Вы смотрели фильм «Игра в имитацию» о криптографе военного времени Алане Тьюринге, который взломал код немецкой шифровальной машины «Энигма» во время Второй мировой войны? В основе фильма Мортена Тильдума с Бенедиктом Камбербэтчем – реальные события. Алан Тьюринг – английский математик, который в свое время занимаясь теорией игр. Считается, что именно он положил начало созданию искусственного интеллекта.
Игра, которой он занимался, называлась «Игра в имитацию». Суть ее следующая: в игре участвует три человека, двое переписываются, третий судит переписку. Переписываются мужчина и женщина. Задача женщины – писать, как мужчина, задача мужчины – имитировать женщину. Задача судьи – понять, кто какого пола на самом деле. При работе над этой игрой у Тюринга возникла идея заменить одного из участников игры умной, думающей машиной, которая будет переписываться с человеком. Задачей судьи стало выявить, кто из них робот. Так Тюринг впервые сделал предположение, что человеческую речь можно имитировать. Сегодня мы называем это искусственным интеллектом. ИИ активно общается с человеком и помогает нам в бизнесе.
Кстати, вы уже проверили, насколько способны отличить фразы ИИ от фраз человека? Пройдите наш тест! ПРОЙТИ ТЕСТ
Все алгоритмы, которые представляют собой ИИ, это всего лишь имитация. Они работают с вероятностными моделями и выполняют сложные вычисления, но у них пока нет собственного мышления, только имитация человеческого.
ИИ – это сервис
Тем не менее, мы активно используем ИИ. Сейчас он для нас – сервис. Мы можем не понимать, как это работает, но сделать несложные настройки – и получать результат. Мы гордимся, что приобщены к модному тренду, часто подчеркиваем, что наши продукты созданы с участием ИИ. С одной стороны, это свидетельствует о том, что мы – в ногу со временем, с другой – что мы таким образом удешевляем наши решения и делаем их доступнее для клиента. Это называется демократизацией технологий – технологии становятся недорогими и доступными непрофессионалам. И вот тут-то и есть опасность уйти в крайность.
Опасность таких сервисов в том, что они создают иллюзию, будто можно создать что-то значимое, не прилагая усилий. Привет, наша любимая иллюзия о волшебной таблетке!
Можно ли создать что-то гениальное на основе ИИ? Будет ли продаваться так же дорого или еще дороже, произведение искусства, созданное ИИ? За искусством еще нужно понаблюдать, а вот что касается бизнеса, то набор технологий, называемый искусственным интеллектом, уже демонстрирует некоторый экономический эффект. Технологии влияют на скорость работы, на скорость и эффективность взаимодействия с клиентами, существенно влияют они и на рынок труда. Правда, нередко применение ИИ – всего лишь стремление «поймать хайп», без смысла и надобности.
Когда ИИ заменит человека
Искусственный интеллект пока не может заменить человека, зато отлично заменяет отдельные его навыки, в чем бывает значительно эффективнее людей. По информации Всемирного экономического форума (отчет от января 2024 года), за ближайшие 5 лет 44% навыков будут вытеснены искусственным интеллектом, а более 50% людей потеряют работу.
Причем на данный момент по статистике работа человека в связке с искусственным интеллектом эффективнее, чем отдельно работа человека и отдельно работа ИИ. Среди перспективных направлений – развитие навыка работать с искусственным интеллектом в паре. ИИ становится ассистентом для профессионалов высокого уровня.
Так может ли ИИ заменить человека? Искусственный интеллект обучается, но он обычно неспособен обработать все ситуации. Там, где есть люди, там всегда будут нетиповые ситуации. ИИ может помочь человеку принять решение, но принимающим решение может быть только человек, эксперт в своей области.
Вопрос этики
Осталось разобраться, стоит ли сообщать клиентам, что их полностью или частично обслуживал не человек, а ИИ?
Есть два подхода:
- Не говорить, что с людьми общается «робот», ведь он так хорош, что его не отличишь от человека.
- Уведомить пользователя, что он общается с алгоритмом.
Первый вариант очень ненадежный, ведь если человек задаст специфический вопрос, будет понятно, что он общается с роботом. Второй подход соответствует общечеловеческой этике и более безопасный, поскольку человек, взаимодействуя с вашей платформой, оставляет свои данные, пусть даже в виде вопроса, и должен иметь право знать, кем/чем они обрабатываются.
А вы как думаете, стоит сообщать пользователям, что на их вопросы отвечает не человек?