Найти в Дзене

Коровы графа Феррерса: конструирование легенды

Рождение черного теленка в принадлежащем графу Феррерсу стаде белых коров усадьбы Чартли предвещает несчастье в семье владельца имения - такова одна из модных в викторианскую эпоху романтических легенд о знатных семействах.

Дикие белые коровы. Гравюра из "Всеобщей истории четвероногих", 1792 г.
Дикие белые коровы. Гравюра из "Всеобщей истории четвероногих", 1792 г.

Коровы Чартли сами по себе представляют немалый интерес, как зоологический, так и историко-культурный, и являются предметов научного изучения в течение уже очень длительного времени. Они являются одной из разновидностей обитающего в Британии с древних времен одичавшего крупного рогатого скота, известного как дикие белые коровы. До наших дней в Англии сохранились два основных стада таких животных, не считая еще нескольких небольших. Они содержатся в диком состоянии в лесопарках, находящихся в имениях лордов — в Чартли графа Феррерса в Стаффордшире и в Чиллингеме графа Танкервилля в Нортумберленде. Во всех стадах периодически, а в некоторых довольно часто, рождаются черные телята.

Предварительное рассмотрение различий между стадами заставляет обратить внимание на некоторые детали. Наиболее известным является стадо Чиллингема, так что все белые коровы Британии иногда называются чиллингемскими. Существуют определенные различия и в экстерьере животных, а именно в форме рогов и в цвете ушей. У коров Чиллингема красные уши, а у коров Чартли — черные. Эти сведения могут представлять интерес, однако сами по себе не могут оказать серьезную помощь в изучении механизма формирования легенды.

Чиллингемский белый бык. Гравюра 1857 г.
Чиллингемский белый бык. Гравюра 1857 г.

Символическому значению белых коров, сформировавшемуся в британском общественном сознании начиная со второй половины XVIII в., посвящена статья Харриет Ритво "Раса, порода и мифы происхождения: коровы Чиллингема как древние британцы". Исследуя формирование мифа о том, что белые коровы — непосредственные потомки древних британских диких быков – туров, что они всегда были дикими, сохранились в этом первозданном состоянии и генетически не связаны с обычным домашним скотом, автор приходит к выводу о том, что эти представления возникли и стали устойчивыми постольку, поскольку символизировали аборигенность, древность рода и могущество их аристократических владельцев и — опосредованно — величие и славу всего британского народа.

Статья Джессики Хемминг "Почему у коров фейри красный уши?" показывает связь чиллингемских коров с кельтскими мифологическими представлениями о том, что для животных белая окраска и красные уши являются маркером принадлежности к миру фейри. Автор здесь делает вывод, что чиллингемские коровы явились результатом длительного и сложного процесса селекции и разведения и в силу своей редкости, особой окраски и лиминального, промежуточного между диким и домашним статуса получили сакральные ассоциации, особенно в Ирландии, где о них знали лишь по рассказам. При этом она отмечает, что эти животные по-прежнему сохраняют волшебную, таинственную ауру, которая активно используется их владельцами.

Статья Хемминг целиком посвящена красноухим коровам Чиллингема, поэтому упоминаний о легенде Чартли в ней нет. Всего одно упоминание легенды о коровах Чартли имеется в статье Ритво. Автор со ссылкой на статью конца XIX в. пишет: "в Чартли … убийство черных телят связано с древней легендой о том, что каждое такое рождение предвещает смерть во владельческом семействе Феррерсов".

Но действительно ли древняя эта легенда? Сама Ритво отмечает, что до второй половины XVIII в. белые коровы Британии привлекали к себе мало внимания, и упоминания о них в источниках того времени немногочисленны и малоинформативны. Важным источником по истории Стаффордшира является написанная в конце XVI в. книга Сампсона Эрдесвика, однако в его описании парка Чартли упоминаются лишь “дикие звери”, идентичность которых с дикими коровами предполагается. Впоследствии описанием Стаффордшира занялся такой выдающийся исследователь, как доктор Роберт Плот. Но и в его "Естественной истории Стаффордшира" мы не находим никакой информации о легенде Чартли. При этом Плот вовсе не чужд описанию подобных легенд: так, в "Естественной истории Оксфордшира" он подробно излагает историю о таинственных стуках, знаменующих смерть в семействе Вудов, а также еще несколько историй о сверхъестественном, которые со ссылкой на него упоминают и современные исследователи таинственного. Вряд ли доктор Плот оставил бы без внимания легенду о коровах, если бы она была ему известна.

