2,5K подписчиков

5 неразгаданных археологических загадок, которые вам нужно знать

3,5K прочитали

Прошлое может быть загадочным, но археология может помочь нам лучше его понять. Однако остается еще много неразгаданных археологических загадок.

Прошлое может быть загадочным, но археология может помочь нам лучше его понять. Однако остается еще много неразгаданных археологических загадок.

Археология — это дисциплина, которая помогает нам узнать о жизни людей, живших много лет назад. К сожалению, грабежи, деградация, вандализм и пренебрежение могут превратить даже самый многообещающий археологический объект в пазл со многими недостающими деталями. И без голосов людей прошлого, которые бы направляли нас, многие места остаются нераскрытыми. В предыдущей статье о загадках археологии я обсуждал пять самых интригующих и захватывающих археологических загадок. Я продолжаю этот список еще пятью увлекательными неразгаданными археологическими загадками.

1. Почему отметки на камне Кончо являются археологической загадкой?

Фотография с места маркировки камня Кончо, нарисованная Джорджем Эпплби, 1937 год, через «Кэнмор: Национальный отчет об исторической среде».
Фотография с места маркировки камня Кончо, нарисованная Джорджем Эпплби, 1937 год, через «Кэнмор: Национальный отчет об исторической среде».

Большая плита осадочной породы лежит среди предгорий шотландских холмов Килпатрик. Он окружен атрибутами современной жизни: опорами, близлежащим жилым комплексом и воздушными линиями электропередачи. Вы можете отличить его от остальной части скалистого обнажения по серии чашечных и кольцевых знаков, которые были вписаны в твердую скалу в доисторические времена, за некоторое время до прибытия Цезаря в первом веке до нашей эры и римской оккупации, которая началась столетием позже.

Сегодня он известен как Камень Кончо. Название происходит от гэльского слова, означающего «маленькие чашечки», описания некоторых символов, которые появляются на камне. Он не уникален — в этом районе есть как минимум 17 других резных камней, — но камень Кончо является самым большим и имеет наибольшее количество резных фигурок.

Камень Кончо был впервые описан преподобным Джеймсом Харви в 1885 году, когда он зарисовал часть обнажения и его отметки. Он также удалил поросль, обнажив около 30 квадратных футов камня, но большая часть его все еще была скрыта под верхним слоем почвы.

Вид на скалу с пометкой «чашка и кольцо», Уайтхилл, картина Джорджа Эпплби, 1937 год, «Кэнмор».
Вид на скалу с пометкой «чашка и кольцо», Уайтхилл, картина Джорджа Эпплби, 1937 год, «Кэнмор».

Не прошло и десяти лет, как Джон Брюс и художник В.А. Доннелли представили первый нарисованный от руки эскиз камня и его маркировку. Также сняли гипсовую повязку, но ее нынешнее местонахождение неизвестно. В течение следующих нескольких десятилетий камень приобрел некоторую археологическую известность, но только после того, как археолог-любитель (и профессиональный страховой брокер) по имени Людовик Маклеллан Манн заинтересовался тем, что камень Кончо рассматривался как важный артефакт шотландской доисторической эпохи.

К сожалению, Манн также считал Камень Кончо своим билетом к славе. В 1937 году он заполнил каждый мотив и резьбу белой, желтой, синей, зеленой и красной краской. Сегодня подобный вандализм привел бы к уголовному преследованию, но действия Манна остались безнаказанными. Он предположил, без каких-либо доказательств, что резные изображения изображают определенные необоснованные космологические события, в том числе «поражение монстра, вызвавшего затмение». Они также рассказали о камне широкой общественности, большинство из которых были обеспокоены тем, что камню может быть нанесен еще больший ущерб, если его не защитить. Прошло около 30 лет, но Совет по древним памятникам решил перезахоронить камень Кончо для собственной защиты, не в последнюю очередь потому, что вандалы начали разрисовывать скалу граффити.

Общий вид на Камень Кончо во время открытого просмотра, сделанный с востока, 19 августа 2016 г., «Кэнмор».
Общий вид на Камень Кончо во время открытого просмотра, сделанный с востока, 19 августа 2016 г., «Кэнмор».

Вскоре камень канул в безвестность, но благодаря раскопкам, проведенным в 2015 и 2016 годах, археологи смогли удалить верхний слой почвы, очистить поверхность камня водой под высоким давлением и записать резьбу. Они использовали сочетание современных археологических методов, таких как точное лазерное сканирование и фотограмметрия, а также традиционную фотографию, подробные записи и нарисованные от руки эскизы.

Смысл (или значения) резьбы по камню Кончо остается археологической загадкой. Однако, когда современные археологические методы используются как часть целостного подхода, учитывающего особенности окружающего ландшафта, хронологию наскальных рисунков и связанную с ними материальную культуру, раскрыть тайны камня Кончо может быть намного проще.

2. Что находится внутри гробницы первого императора Китая?

Мавзолей Первого императора Цинь, III век до нашей эры, ЮНЕСКО.
Мавзолей Первого императора Цинь, III век до нашей эры, ЮНЕСКО.

В 1974 году земледельцы Ян Ифа, его 5 братьев и сосед Ван Пужи рыли колодец недалеко от деревни Сиянг, примерно в 35 километрах к востоку от города Сиань. Дождя не было уже несколько месяцев, и они надеялись найти резервуар с столь необходимой водой. Вместо этого они обнаружили самый впечатляющий археологический памятник Китая — Мавзолей Первого императора Китая Цинь, широко известного как Терракотовые воины.

Фермеры копали всего в 1,5 километрах к востоку от кургана-гробницы императора Цинь Шихуана на горе Ли. На глубине около 15 метров они нашли небольшой бронзовый наконечник стрелы и терракотовую скульптуру человеческой головы. Обширные раскопки показали, что артефакты были частью огромного подземного некрополя площадью примерно 56,25 квадратных километров.

В центре внимания находится курган самого Цинь Шихуана, первого императора единого Китая и основателя династии Цинь, правившей с 221 по 206 год до нашей эры. Воины, стоящие по стойке смирно в боевом порядке, скорее всего, были расставлены вокруг гробницы, чтобы защитить своего Императора в загробном мире.

Шихуанди, иллюстрация из корейского альбома XIX века, см. Британскую библиотеку и Британнику.
Шихуанди, иллюстрация из корейского альбома XIX века, см. Британскую библиотеку и Британнику.

Большая часть некрополя была раскопана и обнаружила воинов замысловатой формы, каждый с уникальным лицом и одеждой, сотни терракотовых лошадей, бронзовые колесницы и множество вооружений. Что не было раскопано, так это сама гробница императора Цинь Шихуанди.

Прямоугольная гробница с двойными стенками высотой 51,3 метра является крупнейшей в своем роде в Китае. И он остается закрытым герметично, чтобы сохранить хрупкие артефакты и архитектурные остатки внутри.

Археология, по большому счету, может оказаться разрушительным процессом, и если гробницу раскопать, величественный пейзаж мавзолея Цинь изменится навсегда. Технологии будущего, возможно, смогут обеспечить безопасность объектов, но на данный момент гробница остается закрытой, и в ближайшем будущем не планируется ее открывать.

А пока мы можем только догадываться, что находится внутри.

3. Какова была цель Лаосской равнины кувшинов?

Вид на юго-запад на мегалитический кувшин Зоны 1 в Лаосе, Луиза Шеван и др., 2020 г., через PLOS
Вид на юго-запад на мегалитический кувшин Зоны 1 в Лаосе, Луиза Шеван и др., 2020 г., через PLOS

Вы можете найти Равнину Фляг на плоском травянистом плато в суровой провинции Сиенг Кхоаунг в верхней части северного Лаоса. Это уникальный ландшафт, наполненный более чем 2100 большими каменными сооружениями трубчатой ​​формы. Никто точно не знает, кто их построил и почему, и мы только недавно начали понимать, когда они были размещены на равнине.

