Симптомы тревоги у детей могут проявляться ещё в раннем возрасте. Иногда они довольно очевидны, но в других случаях могут быть более незаметными или проявляться неожиданным образом. В статье разберем суть тревоги и 10 примеров симптомов у детей, которые нелегко распознать.
Подавляющее большинство родителей и не думают о том, что их ребенок может тревожиться. Тревога кажется достаточно "взрослым" чувством, которое появляется в ответ на чрезмерные перегрузки, стресс, беспокойство: откуда ей взяться у беззаботных детей, у которых нет работы, семьи, конфликтов и так далее?
Часто проявления тревоги (особенно неочевидные) принимают за плохое поведение и вредность и пытаются корректировать именно через попытки воспитать свое чадо. В итоге тревога лишь усиливается, так как нужной помощи нет: родитель пытается устранить именно симптом, а не причину симптома.
Чем тревога отличается от страха?
Если упрощать, то тело человека, мозг которого думает, что извне есть какая-то угроза, реагирует таким же образом, как если бы мы действительно были в опасности.
В этом отличие тревоги от страха.
У страха есть причина - объект, предмет. Например, какой-то человек, животное или явление. То, что мы можем увидеть и при желании даже потрогать. Мы боимся чего-то определенного. У тревоги объективной причины нет. В какой-то мере это исключительно субъективное переживание, которое можно абстрактно описать словами, но это переживание не существует в реальности - оно есть только у нас в голове. То есть это переживание беспредметно. Мы просто ощущаем напряжение, дискомфорт, беспокойство всем телом, но "вычислить" причину этого состояния в реальности сложно.
"Плохое поведение" = "тревожное поведение"
Ребенок, мозг которого находится в состоянии борьбы, замирания или бегства, связанных с тревогой, очень похож на непослушного ребенка.
Эмоциональный центр мозга пытается нас защитить с помощью инстинкта выживания. Это достаточно сильный инстинкт: как мы писали выше, он стимулирует мозг, запускает нервную систему и активирует ту самую стратегию "беги, замри или бей". В итоге ребенок ведет себя достаточно непредсказуемо. Но это не его вина: он не может себя контролировать. Если уж и искать виноватых, то давайте скажем "спасибо" эволюции: если бы не было этого инстинкта самосохранения, то наши предки просто не смогли бы выжить в диких условиях природы.
Стоит еще учитывать и то, что дети (в силу возраста и неопытности) не умеют регулировать свое состояние. Они не знают, как справляться с многими эмоциями, тем более сильными, не умеют о них говорить и могут даже не понимать, что вообще испытывают. Им просто дискомфортно и непонятно, вот они и пытаются выразить то, что чувствуют, доступными для них способами (которые зачастую не выбирают!).
Так какими же неочевидными способами дети могут выражать тревогу?
1. Гнев или враждебность
Когда кажется, что ребенок делает все назло, специально, лишь бы вывести родителя из себя. Такое поведение кажется нелогичным (причем тут тревога?), но если вдуматься, то можно вспомнить и собственные попытки справляться с тревогой: как вы сами реагируете на состояние хронического беспокойства и подавленности? Скорее всего, достаточно эмоционально: вы можете срываться на близких, можете раздражаться от каждой мелочи, вспыхивать как спичка. Но делаете это не специально. Просто ваша психика настолько расшатана и шатка, что контролировать себя сил просто нет.
Когда эмоциональный центр мозга чрезмерно активен (а именно это происходит при тревоге), ребенок более склонен к раздражительности и реактивности, поскольку эмоции "перерабатываются" с перебоями.
2. Чрезмерные расспросы и любопытство
"А когда мы приедем? Мы уже приехали? А сейчас?" - каждый ребенок задает подобные вопросы. Но если ребенок испытывает тревогу, он может задать один и тот же вопрос (или вопрос на одну и ту же тему) буквально раз 100 за час.
Почему? Потому что незнание того, что будет дальше, усиливает тревогу, которая уже и так есть. И один из способов справиться (или хотя бы удержать тревогу в "привычных" рамках) - постоянно отслеживать ситуацию вокруг за счет поиска ответов на свои вопросы.
3. Поиск подтверждения
"Мам, как ты думаешь, а я красивая?", "Пап, ты все еще считаешь, что я смогу получить 5 на контрольной?", "Вы уверены, что я смогу завести друзей в новой школе?"...
Из-за тревоги ребенок может ощущать, что с ним что-то не так. Причем это будут навязчивые мысли, которые повторяются и крутятся в голове без возможности от них как-либо избавиться. Поэтому ребенок будет искать утешения у значимых взрослых, чтобы облегчить свое состояние.
4. Физические симптомы
То есть головокружения, слабость, сонливость, перевозбуждение, проблемы с ЖКТ, головная боль и другие физические проявления.
5. Избегание и попытки спрятаться
Опять-таки можете вспомнить себя. Допустим, вам надо отчитаться перед начальником о проделанной работе, но вы уже который день еле-еле просыпаетесь по утрам, а на фоне маячит тревога... Скорее всего, вы будете избегать встречи до последнего и даже прятаться (например, выключите телефон или будете избегать мест, где вы случайно можете встретиться с начальником).
Вот и дети, испытывающие тревожность, могут избегать вас или каких-то дел, прятаться (даже физически - в шкаф, например). Это такой способ самосохранения и условного выживания, который позволяет хотя бы частично и на время вернуть себе контроль (а его очень не хватает, когда испытываешь тревогу).
6. Плохой сон
Либо ребенок вообще не может уснуть, либо засыпает, но спит беспокойно: часто просыпается, ворочается, с утра ощущает себя уставшим. При тревоге мозг работает даже ночью.
7. Проблемы с концентрацией внимания
Когда эмоций много либо они сильные (именно это происходит при тревоге), "мыслящая" часть мозга работает хуже: весь фокус на эмоциях, которые буквально занимают бОльшую часть энергоемкости.
Поэтому ребенку становится сложно делать то, что он всегда делал без проблем: читать, учиться, даже играть (хотя казалось бы).
8. Повышенная чувствительность
Ребенок может начать плакать из-за какой-то мелочи, хотя вообще это ему несвойственно, либо наоборот - нервно смеется-веселится. Эмоции могут проявляться и без причины, когда ребенок ничем не занят либо ничего не происходит такого, что вообще может эти эмоции вызвать.
Мозг перегружен. О самоконтроли речи быть не может, даже если ребенок плюс-минус обладает навыками саморегуляции. Каждый шаг, любая вещь или слово могут стать триггером для разрядки напряжения, которое скопилось и зудит.
9. Навязчивость
Остаться один на один либо рядом с другими, не близкими для ребенка людьми - это еще одна стрессовая ситуация. Поэтому ребенок может "прилипнуть" к вам: ходить за вами туда-сюда, просить вас, чтобы он остался дома вместо школы \ детского сада \ каких-то секций, проситься с вами, когда вы едете по делам.
Вы являетесь его защитой, опорой и зоной комфорта. Остальной мир представляет неясную угрозу, которая усиливает тревогу и состояние дискомфорта.