Эта книга на английском вышла в свет в 1945 году. И сразу же была запрещена в СССР, даже без перевода на русский. Ее сомневались печатать даже в Британии. С чего бы это?
Джордж Оруэлл (George Orwell)«Скотный двор». Первая публикация в СССР случилась только во время Перестройки в журнале «Родник» (Рига, 1988, № 3-6. Перевод И. И. Полоцк), когда и так все уже было понятно. Всем. Повесть была уже не так актуальна. Увы. Так бывает, особенно, когда работа задумывается автором «на вырост», как предостережение. Обидно?
Автор затевал эту повесть как политическую сатиру на социальные революции (даже не в одной известной всем стране, заметьте!).
…Оруэлл воевал в Испании на стороне республиканцев (1937 год), он буквально шкурой прочувствовал ужас Гражданской войны и видел печальную эволюцию революционных максим, их последствия. Он спешил об этом поведать миру: революции чаще всего приводят просто к смене хозяев. «Массы не должны терять бдительность. Не существует такой вещи, как доброжелательная диктатура», - предупреждал гениальный Оруэлл.
Он, кстати, сильно сомневался, что можно создать «объективную историю эпохи».
***
В основу «скотизма» Оруэлла, что легли в либретто оперы «Скотный двор», положены семь заповедей, придуманных свиньями (главными руководителями революционного процесса) и начертанных ими же краской на стенах амбара:
- Тот, кто ходит на двух ногах — враг.
- Тот, кто ходит на четырёх (равно как и тот, у кого крылья) — друг.
- Животное не носит одежду.
- Животное не спит в кровати.
- Животное не пьёт спиртного.
- Животное не убьёт другое животное.
- Все животные равны.
По ходу пьесы оказалось, что многие виды животных Скотного двора, ввиду «узкого склада ума», не способны запомнить все заповеди. Поэтому для них было решено «комитетом» сократить положения манифеста до единственной максимы: «Четыре ноги — хорошо, две ноги — плохо!».
Ну, и так далее - все близко к жизни.
***
А теперь представьте, Венская государственная опера (в содружестве с Национальной оперой (Амстердам)) поставила на своей освященной классиками сцене оперу в трех действиях - «Скотный двор» (Animal farm)!
Зрелище невероятное.
**
Дирижер - Александр Содди,
Режиссер - Дамиано Микьелетто,
солисты - Геннадий Беззубенков, Вольфганг Банкл, Андрей Попов и др. Солисты - настоящий интернационал. Всегда этому рада.
Музыка рвано-повествовательная и весьма органична происходящему на скотном дворе. Оказывается, в опере вполне можно мычать, каркать, хрякать и далее по списку. Некоторые солисты демонстрирует диапазон почти четырех октав. Вокально это очень сильное произведение, невыразимой сложности.
Удивительная работа постановщиков, непохожая ни на что уже виденное.
Сценография порой на грани фола. Пожалуй, у нас бы сегодня это запретили опять… А взрослые люди ведь могут сами выбрать - смотреть или нет. Главное, чтобы был выбор?
Отдельной похвалы заслуживают костюмеры: маски, костюмы - потрясающей (любимое сегодня слово) театральности. Трагикомический, но яркий и живой карнавал. На одном дыхании воспринимается, право.
Особенно хороша ворона - «духовная» ипостась революции.
Что ж? Браво, Вена!
Послание случилось. Прочтение будет индивидуальным. Но ведь предупреждены?
«Сбежались. Я тоже сбежался.
Кричали. Я тоже кричал.
Махал рукой. Возмущался.
И карточку приставу дал».
(Саша Черный, еще один бог сатиры)
Не сбегайтесь.
P.S. Прямая трансляция (премьера в Вене состоялась 2 марта 2024.
©️ Мила Тонбо 2024
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»