в модернизации и сдаче флоту устаревших подводных лодок: “Касатка”, “Граф Шереметев”, “Щука” и “Сом”.

Кораблестроитель подводных лодок Борис Михайлович Малинин (1889-1949 гг.). На фотографии подводная лодка "Волк".
Награды: Орден Трудового Красного Знамени и Сталинская премия.
-2

В 1919 году Борис Михайлович переезжает в Москву и занимает должность заведующего строительной секции Отдела металлов ВСНХ (Высший совет народного хозяйства).

В 1920 году Бориса Малинин возвращается на Балтийский завод и получает должность заведующего Техническим бюро (КБ) Отдела подводного плавания. В 1924 году Отдел подводного плавания был расформирован и прекратил свое существование ввиду отсутствия заказов на проектирование и строительство подводных лодок. Малинин перешел на должность помощника главного инженера-механика Балтийского завода.

В 1926 году на Балтийском заводе создается новое Техническое бюро №4 по проектированию подводных лодок. В новом бюро №4 было всего 7 человек: 3 инженера (Б. Малинин, Э. Крюгер и А. Щеглов) и 4 чертежника-конструктора. Опыт работы с подводными лодками имелся только у Бориса Михайловича.

Первой работой бюро №4 стала подлодка типа “Декабрист”. Значительную помощь в разработке и постройке “Декабриста” оказал главный механик Балтийского завода - К.И. Руберовский.

Подводная лодка типа Д ("Декабрист"). 1931 год.
-3

При проведении заводских испытаний у подводных лодок был выявлен существенный недостаток конструкции - при погружении и всплытии лодки приобретали опасный крен. В конструкцию подлодок можно было бы внести соответствующие изменения и устранить недочеты, но в ОГПУ думали совсем иначе…

30 июля 1930 года Борис Малинин и два инженера (С. Базилевский и Э. Крюгер) были арестованы и обвинены во вредительстве по статье 58-6/7/11 и приговорены к высшей мере наказания. Однако высшую меру заменили на 10 лет в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ).

Борис Михайлович и другие осужденные инженеры-конструктора (К. Руберовский, Э. Крюгер, С. Базилевский, Л. Казин, П. Гойнкис и другие) отбывали наказание в ОТБ ЭКУ ПП ОГПУ в ЛВО (Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединенного государственного политического управления в Ленинградском военном округе) при Балтийском заводе. Заключенные трудились над проектом подводной лодки “Правда”.

В 1932 году постановлением КОГПУ срок заменили на условный и Борис Малинин был освобожден.

Позднее, под руководством Бориса Михайловича были спроектированы подводные лодки типа “Ленинец” и “Щука”, которые отличались простотой постройки и эксплуатации.

В 1939 году Борис Малинин перешел на научно-исследовательскую работу в ЦНИИ-45 и одновременно на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный институт.

Борис Михайлович Малинин скончался 27 сентября 1949 года. Похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище.

Подводная лодка Щ-311 ("Щука") (Серия V-бис-2). 1940 год.
-4

Отличительными особенностями серии средних подводных лодок типа “Щука” были - сравнительная дешевизна в постройке, маневренность и живучесть.

Проектирование первых четырех подводных лодок “Щука” из самой первой “Серии III” проводились параллельно с разработкой подводных лодок типа “Декабрист”. На конструкцию первых “Щук” повлияло изучение советскими инженерами-конструкторами британской подводной лодки “HMS L55”, которая ремонтировалась на Балтийском заводе.

Все лодки “Щуки” III серии несли службу в Балтийском флоте. В период Великой Отечественной войны три из четырех подводных лодок погибли.

В "Серию III" входили следующие подводные лодки: Щ-301 “Щука”, Щ-302 “Окунь”, Щ-303 “Ерш” и Щ-304 “Язь” (“Ударник или “Комсомолец”).

Подводная лодка Щ-301 "Щука". 1930-е года.
-5

Подводные лодки “Серии V” отличались от предыдущих лодок “Серии III” дополнительным оборудованием и улучшением некоторых характеристик (увеличен запас топлива, водоизмещение и прочее).

Все подводные лодки находились в составе Тихоокеанского флота. Лодки данной серии прослужили до середины 1950-х годов (исключением стала Щ-103. В 1935 году во время шторма лодку выбросило на прибрежные камни и впоследствии она не восстанавливалась). В Великой Отечественной войне принимали участие: Щ-102, Щ-104 и Щ-105. Лодки совершили по одному боевому походу.

