Найти в Дзене
Роккульт

Музыка дьявола: сатанинская паника и хэви-метал 80-х

Оглавление

Расскажем о хэви-метале, противоречиях, которые он вызвал в 1980-х, и о том, как этот жанр преодолел моральную панику и завоевал признание широкой публики.

Кадр из фильма «Медиатор судьбы», где роль дьявола исполняет Дейв Грол
Кадр из фильма «Медиатор судьбы», где роль дьявола исполняет Дейв Грол

Зарождение противоречий

Если говорить об эпохе конца 70-х и начала 80-х, то это были времена, когда музыка становилась тяжелее, а волосы – длиннее. Такие группы, как Black Sabbath, Judas Priest, AC/DC и Motley Crue, увеличивали громкость и захватывали эфир.

Музыка была громкой, тексты грубыми, а фанаты были готовы зажигать. Но со славой и популярностью приходит пристальное внимание, и в случае с хэви-металом это проявилось в форме панической атаки. Так и появилась сатанинская паника.

Эта смесь из страха, музыки и диких обвинений заложила основу для определяющего эпоху спора, который в дальнейшем определит будущее хэви-метала.

Сатанинская паника и тень над хэви-металом

Представьте себе страх, настолько всепроникающий, что он окрашивает ваши любимые мелодии в дьявольские цвета. Моральная паника была настолько распространена, что рваные джинсы и футболки с группами считались униформой анархии и разврата. Это и была сатанинская паника. В основном она охватила США, но тем или иным образом проникала и в другие страны. Это был период, омраченный страхами перед сатанинскими ритуалами, с пугающим ростом необычных, темных преступлений.

Страх разжигали несколько факторов, и публикация книги «Мишель вспоминает» в 1980 году стала переломным моментом. Эта книга, якобы представляющая собой правдивый рассказ о культах и ритуальном насилии, была поначалу изучена правоохранительными органами, судами и общественностью. В ней рассказывались ужасные истории о восстановленных «подавленных воспоминаниях», которые позже были развенчаны как жуткая выдумка.

Рики Кассо
Рики Кассо

Тучи сгустились, когда произошло убийство Гэри Лауверса, совершенное Рикки Кассо. Кассо, 17-летний наркодилер, нанес Лауверсу 36 ножевых ранений. СМИ, быстро навесив на Кассо ярлык сатаниста, превратили его ужасный поступок в полноценное ритуальное преступление. Того факта, что он был найден в футболке AC/DC, было достаточно, чтобы связать это с хэви-металом.

В итоге футболка с Metallica и пара татуировок делали человека главным подозреваемым в деле о ритуальных жертвоприношениях.

Все больше преступлений по неосторожности связывали с этим жанром и сатанизмом. 14-летний Томас Салливан, поклонник Black Sabbath, был обвинен в убийстве своей матери, что еще больше укрепило стереотип. СМИ не обращали внимания на такие важные факторы, как психическое здоровье и отношения в семье, фокусируясь на музыкальных вкусах.

Затем появился Джеймс Вэнс, который пережил попытку самоубийства. Он указал на Judas Priest, заявив, что их альбом Stained Glass содержал подсознательные послания, которые подтолкнули его к этому. Judas Priest, конечно, были юридически оправданы, но осадок в обществе остался.

В середине 80-х Parents Music Resource Center обратились в Сенат США с требованием маркировать каждую «неподходящую» пластинку ярлыком Parental Advisory. Это вызвало ожесточенные дебаты по поводу толкования 1-й поправки и цензуры в музыке. А затем появился список «Filthy 15».

-3

В этом десятилетии, охваченном страхом, хэви-метал стал козлом отпущения, его влияние изображалось как развращающая сила, которую нужно бояться и подвергать цензуре.

Страх перед нонконформизмом в 70-е и 80-е годы

В 1970-х годах наблюдался всплеск различных контркультур, что вызвало дискомфорт среди приверженцев традиций, выбитых из колеи меняющимися общественными нормами. Одним из источников этой тревоги был рост сатанизма, подпитываемый основанием Церкви сатаны и ужасающими преступлениями печально известной семьи Чарльза Мэнсона.

Эти события привели к повсеместному страху перед возникающими контркультурами по всей территории США.

СМИ часто ассоциировали хэви-метал с сатанизмом и преступлениями, примером чего является документальный фильм Херальда Риверы «Поклонение дьяволу: разоблачение подполья сатаны». В нем фанаты музыки были представлены как богохульники и преступники, а серия убийств молодых людей была связана с поклонением дьяволу. Это укрепило предполагаемую связь между музыкой и вышеупомянутыми страхами.

Эволюция восприятия хэви-метала

Оглядываясь на бурные отношения между хэви-металом и обществом в 1980-х, очевидно, что этот период оказал глубокое влияние на жанр и его общественное восприятие. Несмотря на жесткую критику, судебные баталии и моральную панику, хэви-метал оказался устойчивым. Он пережил бурю, продолжая развиваться и процветать, в то же время оставляя неизгладимый след в музыкальном ландшафте.

Критика, подпитываемая страхом перед сатанизмом, контркультурами и подсознательными сообщениями, поспособствовала осуждению хэви-метала. Однако это также непреднамеренно укрепило бунтарский имидж жанра, помогая ему завоевать более широкую популярность среди тех, кто отождествлял себя со статусом аутсайдера.

Сегодня хэви-метал воспринимается в несколько ином свете. Хотя пережитки его противоречивого прошлого все еще сохраняются. Жанр, который когда-то считался козлом отпущения как причина социальных бед, выжил, и теперь его лучше понимают и ценят.

Автор: Лапенкова Ольга

Читать также: