Найти в Дзене

Клевета и неудачи Лоренцо Леонбруно

Лоренцо Леонбруно. Аллегория Фортуны , 1525, масло, панель, 100x76 см, Милан , Пинакотека Брера
Лоренцо Леонбруно. Аллегория Фортуны , 1525, масло, панель, 100x76 см, Милан , Пинакотека Брера

В Пинакотеке Брера меня привлекла эта многофигурная картина, она мне напомнила картину Боттиччели из Уффици.

А также картина напоминает знаменитый мем

Краткая история мема: Женщина орет на белого кота, необоснованно обвиняя животное во всех смертных грехах. Кошачья реакция – замешательство. Такой мем стал популярен в середине июня 2019 года.
Краткая история мема: Женщина орет на белого кота, необоснованно обвиняя животное во всех смертных грехах. Кошачья реакция – замешательство. Такой мем стал популярен в середине июня 2019 года.
Боттиччели “Клевета” (1495 г. Флоренция, Уффици)
Боттиччели “Клевета” (1495 г. Флоренция, Уффици)

Картина написана по экфрасису Лукиана о картине античного художника Апеллеса "О клевете".

Экфра́сис — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.

В своем «Трактате о живописи» (ок. 1453) Леон Баттиста Альберти приводит эту историю так:

«Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая - Подозрение. Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство, а другую Ложь. За ними шло Раскаяние - женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Правда».

Давайте сравним героев картин у Леонбруно и Боттиччели.

Получается "зависть" у Леонбруно становится обнаженной старухой, он вносит множество новых персонажей в свою картину отходя от текста Лукиана.
Получается "зависть" у Леонбруно становится обнаженной старухой, он вносит множество новых персонажей в свою картину отходя от текста Лукиана.

Среди различных работ, вдохновленных «Клеветой» Лукиана, работа Леонбруно кажется самой сложной и продуманной, возможно, потому, что художник воспринимал её как аллегорию своих личных переживаний после потери своего положения при дворе Гонзага. Фактически это единственная из «Клевет», где имя автора поставлено в прямую связь с сюжетом. Картина намек на неприятные события в жизни Леонбруно которые начались после прибытия Джулио Романо в Мантую, после чего Леонбруно был быстро вытеснен из сферы придворных поручений. Его карьера не заладилась, он пытался стать архитектором, но ничего так и не построил.

Ещё одна картина Леонбруно посвященная неправедному суду Мидаса.

Лоренцо Леонбруно. ок.1512-1514. Суд Мидаса. Gemäldegalerie, Берлин.
Лоренцо Леонбруно. ок.1512-1514. Суд Мидаса. Gemäldegalerie, Берлин.

Существует вольная копия картины Джованни Баттиста Морони

Джованни Баттиста Морони (около 1525–1578 гг.) Аллегория Фортуны, также известная как «Клевета Апеллеса».
после 1560 г.
Музей изящных искусств Нима
Джованни Баттиста Морони (около 1525–1578 гг.) Аллегория Фортуны, также известная как «Клевета Апеллеса». после 1560 г. Музей изящных искусств Нима

Сюжет "Клеветы" воплощен в рисунке Андреа Мантеньи учителя Леонбруно

Мантенья. “Клевета” Апеллеса. 2-я половина XV века. Лондон. Британский музей.
Мантенья. “Клевета” Апеллеса. 2-я половина XV века. Лондон. Британский музей.

Изображение старухи "Зависти" также имеет происхождение от Мантеньи, в его гравюре, на которой старуха держит табличку с надписью "Зависть".

Андреа Мантенья - Битва морских божеств, левая часть, 1490
Андреа Мантенья - Битва морских божеств, левая часть, 1490
Фрагмент Мантеньи и Леонбруно
Фрагмент Мантеньи и Леонбруно

Гравюра Мантеньи представляет собой аллегорию зависти. Об этом говорит фигура уродливой старухи, которая держит табличку с соответствующей надписью. Сюжет «Битвы морских богов», вероятнее всего, навеян мифом о тельхинах, загадочных существах, славившихся мастерством создавать произведения искусства, в частности, из металла, настолько тонкие, что те казались живыми. Однако будучи объяты завистью, тельхины не только не делились секретами мастерства с другими народами, но и отчаянно сражались между собой. В наказание их народ поглотили воды, а остатки его рассеялись.

Мантенья - Аллегория падения невежественного человечества (Virtus Combusta). Британский музей.
Мантенья - Аллегория падения невежественного человечества (Virtus Combusta). Британский музей.

Клевета у других художников

Питер Брейгель Старший.  «Клевета” Апеллеса» (1565). Британский музей
Питер Брейгель Старший. «Клевета” Апеллеса» (1565). Британский музей
Рембрандт  "Сатира на художественную критику" 1644 г. Метрополитен музей.
Рембрандт "Сатира на художественную критику" 1644 г. Метрополитен музей.

