Найти тему

Сарра-Авраам-Агарь

Время шло. А у Авраама и Сары так и не было детей. И Сара решается на серьезный шаг.

В наше время этот шаг называется “суррогатное материнство”. Вы удивлены? Да, в то время тоже была такая практика. Правда, тогда это выглядело немного по другому.

Когда жена не могла родить, то родить “ей на колени” должна была ее служанка. И в принципе, на тот момент это не было чем-то таким необычным. Но….

Аврааму Бог неоднократно давал обещание, что у него будет сын и что потомков у него будет несчетное множество. И Сара вдруг говорит Аврааму, что именно Бог “мешает” ей родить. И дальше идет женская логика - раз я не могу, значит тебе родит другая.

И что интересно, написано, что Сара взяла свою служанку, египтянку Агарь и “дала её Авраму, мужу своему, в жену.” (Бытие 16:3) Получается, что она сама ее дала не просто в наложницы, или любовницы, но написано “в жену”. А это ведь уже другой статус.

Агарь действительно забеременела. Но последствия всей этой ситуации не заставили себя долго ждать.

После того как Агарь поняла, что теперь носит ребенка от самого Авраама - она стала презирать Сару. Агарь ведь наверняка знала о том, что обещал патриарху Бог. И теперь, когда она носила его ребенка, получалось, что она причастна к этому обетованию. И получалось, что она становилась матерью “обетованного потомства”.

Но это всего лишь была ее оценка происходящего. И это мы увидим, если будем читать книгу Бытие дальше.

Лафранко Дж., Агарь в пустыне
Лафранко Дж., Агарь в пустыне

Мы нигде не читаем до этого, что между Сарой и ее служанкой Агарью были какие-то разногласия. Если бы это было так, то скорее всего Сара не выбрала бы ее для такой роли. И скорее всего, изначально отношения у них были замечательные.

Но что произошло? Кто-то скажет: “Да разве поймешь этих беременных женщин.” А кто-то добавит: “Возгордилась. Как бы то ни было, но отношения между Сарой и Агарью были разрушены.

Сара, увидев, что ее служанка презирает и ни во что не ставит свою госпожу, стала обвинять Авраама.

Подождите, но не сама ли Сара устроила весь этот “праздник”? Сама. Но обвинения предъявила мужу. Здесь, конечно, тоже все не так однозначно.

Ведь мы не видим, чтобы Авраам как-то сопротивлялся решению Сары отдать ему свою служанку в жены. Мы также не видим, чтобы он в молитве спрашивал у Бога совета по этому поводу. Как на мой взгляд - в этой истории каждый “отличился”.

И теперь, когда начались проблемы, Авраам говорит Саре, чтобы она сама решила как будет лучше для всех, и поступила как считает правильным.

И далее написано, что Сара стала “притеснять” Агарь. Скорее всего, она просто стала нагружать ее работой, чтобы у служанки не было времени для “воздушных замков”.

А Агарь решила, что прежний “статус” ей уже не подходит, поэтому она убегает из дома.

“И нашёл её Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.” (Бытие 16:7)

Примечательно тут название местности куда успела дойти Агарь - Сур. Дословный перевод этого слова означает “стена”. Как часто человеку нужно зайти в тупик, чтобы наконец-то повернуться к Богу, понять и услышать Его. И проблема здесь не в Боге, а в человеческой “самости” и гордости.

Вот и Агарь пройдя немалое количество километров, наконец-то была готова к слышанию Его голоса.

Ангел же, обращаясь к женщине, назвал ее “служанка Сарина”. Этими словами Он сразу расставляет все по местам. Она всего лишь служанка, а не та, которая причастна к обетованию Авраама.

А далее Ангел начинает ей задавать самые простые вопросы: “...откуда ты пришла и куда идёшь” (Бытие 16:8)

Да, порою человеку нужно самому себе ответить на самое простое: кто он и что из себя представляет? И самому себе “адекватно”, без всяких выпендрежей ответить на эти вопросы для того, чтобы увидеть свое реальное положение.

Кажется и Агарь поняла свое реальное положение. Она ответила, что является всего лишь Сариной служанкой и убежала от нее. Нет, она не та, которая станет соучастницей великого обетования, данного Аврааму.

И все же в этот момент, Бог говорит ей, что у нее родится сын, от которого тоже произойдет многочисленный народ. А имя этому сыну будет Измаил. Если переводить это имя дословно, то оно означает “услышал Бог”.

И после этого дается характеристика Измаилу, а соответственно, и его потомкам. Один из современных переводов Библии достаточно хорошо подчеркивает его качества характера: “Измаил будет непокорным и свободным, словно дикий осёл, он будет против всех, и все будут против него. Он будет кочевать с места на место и ставить стан рядом со своими братьями.” (Бытие 16:12)

О как часто последствия наших поступков “далеко идут.” Если бы знал тогда Авраам, к чему приведет его желание своими силами “помочь” Богу исполнить обетование о потомках. Если бы патриарх только мог предвидеть на много веков вперед, как будут дальше развиваться отношения его сыновей и потомков. Впрочем, это уже другая тема.

Агарь покоряется Богу. Она называет Всевышнего - “Бог, видящий меня.” Потому что понимает, что Он Тот, Который видит не только то, что снаружи, но и то, что внутри у каждого человека .

Вернувшись к Аврааму и Саре, она действительно рожает сына, которого называют Измаил. В это время Аврааму было 86 лет. И тем не менее, обещанного Богом потомства у него еще не было.