В “Серию V” входили следующие подводные лодки: Щ-101 “Карась” (“Лосось”), Щ-102 “Лещ”, Щ-103 “Карп”, Щ-104 “Налим”, Щ-105 “Кета”, Щ-106 “Судак”, Щ-107 “Сиг”, Щ-108 “Форель”, Щ-109 “Сом”, Щ-110 “Язь”, Щ-111 “Карась” и Щ-112 “Пескарь”.

Подводная лодка Щ-104 "Налим". 1943 год.
-6

Следующая “Серия V-бис”, также продемонстрировала улучшенные характеристики подводных лодок “Щука” (повышена мощность дизельных двигателей без изменения массы и габаритов, улучшена форма рулей, а также многочисленные улучшения отдельных деталей и механизмов).

Для Тихоокеанского флота было построено - 8 лодок, для Черноморского флота - 3 лодки, а для Балтийского флота - 2 лодки.

В “Серию V-бис” входили следующие подводные лодки: Щ-113 “Стерлядь”, Щ-114 “Севрюга”, Щ-115 “Скат”, Щ-116 “Осетр”, Щ-117 “Макрель”, Щ-118 “Кефаль”, Щ-119 “Белуга”, Щ-120 “Навага”, Щ-201 “Сазан”, Щ-202 “Сельдь”, Щ-203 “Камбала”, Щ-305 “Линь” и Щ-308 “Семга”.

Подводная лодка Щ-202 "Сельдь". 1942 год.
-7

Продолжением “Серии V-бис” стала “Серия V-бис-2”.

Для Тихоокеанского и Балтийского флотов, из данной серии, было построено - по 5 лодок, а для Черноморского флота - 4 лодки.

В “Серию V-бис-2” входили следующие подводные лодки: Щ-121 “Зубатка”, Щ-122 “Сайда”, Щ-123 “Угорь”, Щ-124 “Палтус”, Щ-125 “Муксун”, Щ-204 “Минога”, Щ-205 “Нерпа”, Щ-206 “Нельма”, Щ-207 “Касатка”, Щ-306 “Пикша”, Щ-307 “Треска”, Щ-309 “Дельфин”, Щ-310 “Белуха” и Щ-311 “Кумжа”.

Подводная лодка Щ-306 "Пикша". 1941 год.
-8

Следующая “Серия X” включала в себя 32 подводные лодки (с новыми дизельными двигателями и прочими улучшениями).

Для Тихоокеанского флота было изготовлено - 9 лодок, для Северного и Черноморского флотов - по 8 лодок, а для Балтийского флота - 7 лодок.

В период Великой Отечественной войны 17 из 32 подводных лодок были потеряны.

В “Серию X” входили следующие подводные лодки: Щ-126, Щ-127, Щ-128, Щ-129, Щ-130, Щ-131, Щ-132, Щ-133, Щ-134, Щ-208, Щ-209, Щ-210, Щ-211 и Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215, Щ-424, Щ-317, Щ-401, Щ-402, Щ-422, Щ-403, Щ-319, Щ-320, Щ-322, Щ-323 и Щ-324.

Подводная лодка Щ-324. 1942 год.
-9

Основное отличие следующий “Серии X-бис” от предыдущих серий, заключалась в замене гидромуфт на фрикционные разобщительные муфты типа “Бамаг”. Улучшено ограждение рубки, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь и прочие изменения.

Для флотов было построено 11 из 13 подводных лодок данной серии (постройка лодок Щ-409 и Щ-410 была отменена).

В “Серию X-бис” входили следующие подводные лодки: Щ-135, Щ-136, Щ-137, Щ-138, Щ-216, Щ-405, Щ-406, Щ-407, Щ-408, Щ-411 и Щ-412.

Подводная лодка Щ-406. 1943 год.
-10

Подводные лодки типа “Щука” активно принимали участие в период Великой Отечественной войны. “Щуки” потопили 27 транспортов и танкеров противника, 20 транспортов и шхун нейтральных государств и 4 судна противника было повреждено. На боевом счету подлодок типа “Щ” 35% потопленного и поврежденного тоннажа противника.

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа “Щ” удостоились звания гвардейская. Орденом Красного знамени наградили 11 подводных лодок.

P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Из 44 подводных лодок принимавших участие в боевых походах в период Великой Отечественной войны - погибла 31 “Щука”. Спасибо и удачи!✌