«Сатира на художественную критику» Рембрандта высмеивает риторику его современных искусствоведов. Рембрандт заимствовал свою композицию из классической темы «Клевета Апеллеса», знакомой ему по рисунку мастера эпохи Возрождения Андреа Мантенья. На рисунке Мантеньи прекрасная Клевета, подстрекаемая предательством и обманом, тащит невинного юношу, ставшего жертвой клеветы, к судье с ослиными ушами; судью окружают Неведение и Подозрение, а Покаяние и Истина остаются на заднем плане. Здесь Рембрандт сократил количество персонификаций и превратил их в зрителей в современной одежде. Он заменил жертву, выносящую приговор, двумя нарисованными портретами.

Биография Лоренцо Леонбруно

Лоренцо Леонбруно был усыновлен мантуанским придворным художником Джованни Лукой де Лиомбини и воспитан как собственный сын. Хотя сохранилось мало документов о его молодости и художественном образовании, часть раннего обучения Леонбруно приписывается мастерской Андреа Мантенья, который был выдающимся придворным художником Лодовико Гонзага и семьи Гонзага. Мантенья написал фрески и портреты для двора Гонзага в их дворце в Мантуе в середине-конце 15 века, а также некоторые внутренние росписи Палаццо ди Сан-Себастьяно. Обучение Леонбруно у Андреа Мантеньи закончилось со смертью Мантеньи в 1506 году.

После смерти Мантеньи Гонгаза выбрал нескольких художников из его мастерской, чтобы заменить его в качестве придворных художников. Первым был Лоренцо Коста Старший, у которого Леонбруно обучался, а позже придворным художником стал Лоренцо Леонбруно.

В 1504 году Леонбруно был взят под опеку Изабеллы д'Эсте, которая была одной из покровительниц Лиомбини и Лоренцо Косты Старшего.

Леонардо да Винчи. «Изабелла д’Эсте», эскиз к неосуществлённому портрету, 1499, Лувр.
Леонардо да Винчи. «Изабелла д’Эсте», эскиз к неосуществлённому портрету, 1499, Лувр.

В течение короткого периода с 1504 по 1506 годы он был отправлен во Флоренцию по рекомендации д'Эсте для работы в мастерской Пьетро Перуджино.

Рафаэль Санти. Портрет Пьетро Перуджино ок.1504, 
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ, ФЛОРЕНЦИЯ, ИТАЛИЯ
Рафаэль Санти. Портрет Пьетро Перуджино ок.1504, ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ, ФЛОРЕНЦИЯ, ИТАЛИЯ

Леонбруно также обучался у Лоренцо Косты в Мантуе в 1508 году, который был придворным художником Лодовико Гонзаги и Изабеллы д'Эсте.

Лоренцо Коста. Изабелла д'Эсте в царстве Гармонии (Аллегория коронования Изабеллы д'Эсте). 1506. Холст, темпера, масло. Лувр, Париж
Лоренцо Коста. Изабелла д'Эсте в царстве Гармонии (Аллегория коронования Изабеллы д'Эсте). 1506. Холст, темпера, масло. Лувр, Париж

В 1521 году Федерико II Гонзага, старший сын Изабеллы д'Эсте, отправил Леонбруно в Рим для изучения работ Рафаэля и Микеланджело. Федерико приказал послу Бальдассаре Кастильоне присматривать за Леонбруно.

Рафаэль. Портрет Кастильоне. 1514-1515. Лувр
Рафаэль. Портрет Кастильоне. 1514-1515. Лувр

Однако Кастильоне был благосклонен к ведущему ученику Рафаэля, Джулио Романо, которого и рекомендовал Федерико Гонзага.

Тициан Портрет Федерико II Гонзаги.
около 1525 г.
Музей Прадо
Тициан Портрет Федерико II Гонзаги. около 1525 г. Музей Прадо

Романо вскоре сменил Леонбруно на посту мантуанского придворного художника семьи Гонзага в 1524 году. В результате Леонбруно пробыл в Риме один месяц, а затем вернулся в Мантую.

Джулио Романо Автопортрет (1540)
Джулио Романо Автопортрет (1540)

Самым грандиозным проектом маркиза Федерико II Гонзага и Джулио Романо было строительство загородной виллы Палаццо дель Те. Построена за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо. Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками.

Джулио Романо. Плафонная живопись "Зала гигантов"
Джулио Романо. Плафонная живопись "Зала гигантов"
Джулио Романо. Фреска зала Психеи: греческие боги пируют на Олимпе
Джулио Романо. Фреска зала Психеи: греческие боги пируют на Олимпе

Несмотря на большие заказы на украшение дворцов Гонзаги, Леонбруно за свою творческую карьеру создал не так много работ, и сохранились только четыре из его подписанных работ.

Хотя карьера Леонбруно как придворного художника семьи Гонзага закончилась в 1524 году, он продолжал работать художником до 1533 года. Именно на более позднем этапе своей творческой карьеры Леонбруно заинтересовался военной архитектурой. В 1530 году он был вынужден покинуть Мантую из-за Джулио Романо. Он отправился в Милан, чтобы заняться архитектурой, а с 1530 по 1532 год работал архитектором и военным инженером у миланского герцога Франциска II Сфорца. Однако ни один из его архитектурных проектов или рисунков не сохранился.

Лоренцо Леонбруно, Вакханалия, начало 16 века. Частная коллекция.
Лоренцо Леонбруно, Вакханалия, начало 16 века. Частная коллекция.