Найти тему
Виктор Канев

Откуда брать деньги в Total War: Rome?

Оглавление

Перечитывал недавно свои статьи по «Rome: Total War», и внезапно обнаружил, что местами не согласен сам с собой.

Оно и неудивительно, ведь уже прошел не один год: я успел сыграть еще кучу партий, найти для себя несколько тонкостей, отточить какие-то навыки, переоценить взгляды. Вдобавок, изменился мой личный топ фракций. Так что, думаю, ещё вернусь ненадолго в родные пенаты, и выпущу небольшой ряд статей.

Начну серию с банального.

В комментариях не раз натыкался на вопрос: а что делать с экономикой?

Для меня раньше было естественным иметь в казне кучу золота, настолько много, что даже члены семьи портились и превращались в коррумпированных и алчных выкормышей. В то же время, многие читатели задавались вопросом – а как так то? Почему им не хватает средств? Немного разобравшись, решил накидать небольшой гайд-правила, где углублюсь в эту тему чуть подробнее.

Теоретически, нет ничего сложного в набивании своей казны монетами: просто внимательно следите, чтобы сходились дебет с кредитом. На практике же, надо сначала разобраться в том, куда уходит все заработанное непосильным трудом.

Ага, знаю я вас, экономических реформаторов, улучшающих свою экономику за счет грабежей. ;)
-2

Для начала, давайте ответим на вопрос – где деньги, Зин? Очевидно, всё уходит на содержание армии, а также на попытку построить хоть что-нибудь, чтобы экономика выдержала пару ходов до следующего грабежа.

Военные кампании во все времена были дорогим удовольствием. Серия Total War не стала исключением. Даже на захват Пиренейского полуострова надо выделить минимум две армии, чтобы завоевание не превратилось в бесконечную погоню за неуловимыми мстителями по горным ущельям и перевалам. А две армии, знаете ли, укладываются в бюджет нескольких крупных городов и целой Нарнии.

Так что, чаще всего, достаточно умерить свой аппетит, нанимать меньше войск и учиться бить врага ограниченным контингентом. Например, в первом Риме почти вся Европа легко и непринужденно запинывается кавалерией. Пехота нужна только для того, чтобы добивать выживших в городах. Когда дело доходит до фракций с фалангами, то всего лишь надо сбегать за наемными конными лучниками – просят ребята не очень много, зато эффективность в умелых руках неописуемая. Хотя, с умелыми руками и своей кавалерией можно управиться.

Как только научитесь справляться с врагом малыми силами, то сразу же почувствуете плодотворную силу математики. Меньше войск = меньше нагрузки на казну. Оглянуться не успеете, как она тут же начнет пополняться золотыми монетками.

-3

Второй момент более глубокий и обширный.

Чаще всего, именно недогляд за своей экономикой приводит к огромным денежным потерям – неверное распределение администраторов (или их отсутствие), коррупция, война сразу со всеми. Хотя достаточно раз в несколько ходов проводить проверку финансовых сводок, чтобы вовремя реагировать на плодотворные и негативные изменения.

Например, те же администраторы являются очень важной частью эффективной экономики. Развитый город может приносить существенно больше, если им руководит самый плохонький, но все же управленец. А если у него ещё и перки на торговлю и сельское хозяйство есть, то вообще прекрасно!

Обратная ситуация тоже существует – если посадить за руль полководца-коррупционера, у которого экономические штрафы и нулевое управление, то доход может сильно упасть. Поэтому будьте внимательны, распределяя членов семьи по городам.

Также немаловажным фактором может стать сама коррупция. Пусть не самым существенным, но все ещё значимым. Бороться с ней можно одним способом – строить храмы и здания на законность. Опять же, можно посадить наместника, у которого есть перки на порядок.

Впрочем, по своему опыту скажу, что подобные мероприятия хоть и дают результат, но он не является впечатляющим. Это, скорее, как приятный бонус к лояльности города.

Куда важнее сохранять торговые отношения с соседями. Потому что, если впасть в раж и начать воевать с 6-7 фракциями сразу, то вы лишаетесь пары десятков регионов, с которыми можно вести торговлю. А это уже потеря потенциальных нескольких тысяч в ход. Не говоря уже о том, что значительно выгоднее вести завоевание парой армий, и еще парочкой стеречь границы, чем держать вдали от дома семь-восемь завоевательных корпусов.

Это из очевидного и неочевидного.