Графы Феррерсы из рода Ширли оставили в первой половине XVIII в. определенный след в истории, удостоившись особого упоминания в книге Дж. Кэннона об английской аристократии XVIII века:

Семья Ширли имела несчастье произвести 3-го графа Феррерса, официально признанного сумасшедшего, и его племянника, 4-го графа, которого, вероятно, также следовало бы считать таковым.
Лоренс Ширли, унаследовавший титул в 1745 г., был человеком неукротимого нрава. Его жена добилась раздельного проживания на основании жестокого обращения в 1758 г., и двумя годами позже он застрелил своего управляющего. Несмотря на заявление о “случившемся помрачении рассудка”, он был признан виновным в убийстве и повешен в Тайберне в мае 1760 г..

Однако все эти события не вызвали никаких упоминаний о легенде. Например, преступление, процесс и казнь 4-го графа стали одной из главных новостей 1760 года, в “Ежегодном журнале” приведена подробная хроника этих событий и обширная биография графа — однако о коровах и черном теленке нет ни слова. В "Ньюгейтском календаре", как и следовало ожидать, немало написано о графе Феррерсе, его преступлении и процессе, но не о легенде и предзнаменовании его печальной участи.

Коровы Чартли-парка. Цветная гравюра из книги Мосли, 1863 г.
Коровы Чартли-парка. Цветная гравюра из книги Мосли, 1863 г.

Никаких указаний на легенду и в дальнейшем не появляется в книгах, в том числе и в тех, где им по смыслу следовало бы быть. В книге "Всеобщая история четвероногих", иллюстрированной гравюрами Т. Бьюика, отдельная глава посвящена британским диким коровам, став первым подробным описанием этих животных. Текст содержит информацию о внешнем виде (с иллюстрацией) и поведении коров, однако парк Чартли лишь упомянут последним из пяти известных в то время мест их обитания, а о периодически рождающихся в стадах черных телятах не упоминается вообще. В справочнике У. Уайта приведено много информации и об усадьбе, и о коровах — но не о легенде. Авторы зоологических описаний диких белых коров также до середины XIX в. ничего о легенде не пишут. Даже в журнальной статье, где упоминается об обычае убивать черных телят в стаде Чартли, ничего не написано о легенде, которая должна была бы послужить причиной этого. Сэр Освальд Мосли, известный стаффордширский краевед, в книге которого (1863 г.) мы можем видеть одно из лучших цветных изображений коров Чартли, о легенде тоже не пишет.

Впервые в книжном издании легенда была изложена в 1841 г. Уолтером Денди, автором одной из множества вышедших в викторианскую эпоху книг о сверхъестественном. Этот текст, вероятно, является первоисточником всех последующих изложений легенды и поэтому приводится здесь полностью как есть:

В парке сохраняется, в своей первобытной чистоте, местная стаффордширская корова, небольшого роста, песочно-белого цвета, с черными ушами, мордой и кончиками рогов. В год битвы при Бертон-Бридже родился черный теленок, и падение великого дома Феррарс произошло в тот же период, дав начало традиции, которая по сей день почитается простым народом, о том, что рождение окрашенного теленка в дикой породе Чартли-Парка — это верное предзнаменование смерти члена семьи лорда в тот же год. Такой теленок рождался каждый раз, когда в последние годы в этой семье случалась смерть. Кончина последнего графа и его графини, его сына лорда Тамуорта, его дочери миссис Уильям Джолифф, так же как смерти сына и наследника нынешнего лорда и его дочери леди Фрэнсес Ширли, — все они предварялись зловещим рождением запятнанного теленка. Весной прошлого года совершенно черное животное было произведено на свет в этом роковом племени, и за этим рождением последовала смерть графини.

Вряд ли есть смысл всерьез рассматривать научность и достоверность этого текста, особенно отнесения начала легенды к далекому XIII веку, не сопровождаемого ссылками на источники. В 1845 г. книга Денди была переиздана в США, текст о легенде Чартли никаких изменений в этом издании не претерпел. Все последующие изложения легенды о черных телятах повторяют текст Денди, иногда с сокращениями или добавлением несущественных подробностей. Ни одного факта, связанного с предзнаменованием, сбывшимся после 1840 г., не отмечается никем из авторов. Поэтому, хотя у нас и нет оснований безусловно отвергать фольклорные истоки легенды, ее широкое распространение, очевидно, относится к середине XIX в. и связано с работами Денди и последующих авторов, которые заимствовали его текст.

