Проблема бедности и нищеты в современном обществе, чаще рассматривается в рамках социологии, экономики, политики, но не психологии. В мировой науке, исследования делают упор на определённые экономические критерии бедности и нищеты, но при этом опускаются специфические и психологические факторы данного феномена.
Израильские учёные Д. Шикор и Р. Эллис считают, что попрошайничество - это целый социальный институт и авторы приводят примером собственную страну, где подаяние является значимым элементом культуры, а милосердие выступает социальным оправданием практики попрошайничества.
Х. Беккер разработал целую теорию " девиантной карьеры", в рамках которой, достаточно убедительно объясняется практика выхода на улицу, с целью попрошайничества, при условии что человек один раз уже получил материальную помощь извне.
Попрошайничество в России, также традиционно рассматривается как социальный институт- это отношения между поросящим милостыню и подающим её.
Попрошайничество, по мнению многих исследователей в области экономики относится к низшему сегменту неформальной экономики страны.
Паперть на сегодня является легитимной в глазах общества и может совершенно не относиться к религиозным течениям, однако паперть, организованная возле Церкви, по мнению исследователей В. А. Аникина, Р. А. Соловьёва, может находиться под опекой самой Церкви, являющейся влиятельный организацией в России.
С. Г. Юносова в своём исследовании отмечает, что бедность - это не только психологическое состояние постоянной "нехватки" денежных или материальных средств, но и существующее социальное положение человека, его семьи, которое характеризуется уровнем жизни, основанным на вынужденной экономии материальных средств. Состояние "от зарплаты до зарплаты" впритык, может относиться и к бедности, в зависимости от экономии человека. Однако, если человек позволяет себе траты на одежду, походы в кафе, кино, дорогие покупки, путешествия и, при этом считает себя бедным, это точно не бедность.
Бедность это и страх быть нищим, страх остаться без элементарных средств существования, это страх оказаться в опасном положении, на грани голода, вымирания.
Нищетой называется состояние ниже уровня бедности, которое позволяет оставаться, существовать человеку, в рамках биологически допустимых норм.
Н. Р. Москвина в своём исследовании вводит определение нищеты, как крайне тяжёлого социального положения человека, которое характеризуется предельно низким материальным положением, изоляцией от социального общества, лишением социальных ресурсов, устойчивых связей. Нищие люди, это люди утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности общества.
Уровень жизни нищих всегда ниже уровня бедности. Нищета это - жизнь на подаяние, и здесь, Н. Р. Москвина подразумевает не только жизнь человека на милостыню от других членов общества , но и жизнь человека на любые благотворительные средства, которые являются единственными источником существования.
Образ жизни нищего человека выражен в добровольном или вынужденном разрыве отношений с семьёй, здесь отсутствуют родственные связи, наблюдается отчужденность человека от основных социальных институтов. Нищий человек, как андеркласс- изолирован от общества, он ведёт маргинальный образ жизни, который приводит к дезадаптации и снижает не только уровень здоровья, но и любые жизненные шансы изменить собственное положение.
М. Л. Бутовская, в своей монографии отмечает, что люди попадающие в среду нищеты по каким-либо причинам, уже не желают возвращаться к прежней жизни.Происходит некоторая днвормацич личности и он не способен самостоятельно выбраться из состояния бедности, как из зависимости.
В современном обществе попрошайничество, это не только состояние человека, но и криминализированный бизнес, который носит разрушительный характер для общества в целом, и для людей, которые вовлечены в этот бизнес, особенно для детей.
Нищета возникает вследствие разных психотравмирующих событий: работы, инвалидирующего заболевания, снижения социального статуса, тюремного заключения. Любая ситуация, в которой человек теряет смысл жизни может приводить к состоянию бедности и нищеты.
Чаще всего, к состоянию бедности приходят люди в духовном кризисе, некотором надломе, и обстоятельства не позволяют человеку проявить жизнестойкость преодоления трудностей.
Как бы странно ни звучало, но реально к бедности, особенно к глубокой бедности, в современном российском обществе приводит не положение безработного, а семейное положение человека: его семья, отношения в ней, наличие зависимостей от психоактивных веществ и поведенческие зависимости.
Наиболее уязвимой группой людей попадающих в категорию бедных являются одиночки пенсионного или предпенсионного возраста с плохим здоровьем.
Человек, перешагнувший границу бедности в сторону нищенства обрекает себя на принятие маргинального образа жизни и причинами формирования такого образа жизни являются разочарования, неудачи в делах, отсутствие личных перспектив, утрата интереса к личному развитию, эгоистическое отношение к окружающим и поиск лёгких денег.
Согласно исследованию О. Льюиса, бедные люди не разделяют общественных ценностей и часто, не действуют в соответствии с ними. Они вырабатывают собственные установки ценности, иррациональные модели поведения, которые социально - наследуемы и способствуют постоянству бедности. Состояние нищего человека описывается как беспомощное и зависимое, бедный человек считает себя находящимся в униженном положении, он имеет низкую мотивацию к труду и достижениям, у него присутствует ориентация действий только на текущий день и нет способности к долговременное планированию.
Многие исследователи отмечают, что у бедных нет долговременных жизненных планов и их временные перспективы достаточно сокращены. Бедный человек считает себя неудачником, у него присутствует низкая осмысленность жизненной позиции в настоящем, он ничем не удовлетворён, слабо выражено стремление к успеху и нет мотива достижения успеха.
Е. Л. Сучкова в своём исследовании отмечает, что пребывание среди бедных, порождает у человека множество психологических проблем, которые связаны с потерей психологического равновесия гармонии. У человека возникает неуверенность в себе и присутствуют неадекватное реагирование на социальные изменения, возникает ощущение непреодолимости трудных жизненных ситуаций.
С точки зрения психологии, кризисная ситуация бедности и нищеты относится к травме лишения. Такая травма возникает при невозможности преодоления проблем. Травма лишения возникает и при сформированной неадекватной самооценке (мы помним, что если ребёнку говорить о том, что он ни на что не способен, такие установки прочно становятся частью его личности) и иррационального анализа событий на основе предыдущего жизненного опыта.
Состояние бедности, как психологическое явление, сопровождается отрицательными эмоциями, постоянная тревогой, депрессивным состоянием и беспокойством вплоть до дезорганизации личности.
Человек, попадая состояние нищеты не предпринимает никаких действий в трудной ситуации, и без поддержки социального общества приобретает деструктивное поведение, при это "стираются" границы нормы поведения. Когда у человека нарушено восприятие нормы и отсутствуют ценностные ориентации, он способен на преступление.
Однако, сам страх бедности, как явление, страх остаться без средств существования, при наличии навыков стрессоустойчивости и хоть какого - то положительного жизненного опыта, поддержке близких может побудить человека развиваться и зарабатывать более, чем достаточно.
--------------------------------------------------------------
Использована информация из научных статей:
1. Аникин Василий Александрович, Соловьев Роман Андреевич Трудоспособные на паперти: феномен люмпенизации рабочей силы в России // Социологический ежегодник. 2014. №2013-2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudosposobnye-na-paperti-fenomen-lyumpenizatsii-rabochey-sily-v-rossii (дата обращения: 03.03.2024).
2. Астахова Надежда Викторовна Образ просящего милостыню в московском метро // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-prosyaschego-milostynyu-v-moskovskom-metro (дата обращения: 03.03.2024).
3. Юнусова Светлана Геннадьевна Психологический кризис личности, связанный с бедностью и нищетой // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-krizis-lichnosti-svyazannyy-s-bednostyu-i-nischetoy (дата обращения: 03.03.2024).