-4

А теперь поговорим про создание мощной экономики.

Немногие догадываются, но если открыть окно финансов, то можно заметить удивительные вещи. Например, пункт «Торговля» находится на третьем месте по доходности, и составляет примерно 10-20% вашего общего дохода в целом. А первые два пункта – сельское хозяйство и налогообложение – делят между собой все 75-80%.

И чтобы вывести торговлю на более серьезный уровень, надо очень сильно постараться, а также немало вложить. Ситуация очень хорошо описывается диалогом из Простоквашино:

- Где деньги взять?
- А давайте продадим что-нибудь ненужное!
- Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет.

Поэтому, если вы с самого начала ударялись в строительство дорог, рынков и портов, то вкладывали огромные средства в сомнительное мероприятие. Почему сомнительное? Потому что ради мизерного роста вам надо построить три здания (как минимум), а также дождаться прироста населения. И это надо делать в нескольких соседствующих городах сразу. Только тогда от вложений будет толк.

При этом, многие забывают о существовании сельского хозяйства, которое с самого начала приносит значительно больший доход, а также работает на аккумулирование как экономики, так и населения.

Еще раз – торговля без населения не имеет смысла. А население прирастает за счет развития сельского хозяйства. Поэтому правильной тактикой будет сначала отстроить фермы, а уже потом рынки, порты и прочее. Исключением являются дороги – они нужны банально для перемещения армий.

Как минимум, надо в каждом городе отстроить «Общинное земледелие», чтобы повысить урожайность регионов. И тогда результат не заставит себя ждать. Особенно хорошо, если у вас есть храмы на улучшение производства пищи, ведь они тоже дают существенный бонус к вашим доходам.

-5

Теперь давайте подытожим и выведем основные формулировки:

- не набирать огромное количество войск, воевать с максимум двумя соседями единовременно;

- завоевания выгоднее вести постепенно, не превращая во фронт все свои границы;

- внимательно следить за характеристиками своих наместников;

- вести торговлю со всеми соседями, с которыми не воюете;

- стараться строить храмы, которые влияют на экономику, расставляя приоритет в таком порядке: бонусы на производство пищи – бонусы на торговлю – бонусы на законность;

- в первую очередь строить фермы, развивать сельское хозяйство, чтобы регионы приносили хороший доход;

- торговую инфраструктуру развивать во вторую очередь, и только там, где у вас соседствует несколько городов сразу.

Давайте теперь расскажу, как делаю я, чтобы иметь сильную экономику.

Во-первых, чаще всего веду войну против одного противника, быстро развивая наступление и подбирая войска под «ключ», если есть такая возможность. Это позволяет сохранять баланс экономики и вооруженных сил, оставляя огромные средства под экономические реформы.

Во-вторых, если противник, которого я опасаюсь, быстро растет, то отправляю к нему несколько убийц, высекая командиров и регулярно совершая диверсии. Это позволяет замедлить их рост и заставляет существенно потратиться на восстановление зданий. Иногда десяток убийц и агентов бывают более эффективными, чем целая армия.

В-третьих, тут же строю в захваченных городах дороги и фермы, чтобы немедленно приподнять экономику. Исключение – города, которые буду развивать в военном ключе. Но тут нужно сохранять здравый смысл, и выше «севооборота» не развивать ветку хозяйств, а то устанете от постоянных вспышек восстания из-за безумного роста населения.

В-четвертых, стараюсь последовательно захватывать регионы, соседствующие друг с другом. Мало того, что это естественный прирост границ, и оборонять их легче, так еще и развивать внутреннюю торговлю значительно проще. Тут уже есть резон сразу в трёх-четырех областях параллельно строить дороги, торговцев, порты и т.д., ибо эффект становится глобальным, и торговля всех городов-соседей резко подскакивает.

В-пятых, есть чудеса света, которые необходимо заиметь, при возможности. Например, Колосс Родосский сильно увеличивает морскую торговлю, статуя Зевса – порядок по всех городах, а Висячие Сады – доход от сельского хозяйства. Да, для многих фракций они расположены далеко. Но ведь со временем вы до них доберётесь, да и десант никто не отменял.

-6

Думаю, на первое время хватит.

Советы мои довольно простые, да и не помню, чтобы претендовал на звание уникального мудреца. Однако, именно их простота уже не раз выравнивала мою экономику, даже если играл за самых диких варваров.

Ну, а мне остается пожелать вам удачи! Увидимся в следующих статьях!