Расскажем о хэви-метале, противоречиях, которые он вызвал в 1980-х, и о том, как этот жанр преодолел моральную панику и завоевал признание широкой публики.
Зарождение противоречий
Если говорить об эпохе конца 70-х и начала 80-х, то это были времена, когда музыка становилась тяжелее, а волосы – длиннее. Такие группы, как Black Sabbath, Judas Priest, AC/DC и Motley Crue, увеличивали громкость и захватывали эфир.
Музыка была громкой, тексты грубыми, а фанаты были готовы зажигать. Но со славой и популярностью приходит пристальное внимание, и в случае с хэви-металом это проявилось в форме панической атаки. Так и появилась сатанинская паника.
Эта смесь из страха, музыки и диких обвинений заложила основу для определяющего эпоху спора, который в дальнейшем определит будущее хэви-метала.
Сатанинская паника и тень над хэви-металом
Представьте себе страх, настолько всепроникающий, что он окрашивает ваши любимые мелодии в дьявольские цвета. Моральная паника была настолько распространена, что рваные джинсы и футболки с группами считались униформой анархии и разврата. Это и была сатанинская паника. В основном она охватила США, но тем или иным образом проникала и в другие страны. Это был период, омраченный страхами перед сатанинскими ритуалами, с пугающим ростом необычных, темных преступлений.
Страх разжигали несколько факторов, и публикация книги «Мишель вспоминает» в 1980 году стала переломным моментом. Эта книга, якобы представляющая собой правдивый рассказ о культах и ритуальном насилии, была поначалу изучена правоохранительными органами, судами и общественностью. В ней рассказывались ужасные истории о восстановленных «подавленных воспоминаниях», которые позже были развенчаны как жуткая выдумка.
Тучи сгустились, когда произошло убийство Гэри Лауверса, совершенное Рикки Кассо. Кассо, 17-летний наркодилер, нанес Лауверсу 36 ножевых ранений. СМИ, быстро навесив на Кассо ярлык сатаниста, превратили его ужасный поступок в полноценное ритуальное преступление. Того факта, что он был найден в футболке AC/DC, было достаточно, чтобы связать это с хэви-металом.
В итоге футболка с Metallica и пара татуировок делали человека главным подозреваемым в деле о ритуальных жертвоприношениях.
Все больше преступлений по неосторожности связывали с этим жанром и сатанизмом. 14-летний Томас Салливан, поклонник Black Sabbath, был обвинен в убийстве своей матери, что еще больше укрепило стереотип. СМИ не обращали внимания на такие важные факторы, как психическое здоровье и отношения в семье, фокусируясь на музыкальных вкусах.
Затем появился Джеймс Вэнс, который пережил попытку самоубийства. Он указал на Judas Priest, заявив, что их альбом Stained Glass содержал подсознательные послания, которые подтолкнули его к этому. Judas Priest, конечно, были юридически оправданы, но осадок в обществе остался.
В середине 80-х Parents Music Resource Center обратились в Сенат США с требованием маркировать каждую «неподходящую» пластинку ярлыком Parental Advisory. Это вызвало ожесточенные дебаты по поводу толкования 1-й поправки и цензуры в музыке. А затем появился список «Filthy 15».
В этом десятилетии, охваченном страхом, хэви-метал стал козлом отпущения, его влияние изображалось как развращающая сила, которую нужно бояться и подвергать цензуре.
Страх перед нонконформизмом в 70-е и 80-е годы
В 1970-х годах наблюдался всплеск различных контркультур, что вызвало дискомфорт среди приверженцев традиций, выбитых из колеи меняющимися общественными нормами. Одним из источников этой тревоги был рост сатанизма, подпитываемый основанием Церкви сатаны и ужасающими преступлениями печально известной семьи Чарльза Мэнсона.
Эти события привели к повсеместному страху перед возникающими контркультурами по всей территории США.
СМИ часто ассоциировали хэви-метал с сатанизмом и преступлениями, примером чего является документальный фильм Херальда Риверы «Поклонение дьяволу: разоблачение подполья сатаны». В нем фанаты музыки были представлены как богохульники и преступники, а серия убийств молодых людей была связана с поклонением дьяволу. Это укрепило предполагаемую связь между музыкой и вышеупомянутыми страхами.
Эволюция восприятия хэви-метала
Оглядываясь на бурные отношения между хэви-металом и обществом в 1980-х, очевидно, что этот период оказал глубокое влияние на жанр и его общественное восприятие. Несмотря на жесткую критику, судебные баталии и моральную панику, хэви-метал оказался устойчивым. Он пережил бурю, продолжая развиваться и процветать, в то же время оставляя неизгладимый след в музыкальном ландшафте.
Критика, подпитываемая страхом перед сатанизмом, контркультурами и подсознательными сообщениями, поспособствовала осуждению хэви-метала. Однако это также непреднамеренно укрепило бунтарский имидж жанра, помогая ему завоевать более широкую популярность среди тех, кто отождествлял себя со статусом аутсайдера.
Сегодня хэви-метал воспринимается в несколько ином свете. Хотя пережитки его противоречивого прошлого все еще сохраняются. Жанр, который когда-то считался козлом отпущения как причина социальных бед, выжил, и теперь его лучше понимают и ценят.
Автор: Лапенкова Ольга
Читать также: