Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Чем являются загадочные пиктские камни?

Оглавление

Пиктские камни — это часть материальной культуры союза кельтоязычных народов, которые когда-то вселяли страх в сердца Римской империи, а сегодня вызывает любопытство в умах ученых.

Заселяя окутанные туманом земли нынешней северной и восточной Шотландии, пикты были для своих современников такой же загадкой, как и для сегодняшних ученых. Поскольку их история очень напоминала их окутанные земли, пикты практически не оставили после себя никаких письменных свидетельств. Однако они оставили так называемые пиктские камни — вызывающие недоумение и внушающие трепет камни — выступающие из этих некогда священных земель. Прежде чем погрузиться в виды пиктских камней, следует разобраться в их истории.

Пикты: кто были люди, стоящие за пиктскими камнями?

Пиктский воин, держащий голову, картина Джона Уайта, 1585–1593 гг. Н. Э., Британский музей, Лондон.
Пиктский воин, держащий голову, картина Джона Уайта, 1585–1593 гг. Н. Э., Британский музей, Лондон.

Так кто же были люди, создавшие эти сохранившиеся реликвии прошлого? Пикты были обществом железного века, существовавшим между 300 и 843 годами нашей эры. Однако историк Джеймс Э. Фрейзер в своей книге « От Каледонии до Пиктландии» (2009) предполагает, что пикты могли существовать еще в 79 году нашей эры под названием каледонцы. Пикты представляли собой конфедерацию племен, которые обрели идентичность в борьбе с общим врагом — римлянами и, возможно, викингами. Термин «пикт» был придуман в 297 году нашей эры римским писателем Евмением, который называл каледонцев «пиктусами» или «нарисованными». Как называли себя пикты, остается неизвестным.

Пиктов было труднее победить римлянам, чем бриттов . От Флавиана I (79–88 гг. н. э.) до Северана (208–212 гг. н. э.) римляне неоднократно проводили кампании против этих северных «варваров», но каждый раз терпели неудачу. Не довольствуясь неудачей, римский император Адриан стремился отделить империю от ее каледонско-пиктских соседей. В 122 году н. э. Адриан приказал построить 73-мильную стену через север Британии, от Ирландского моря на западе до Северного моря на востоке. Эта стена стала известна как стена Адриана. Остатки стены Адриана, постоянное напоминание о доблести пиктов над римлянами, до сих пор простираются по всей стране.

Дружеское или кровавое вторжение викингов?

Надгробия викингов Гована, обнаруженные в Шотландии, 901-1000 гг. н.э., в Музее камней Гована, Глазго.
Надгробия викингов Гована, обнаруженные в Шотландии, 901-1000 гг. н.э., в Музее камней Гована, Глазго.

Около 800 г. н. э. пикты подверглись вторжению викингов на севере Пиктландии. Было ли это мирным или нет, до сих пор предполагают. Существуют три гипотезы о взаимодействии викингов и пиктов на Оркнейских, Шетландских и Западных островах. Первая точка зрения предполагает, что скандинавы мигрировали мирно и относительно в небольших масштабах. В конце концов, норвежцы начали доминировать на этих землях политически, лингвистически и культурно, что подтверждается географическими названиями современной Шотландии. Однако эта точка зрения опирается на «Сагу об Оркнейских островах» и «Historia Norwegiae» , которые не являются самыми достоверными историческими сведениями

Вторая точка зрения предполагает, что до эпохи викингов существовала давняя традиция мирной миграции, и не было необходимости проводить различие между пиктами и норвежцами. Однако обе предыдущие точки зрения устарели и не имеют надежных доказательств.

Вместо этого Джеймс Х. Барретт в книге «Земля, море и дом» (2018) предположил, что между скандинавскими, шотландскими и пиктскими фракциями действительно происходили постоянные войны. Существует множество археологических свидетельств, подтверждающих, что пикты встретили норвежскую миграцию не с распростертыми объятиями, а скорее с насилием. В 839 году н.э. пиктская королевская семья была уничтожена викингами, что привело к конкуренции за королевский сан. Кеннет Макэлпайн, король гэлов Дала Риаты, станет королем пиктов в 849 году нашей эры. Викинги вернутся в 867 году нашей эры и завоюют Английское королевство Нортумбрия, в результате чего пикты и гэлы будут окружены. После многих лет нестабильности и напряженности пиктский король Каусантин мак Синаеда наконец победил викингов при Страткарроне в 904 году нашей эры. Однако, несмотря на эту победу, пиктская культура уже была переплетена с гэльской и норвежской.

Пиктские камни

Пиктский камень с редкой иконографией, обнаруженный во время раскопок, 401-600 гг. н.э., через Абердинский университет, Абердин.
Пиктский камень с редкой иконографией, обнаруженный во время раскопок, 401-600 гг. н.э., через Абердинский университет, Абердин.

Среди наиболее прочного наследия пиктов — их камни с замысловатой резьбой, разбросанные по высокогорью Шотландии. Хотя большая часть того, что мы знаем о пиктах, происходит от этих пиктских камней, пикты также оставили после себя форты и могильники. Однако именно камни сегодня очаровывают большинство ученых.

Какова была цель этих камней? Изображали ли они истории о знати, племенах, божествах и великих битвах? Служили ли они знаком власти? Первая попытка понять и классифицировать камни на основе их иконографии, уровня детализации и техники скульптуры была предпринята в 1903 году. Пиктские камни были разделены на три класса: класс I, класс II и класс III. Однако, как показано в Pictish Progress (2010), сборнике работ, связанных с исследованиями пиктов, эта система имеет недостатки. Несмотря на сложность пиктской археологии, базовая система классификации по-прежнему полезна для определения художественной эволюции пиктских камней на протяжении времени.

Класс I:

Пиктский камень класса I с Z-стержнем Змеи и символом очков, 201–400 гг. Н. Э., Через Национальный музей Шотландии.
Пиктский камень класса I с Z-стержнем Змеи и символом очков, 201–400 гг. Н. Э., Через Национальный музей Шотландии.

Традиционно считалось, что камни I класса или «камни-символы» были воздвигнуты между V и VII веками. Однако благодаря сотрудничеству экспертов по датировке из Абердинского университета и Национального музея Шотландии датировка была перенесена на III и IV века. Камни I класса украшены зооморфными изображениями волков, кабанов, хищных птиц и даже водных зверей. Самым известным из этих художественных изображений является Пиктский зверь.

Камни класса I также украшены более абстрактными символами, интерпретируемыми как колесницы, котлы, щиты, солнечные диски, зеркала и человекоподобные фигуры. Символы  огама — древнего ирландского алфавита — также встречаются на камнях I класса. Все эти украшения высечены на необработанной поверхности камня, что соответствует древнейшему периоду пиктской скульптуры.

Функция пиктских камней I класса, особенно с гуманоидными фигурами, уже давно обсуждается в академическом сообществе. Тем не менее, остается вопрос о том, были ли эти камни пограничными знаками, памятными знаками умершим или символами прошлой системы верований, которая служила защитным механизмом против христианизации Шотландии. Хотя пикты вырезали свои символы на камнях, они не вырезали значения символов и не оставили после себя ничего, что могло бы помочь расшифровать такую ​​работу.

Класс II:

Пиктский камень класса II, сцена охоты Хилтон из Кэдболла, 601–800 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдибург.
Пиктский камень класса II, сцена охоты Хилтон из Кэдболла, 601–800 гг. Н. Э., Национальный музей Шотландии, Эдибург.

