Для меня Петербург и его пригороды – удивительный музей под открытым небом. Приехал, посмотрел, насладился, удивился, восхитился и обратно, домой, в мою Москву. И когда ты едешь туда, всегда встает вопрос: что же посмотреть? И чтобы было интересно, и необычно, и не как в прошлый раз. Сегодня я хочу предложить вам небольшую прогулку по этому городу-музею. При этом вы увидите очень много, но с другой стороны. Итак, поехали.
1. Наш маршрут начинается со станции метро Адмиралтейская – самой глубокой станции не только Санкт-Петербурга (86 м), но и всей России.
2. Выход станции встроен в Торговый центр, на последнем этаже которого находится удивительный макет "Петровская акватория" (станция метро Адмиралтейская, ул. Малая Морская, дом 4/1, ТРК "Адмирал", 6-й этаж) – реконструкция города от Петра I до Екатерины Великой. В центре макета – заполненная водой чаша, изображающая акваторию Невы и Финского залива, вокруг расположены макеты архитектурных ансамблей Петербурга и те, которые сохранились, и те, которые безвозвратно потеряны. Все воссозданы так, как они выглядели в середине XVIII века. При этом на макете большое количество движущихся объектов: фигуры людей, кареты, корабли; световые, звуковые и визуальные эффекты. За короткое время вы увидите смену дня и ночи, изменение погоды. Именно с этого макета, как мне кажется, нужно начать экскурсию по городу. Макет сделан на основании чертежей и воспоминаний современников. Фотографии с сайта макета:
Налюбовавшись историческим видом города и его окрестностей, продолжаем нашу прогулку по Малой Морской улице в сторону Исааковского собора. Нельзя объять необъятное, поэтому я предлагаю на Адмиралтейство в этот раз посмотреть издалека: от пересечения Малой Морской и Гороховой улиц.
3. Адмиралтейство – главная судостроительная верфь Российской Империи петровских времён. Большинство помещений были мастерскими для производства кораблей. При Петре I Адмиралтейство стало главным государственным органом по управлению флотом. Здесь также хранились карты, модели и другие документы, касающиеся морских сил России. Сейчас здесь располагается Главное командование ВМФ страны.
Верфь, первоначально деревянная, построенная в 1704 году по чертежам Петра I, перестроенная в 1711, немного позже над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, сделанным голландским мастером Харманом ван Болосом. Кораблик, один из символов Санкт-Петербурга, меняли в 1815 и 1896 годах.
Там, где сегодня расположен фонтан перед Адмиралтейством, из чертежного амбара был устроен первый Исаакиевский собор, в котором венчался Петр I с Екатериной. Исаакий Далматский – византийский святой, день памяти которого совпадает с днем рождения Петра Великого. А мы, продолжая движение по Малой Морской, придем к современному зданию собора.
4. Современный Исаакиевский собор (Исаакиевская площадь, 4) начали возводить в 1819 году. Это было уже четвертое здание храма.
Строилось четвертое здание тяжело и долго, почти 40 лет: с 1819 по 1858 годы.
Обязательно поднимитесь на смотровую площадку собора и посмотрите на город с высоты 43 метра (фото из открытых источников). Разглядывая город со смотровой площадки, попробуйте отыскать те объекты, которые вы увидели на макете.
Насладившись видами города, продолжим нашу прогулку. От крупнейшего храма (высота здания 101,5 метра, вместимость собора – 12 тысяч человек) города мы идем к Красногвардейскому бульвару. По дороге проходим мимо Манежа.
5. Конногвардейский манеж – монументальное здание в стиле классицизма, построенное в 1804–1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. Для украшения портика Манежа в Италии были заказаны уменьшенные копии мраморных античных скульптур Диоскуров (в древнегреческой и древнеримской мифологиях братья-близнецы Кастор и Полидевк, дети Леды от двоих отцов – Зевса и Тиндарея. Олицетворяют воинскую доблесть, защитники всадников). Понадобилось три года для их изготовления и шесть лет для доставки в Санкт-Петербург. Установлены они были только в 1816 году, до этого, говорят, перед входом стояли кентавры. В 1844 скульптуры были перенесены к Конногвардейским казармам по Конногвардейскому переулку (на пересечении с Почтамтской улицей) по требованию духовенства (рядом Исаакиевский кафедральный собор), дабы не смущать верующих анатомическими подробностями.
В 1954 году Диоскуры были возвращены на свое место.
История питерского Манежа очень похожа на историю московского: с середины XIX века тут проводят выставки и концерты, в 1917-1930 Манеж используется как склад, с 1930 перестраивается под гараж НКВД/МВД/КГБ. В 1967 году передано Ленинградскому союзу художников для проведения выставок, в 1973-1977 перестройка и капитальный ремонт для дальнейшего использования в качестве выставочного зала.
Дальше вдоль Манежа мы идем по Конногвардейскому бульвару в сторону острова Новая Голландия.
6. Конногвардейский бульвар был создан в 1842 году на месте Адмиралтейского канала, вырытого в 1710-е годы между Адмиралтейством и островом Новая Голландия.
Бульвар начинается с двух гранитных колонн с аллегорическими бронзовыми скульптурами крылатых «Побед» работы скульптора Х. Д. Рауха. Скульптуры – подарок прусского короля Фридриха-Вильгельма IV российскому императору Николаю I в качестве ответного жеста за подаренных копий скульптурных групп "Укротители коней", стоящих на Ани́чковом мосту. Фигуры установлены на колонны-постаменты, созданные по проекту архитектора К. И. Росси в 1845–1846 годах. Колонны Cлавы до сих пор стоят на бульваре.
Сразу за Манежем вдоль бульвара расположены бывшие казармы лейб-гвардии Конного полка (построены в 1807, перестроены в 1844-1847 гг. архитектор И. Д. Черник):
Справа на бульваре расположено несколько примечательных зданий, на которые необходимо обратить внимание:
Заканчивается бульвар площадью Труда, названной в честь Дворца Труда. Обязательно спуститесь в подземный переход. Здесь, среди магазинов можно найти памятный знак, посвященный Адмиралтейскому каналу:
Мы выходим к острову Новая Голландия.
7. Остров Новая Голландия – искусственный остров, ограниченный Крюковым каналом, Адмиралтейским каналом и рекой Мойкой появился в 1717 году, когда были закончены работы по сооружению каналов. По указанию Петра I на острове был построен деревянный дом для отдыха при посещении располагающегося рядом Галерного двора. Окружающая местность напоминала ему Голландию, поэтому царский дом стали называть "Голландским домиком", а остров – Новой Голландией. Строительства на острове производилось в XVIII-XIX веках. Знаменитая арка острова построена в 1779-1787 годах. Её высота –23 метра, а ширина пролёта – 8 с лишним метров. Каждый из складывающих арку гранитных блоков весит до 4 тонн. В 1823-1829 годах по проекту А. Е. Штауберта на острове было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой» (отсюда якобы пошло выражение «лезть в бутылку»).
С 2016 года остров Новая Голландия – бесплатное место отдыха.
Хорошей прогулки! Длина маршрута всего 2 км.
Если вы хотите посмотреть и послушать экскурсию по Петровской акватории, переходите сюда.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. — Л., 1939
Старые фотографии: pastvu.com и Санкт-Петербург
Финне И. Диоскуры на Конногвардейском плацу
Чернега А. Конногвардейский бульвар