Сами кувшины огромны — до 2,5 метров в высоту и весом около 30 тонн каждый — и, скорее всего, использовались в какой-то погребальной емкости. Мы знаем это, потому что вокруг некоторых кувшинов захоронены человеческие останки, в том числе зубы. Равнина Фляг является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку она демонстрирует технологические ноу-хау ныне неизвестной культуры Юго-Восточной Азии, прекрасно сохранившиеся в своем первоначальном месте.

Долгое время археологи считали, что эти загадочные каменные кувшины использовались на протяжении всего железного века, между 1200 и 200 годами до нашей эры. Новое исследование, проведенное учеными из Мельбурнского университета, Австралийского национального университета и Департамента наследия Министерства информации, культуры и туризма Лаоса, показало, что они намного старше. Используя метод под названием «Оптически стимулированная люминесценция» (OSL), они обнаружили, что банки стояли на месте еще во втором тысячелетии до нашей эры, то есть около 2000 года до нашей эры. Основываясь на последнем времени, когда они подверглись воздействию света, OSL может датировать отложения под банками, что позволяет определить, когда они были помещены в их нынешнее положение.

Местоположение образцов OSL, взятых из-под банок W0013 и W0021 на Участке 2 в Лаосе, Луиза Шеван и др., 2020 г., PLOS
Местоположение образцов OSL, взятых из-под банок W0013 и W0021 на Участке 2 в Лаосе, Луиза Шеван и др., 2020 г., PLOS

С 2016 года продолжающиеся раскопки постепенно раскрывают тайны кувшинов. Рядом с кувшинами были обнаружены еще человеческие останки, которые, по-видимому, являются поверхностными маркерами подземных захоронений. Сюда входят большие керамические кувшины, в которых хранятся останки младенцев и маленьких детей. Однако радиоуглеродное датирование скелетов и связанного с ними древесного угля показывает, что они были захоронены где-то между 9-13 веками нашей эры, намного позже, чем были установлены каменные кувшины.

К этой загадочной картине добавляется наличие на этом месте захоронений трех разных типов. Первый представляет собой выложенный целый скелет, второй представляет собой совокупность погребенных костей, а третий представляет собой погребение в небольшом керамическом сосуде.

Остается вопрос, почему погребенные останки настолько моложе самих камней? Археологи продолжат раскопки на этом месте, чтобы попытаться выяснить, использовали ли кувшины разные люди в разное время. Возможно, им удастся определить, были ли те, кто хоронил людей под кувшинами, потомками первоначальных изготовителей кувшинов.

4. Для чего использовались римские додекаэдры?

Бронзовый додекаэдр в Галло-римском музее в Тонгерене, Wikimedia Commons.
Бронзовый додекаэдр в Галло-римском музее в Тонгерене, Wikimedia Commons.

Римский додекаэдр, также широко известный как галло-римский додекаэдр, представляет собой любопытный объект, датируемый 2 и 4 веками нашей эры. Названные в честь 12 правильных пятиугольных граней и выступающих сфероидов, они отлиты из медного сплава и имеют отверстия на каждой грани, соединяющиеся с полым центром. Размер большинства из более чем 100 найденных экземпляров варьируется от 4 до 11 сантиметров в ширину. Они были обнаружены на территории современной Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Италии, Венгрии и Уэльса.

Любопытно, что современных записей о римских додекаэдрах из Римской империи не существует . Однако некоторые из них были найдены как часть кладов монет, что означает, что они могли быть ценными предметами. Большинство из них были раскопаны в северо-западных провинциях Римской империи, которые были пропитаны кельтскими традициями, но в различных контекстах, включая военные лагеря, театры, храмы, дома и гробницы.