С течением времени пиктские камни усложнялись. В отличие от класса I, пиктские камни класса II или «крестовые плиты» часто представляют собой камни прямоугольной формы, сопровождаемые сложной рельефной резьбой. На камнях класса II будут изображены христианские символы, кресты и пиктская иконография. Камни класса II нередко имели крест по центру с одной или обеих сторон и были окружены пиктской иконографией. Кроме того, на более экстравагантных камнях класса II изображены агиографические и библейские истории. Однако, как видно на примере Хилтона из Кэдболла, камни класса II могут отображать события, относящиеся к тому, что интерпретируется как пиктское дворянство. Считается, что класс II возник примерно в VII и IX веках, когда Пиктленд находился в процессе последовательной христианизации, вероятно, от ирландских и римских миссионеров из Ионы и Нортумбрии. Как подчеркивает Уильям Камминс в своей книге «Пикты и их символы» (1999), хотя камни класса II имеют христианскую иконографию, это не означает, что все пикты приняли христианство. Таким образом, камни класса I возрождаются в определенных регионах Пиктленда.

Класс III

Пиктский камень III класса, Камень Сеуно, 850–890 гг. н.э., из Национального реестра исторической среды Канмора, Шотландия.
Пиктский камень III класса, Камень Сеуно, 850–890 гг. н.э., из Национального реестра исторической среды Канмора, Шотландия.

В отличие от класса I или класса II, пиктские камни класса III не имели какой-либо дохристианской пиктской иконографии. Камни класса III, изготовленные в VIII и X веках, доминировали в пиктском ландшафте из-за того, что пикты подвергались массовой христианизации, а также подвергались колонизации гэлами Дала Риата. Пиктская система верований проигрывала битву христианству, как и различные языческие системы верований по всему миру. Камни III класса использовались в качестве надгробий, отдельно стоящих крестов и каменных святынь. В отличие от своих предшественников, камни класса III гораздо легче интерпретировать из-за отсутствия пиктской иконографии и их последовательного размещения в окружающем ландшафте. В качестве ярких примеров можно привести одно из самых священных и исторических мест Шотландии, остров Иона и аббатство Иона. Аббатство Иона, основанное в 563 году н.э. святым Колумбой, было местом христианского паломничества в древнем мире, чему способствовала его связь с ландшафтом. Увеличивая свою популярность, Иона представила процессию «Улица мертвых» — путь, имитирующий путь паломников к Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Кроме того, вдоль дороги к аббатству были установлены камни класса III, которые служили учебными пособиями, крестами для проповеди и данью уважения библейским историям. Несмотря на отсутствие пиктских символов, камни III класса по-прежнему очень сложны по конструкции. Помимо христианских символов, камни класса III содержат изображения вероятных обращенных пиктов, зооморфные узоры, духовные миры и реальный мир в стиле резного рельефа, аналогичном камню класса II.

Пиктские камни: акт исчезновения или адаптация?

Кеннет Альпайн II, король Шотландии (843-63 гг. н.э.), автор Якоб Якобс де Вет II, 1684-1686, через Royal Collection Trust, Лондон.
Кеннет Альпайн II, король Шотландии (843-63 гг. н.э.), автор Якоб Якобс де Вет II, 1684-1686, через Royal Collection Trust, Лондон.

Пикты, которых часто романтизируют как «потерянное племя» или народ, который, казалось бы, растворился в воздухе, находятся в авангарде воображения и неточных теорий. Однако существует общепринятая гипотеза, предложенная Алексом Вульфом в его книге «От Пиктленда до Альбы», 789–1070 (2007). К 900 году н. э. пикты не исчезли, а скорее ассимилировались с Дал Риата при первом короле Альбы Кеннете Мак-Альпине I. Хотя этот ответ менее мистический, он не умаляет сложности пиктской истории. Из-за слияния пиктов, Дала Риаты и, в конечном итоге, англов, пиктская идентичность исчезла, и родилось Королевство Шотландии. Королевство Шотландии будет суверенным государством в течение примерно 850 лет и продолжит борьбу с угрозой колонизации со стороны своих соседей.

Статьи публикуются ежедневно!

Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

#history #story #история #рассказы