Генри Форда часто упрекают в том, что он был скуп и противился любым инновациям. И это при том, что он первым вывел восьмичасовой рабочий день, довел сборку машин на конвейере до совершенства и сделал автомобиль действительно доступным для каждого. Он действительно позволял себе многое. Не боясь он выступил против монополии на производство автомобилей, отказавшись платить мзду зарвавшейся шайке юристов. Он одним из первых стал думать о цивилизованной продаже и обслуживании своих машин, дилеры компании Ford появились не только в США, но и в других странах. Что бы снизить логистические расходы он стал организовывать сборочные предприятия по всему миру. Однако одна его разработка почти не известна в мире. И вот о ней я сегодня расскажу.
С середины двадцатых годов Генри Форд тратит огромные суммы на исследования по созданию биотоплива. В 1925 году он дает интервью газете New York Times в котором в частности рассуждает на эту тему:
"Топливо будущего можно будет получить из чего угодно. Гнилые фрукты, сорняки, опилки все подойдет для его изготовления. Ведь в каждом растительном веществе есть топливо, которое можно ферментировать. В годичном урожае акра картофеля достаточно алкоголя, чтобы управлять техникой, необходимой для возделывания полей в течение ста лет".
В идеальном будущем, по представлению Форда, все муниципальные и сельскохозяйственные отходы были бы задействованы для получения топлива. Ученые работавшие на магната доказали, что более 10 процентов энергии можно добывать именно при переработке мусора. Занималось отделение компании и культивацией травяных растений. В частности целые поля были отданы для выращивания кукурузы и сахарного тростника. Из них добывались ферментированные спирты. Работали специалисты и над получением биогаза, богатого метаном, который подходил как топливо для котлов.
Однако наибольший интерес вызывала конопля, нет, не ее собратья содержание ТГК, а именно технический каннабис. Правда Форд и тут умудрился нарушиить законодательство страны. Дело все в том, что с 1937 года любые сорта конопли оказались под запретом для выращивания в США. Но Генри Форд, даже зная, что нарушает предписания продолжал работы на селекцией этого растения. По правде сказать никто о получении марихуаны тогда не задумывался, просто нефтяные корпорации увидели в работах Форда прямую угрозу для своего бизнеса. Ведь доведи он полученное из растения топливо до совершенства бензин и дизель стали бы никому не нужны. Не боясь исков, Форд с упрямством продолжал вести исследования.
И первый же результат он показал всему миру уже в феврале 1941 года. Запрет на производство гражданской продукции в США еще не вступил в силу, но сами компании уже активно переводили производство на военные рельсы. И тут Форд представляет модель названную Bioplastic Ford Model T.
Кузов этого автомобиля был изготовлен из переработанных конопли, льна, пшеницы и еловой целлюлозы, что сделало модель намного легче машин из стекловолокна, так еще и полученный материал был в десятки раз прочнее стали. В качестве топлива использовался метанол изготовленный из отходов конопли или других сельскохозяйственных культур. Экспериментальная модель Форда, как писало в то время издание Popular Mechanics считалась шагом на пути к реализации его мечты "вырастить автомобили из почвы".
Увы, Вторая мировая война набирала обороты и думать о новых, не военных разработках, было некогда. Да и сама конопля была, как вы помните, под запретом. А значит использовать изготовленные из нее кузов и топливо было нельзя. Честно говоря жаль, ведь прими идею Форда всерьез, и не вставляй ему палки в колеса нефтяное лобби, вполне возможно мы бы жили немного в другом мире.
Мне очень нравится выражение Генри Форда. Он однажды напишет: "Зачем вырубать леса, которые росли веками. Зачем бурить землю и добывать газ и нефть, строить угольные шахты, ведь все можно получить просто возделывая сельскохозяйственные культуры".