Существует множество теорий о том, как использовались римские додекаэдры. Возможно, это были научные инструменты, которые помогали оценивать расстояния или размеры далеких объектов. Возможно, их даже использовали, чтобы рассчитать лучшее время года для посева зерна.

Два древнеримских бронзовых додекаэдра и икосаэдр в Рейнском земельном музее в Бонне, Германия, III век нашей эры, Wikimedia Commons.
Два древнеримских бронзовых додекаэдра и икосаэдр в Рейнском земельном музее в Бонне, Германия, III век нашей эры, Wikimedia Commons.

Были и более причудливые – и гораздо менее убедительные – предложения. Например, что это были декоративные подсвечники, головы скипетров, религиозные предметы, разновидность игральных костей или даже инструмент для гадания, который можно было использовать для предсказания будущего.

В 1982 году на археологическом участке недалеко от собора Сен-Пьер в Женеве был раскопан украшенный римский додекаэдр. На нем выгравированы имена зодиаков, что подтверждает теорию о том, что они могли использоваться в астрономии или астрологии.

5. Почему переплетающиеся стены Пумапунку являются археологической загадкой?

Бассейн Титикака и основные археологические памятники, включая Тиуанако, 2018 г., журнал Heritage Science Journal.
Бассейн Титикака и основные археологические памятники, включая Тиуанако, 2018 г., журнал Heritage Science Journal.

Впечатляющая каменная терраса Пумапунку находится в самом сердце Тиуанако (Тиауанако по-испански), одного из крупнейших археологических памятников Боливии. Это монументальный комплекс длиной почти 500 метров по оси север-юг. Вы можете найти его примерно в 50 километрах к западу от столицы Ла-Паса, и, по оценкам археологов, он был заселен между 500 и 950 годами нашей эры. Это твердо помещает его в доколумбовую эпоху истории Южной Америки.

Пумапунку — чудесное место, потому что это массивный интегрированный комплекс, состоящий из каменных платформ, площадей, пандусов, зданий, дворов и лестниц. Архитектура была спроектирована с определенной целью: направлять пешеходов через пространство, где они могли видеть ритуально важные изображения и символы, вырезанные на стенах.

Что делает Пумапунку археологической загадкой, так это природа его архитектуры. Это сложный, но незавершенный комплекс дверных проемов, ворот и окон, высеченных из отдельных блоков. Мастерство каменной кладки не имеет себе равных в доколумбовых памятниках, поскольку стены собраны из переплетенных камней, которые соединяются друг с другом, как кусочки головоломки.

Незаконченный андезитовый дверной проем с глухими соединительными отверстиями, 2011 г., Wikimedia Commons.
Незаконченный андезитовый дверной проем с глухими соединительными отверстиями, 2011 г., Wikimedia Commons.

По мнению историков архитектуры Жан-Пьера и Стеллы Наир, изучавших останки в 1990-х годах, «острые и точные углы в 90 градусов, наблюдаемые на различных декоративных мотивах, скорее всего, были сделаны не с помощью молотков. Независимо от того, насколько тонким был острие молотка, он никогда не мог создать четкие прямые внутренние углы, которые можно увидеть на каменной кладке Тиауанако… Строительные инструменты тиауанаканцев, возможно, за исключением молотков, остаются практически неизвестными и еще не обнаружены».

К сожалению, попытки изучить архитектуру Пумапунку затруднены, поскольку это место было серьезно повреждено грабителями, искавшими сокровища, и теми, кто использовал его в качестве удобного карьера для современных зданий и строительства железных дорог.

Тем не менее, археологи, такие как Алексей Вранич, применяют современные методы, такие как 3D-реконструкция, чтобы узнать больше о фрагментарных останках. Будем надеяться, что их работа продолжит раскрывать больше информации о причудливых, но впечатляющих переплетающихся стенах Пумапунку.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

#history #story #история #рассказы #археология #загадки #тайны #вопросы истории #неразгаданное