Исходя из имеющейся информации, мы можем сделать предварительные выводы о причинах формирования легенды. За период между 1824 и 1835 годами умерли 7-й граф Феррерс, два наследника этого титула — старшие сыновья 7-го и 8-го графов, обе графини Феррерс и две дочери 8-го графа. Вероятно, эти семь смертей за десять лет в основном совпали с рождениями черных телят. За предшествующий период смертей в семействе было значительно меньше, поскольку 3-й, 4-й и 5-й графы потомства не оставили. Никаких оснований предполагать столь резкие изменения частоты рождения черных телят в Чартли у нас нет. Возможно, с возникновением легенды связано и то обстоятельство, что графы Феррерсы жили в Чартли изредка и недолго (их главная резиденция — не Чартли, а Стаунтон-Гарольд в Дербишире), так что рождение теленка и смерть в семье графа не совпадали по месту.

Чартли-хаус и герб графа Феррерса. Гравюра Майкла Бергерса, XVII в.
Чартли-хаус и герб графа Феррерса. Гравюра Майкла Бергерса, XVII в.

На вопрос о том, какова была роль самих графов Феррерсов в разработке легенды, трудно ответить однозначно. Вашингтон Ширли, 8-й граф, родившийся 13 ноября 1760 г., умер 2 октября 1842 г., вскоре после выхода книги Денди. Вряд ли этот уже очень пожилой человек, переживший всех своих детей, специально занимался созданием легенды, однако обратиться к мистике и увидеть взаимосвязь между рождениями черных телят и утратами близких он вполне мог. Наследовавшему ему внуку, родившемуся 3 января 1822 г. и проживавшему как раз в Чартли-хаусе, после смерти деда было, пожалуй, не до легенды о коровах. Дело в том, что как раз в это время молодой граф оказался ответчиком в скандальном судебном процессе о нарушении обещания жениться и вынужден был защищаться от выдвинутых против него обвинений (как выяснилось впоследствии, ложных).

Усадьба Стаунтон-Гарольд. Гравюра Джона Тросби, 1790 г.
Усадьба Стаунтон-Гарольд. Гравюра Джона Тросби, 1790 г.

В 1831 г. был опубликован роман Джеймса Далтона “Чартли-фаталист”. Чартли здесь — имя главного героя, и никакого отношения к легенде о коровах и вообще к графам Феррерсам романтический сюжет этой книги не имеет. Тем не менее и эта книга внесла свой вклад в формирование легенды. Уже в 1861 г. Хорас Уэлби в книге “Тайны жизни, смерти и будущего”, а за ним еще несколько авторов утверждают, что сюжет легенды был "впечатляюще обработан" в этой книге. С книгой Уэлби связано и еще одно недоразумение. Излагая легенду, он ссылается не на Денди, а на “Стаффордширские хроники" за июль 1835 г., в чем у него снова находятся последователи. Но в это время такой газеты не было, а вот ко времени выхода книги Уэлби она уже была была.

Книга У. Денди стал импульсом, запустившим вал последующих публикаций о легенде, которая начинает упоминаться и в научных текстах. Иногда в них просто указывается на ее существование, иногда со ссылкой на источник приводится полный текст Денди. Без подробного изложения легенды не обошлось и в фундаментальном труде о диких коровах Британии Дж. Сторера. В 1896 г. вышла статья известного фольклориста Шарлотты Берн “Стаффордширцы и их фольклор”. К сожалению, подробно рассмотрев фольклорные представления жителей Стаффордшира, она, как сама пишет, смогла "лишь только упомянуть … черного теленка, иногда появляющегося среди диких белых коров Чартли-парка, чье рождение предвещает смерть в семействе Феррерсов". После этого количество подробных изложений легенды Феррерсов, опирающихся все на тот же первоначальный текст, и простых упоминаний о ней уже не поддается исчислению. Легенда не только излагается в многочисленных книгах о паранормальных явлениях, по крайней мере одна из которых — книга Дж. Мичелла и Р. Рикарда "Феномены книги чудес" — вышла в русском переводе уже в 1988 г., но и упоминается в большинстве научных текстов о коровах Чартли.

Легенда о черных телятах Чартли стала частью мифологического комплекса, сложившегося вокруг белых коров Британии. Она сформировалась и стала актуальной одновременно с другими компонентами этого мифа, в итоге оказавшись самым устойчивым из этих компонентов. Действительно, если псевдонаучные утверждения легко поддаются научному опровержению, то легенда, приобретая ореол древности и тайны, становится частью традиции и в итоге некритически принимается как данность даже учеными.

Понравилась статья? Ставьте лайк, спрашивайте, что интересно. На комментарии отвечаю.