Найти в Дзене
История культуры СССР

Театр "Современник" без глянца или артист артисту волк, товарищ и брат

Актеры народ занятный. Вы знаете, что артист театра "Современник" Игорь Кваша долгое время был "невыездным"? Оказывается эту "услугу" ему оказал Миша Козаков. Он, как информатор "компетентных органов", сообщил кураторам, что Кваша хочет уехать на ПМЖ в Израиль, но его не пускает жена Танька. Она плачет, истерит и по этой причине махровый антисоветчик Кваша не уезжает. Игорь Кваша в своих мемуарах "Точка возврата" метко подмечает, что в итоге в Израиль сбежал не он, а "информатор" Козаков. Парадоксально, правда? Но это если не знать законы театрального закулисья. Там - подставить актера-конкурента это значит получить выгодную роль ( включая В. Ленина и Ф. Дзержинского). Никто из Народных артистов перед искушением не устоял бы. Поверьте. Итак. Перед отъездом интервью у Козакова брал Володя Познер. С осуждением брал. Как патриот страны Советов. Там до развала СССР оставалось несколько месяцев. Интересно, что эмиграции в Израиль требовала жена другого артиста "Современнника" - Валентина Н

Актеры народ занятный. Вы знаете, что артист театра "Современник" Игорь Кваша долгое время был "невыездным"? Оказывается эту "услугу" ему оказал Миша Козаков. Он, как информатор "компетентных органов", сообщил кураторам, что Кваша хочет уехать на ПМЖ в Израиль, но его не пускает жена Танька. Она плачет, истерит и по этой причине махровый антисоветчик Кваша не уезжает. Игорь Кваша в своих мемуарах "Точка возврата" метко подмечает, что в итоге в Израиль сбежал не он, а "информатор" Козаков. Парадоксально, правда? Но это если не знать законы театрального закулисья. Там - подставить актера-конкурента это значит получить выгодную роль ( включая В. Ленина и Ф. Дзержинского). Никто из Народных артистов перед искушением не устоял бы. Поверьте.

Итак. Перед отъездом интервью у Козакова брал Володя Познер. С осуждением брал. Как патриот страны Советов. Там до развала СССР оставалось несколько месяцев.

Игорь Кваша / Михаил Козаков
Игорь Кваша / Михаил Козаков

Интересно, что эмиграции в Израиль требовала жена другого артиста "Современнника" - Валентина Никулина. Она додавила актера в самом начале 90-х. Никулин с Козаковым устроили неплохой театральный тандем в изральском театре. Однако общий театральный уровень этой страны не устроил коллег и они вернулись обратно - в освобожденную от коммунистов и Горбачева Россию.

Но вопрос в другом. Зачем артисты вытворяют такие подлости в отношении коллег? Отвечу. Кто-то просто мстит просто так. Кому-то нужны роли, дающие ему не только деньги, но и повышающие статус. Но на пути конкурент того же амплуа. Вот конкуренту и подставляется нога. Здесь важно было быстро связаться с куратором. И не только из "компетентных органов". ЦК КПСС весьма для этого подходил.

Валентин Никулин. Кадр из фильма "Братья Карамазовы"
Валентин Никулин. Кадр из фильма "Братья Карамазовы"

В этой связи Игорь Кваша вспоминает, как вызвал его и еще нескольких актеров "Современника", Олег Ефремов. Говорил, что у них членов компартии только 6 человек и это число несколько лет не увеличивается. Нужно срочно кому-то вступать, иначе у театра будут проблемы. А он, Ефремов, даст рекомендацию в КПСС любому из присутствующих. Все отказались. Там была Волчек, Сергачев, Табаков, Гафт(?) и он- Кваша. Разошлись по гримеркам. Проходит несколько дней. Ефремов вывешивает объявление о проведение партийного собрания. Один из пунктов - прием новых членов в ряды КПСС. Естественно возникает вопрос - кто ОН (ОНА)? Слух доносит - Олег "Лелик" Табаков. К нему послали гонца, и "Лелик" с ужимками, ухмылками подтверждает слух.

После ухода Олега Ефремова во МХАТ, Табаков сам напросился у "совета старейших" на должность директора "Современника". Затем "Лёлик" дал дельный совет режиссеру Владимиру Меньшову сходить по поводу его невыездов за границу к начальнику 5 Управления КГБ Ф. Бобкову. Об этом Меньшов написал в своих мемуарах.

Олег Табаков
Олег Табаков

Потом были признания Елены Прокловой о сожительстве с ней женатого "Лелика". Конечно в КГБ об этом знали. И не только об этом. История показала специфику директора "Современника". Нам явно предстоит много открытий из его теневой биографии.

Но чтобы выжить и пробиться на самый верх актерской и режиссерской иерархии, имея шлейф "прокловых", ему нужен был для начала партбилет, а дальше выходы на руковдящих товарищей в ЦК и КГБ. Мне недавно попался отчет Табакова о гастролях "Современника" в Венгрии. Отчет писался на имя зав. отделом Культуры ЦК КПСС Василия Шауро. Это была победная реляция. Необычность этого дела в том,что многие театры выезжали зарубеж, но я не читал отчетов других директоров театров. Определённо Табаков хотел показать коммунистам, что он свой, на него можно и нужно опереться, он не подведёт.

Как всегда жду ваших мнений на этот счет, читатели. И не забывайте рассказывать отмоем Канале в соцсетях.

P.S. Между прочим. Один информированный товарищ рассказывал автору статьи, что Раймонд Паульс тоже был невыездным. Но для него постарался Иосиф Кобзон.

Статьи по теме: