Найти тему

Что такое «Звёздные войны»?

Что же это за жанр-то за такой?
Что же это за жанр-то за такой?

Мне тут не раз писали о том, что «зачем Вы ищете логику в сказке? Это же не научная фантастика, а сказка! Фэнтези!». Ну что же, давайте попробуем что ли, разобраться, с тем, что из себя по жанру, представляют «Звёздные войны». Сказка это, фэнтези, или «научная фантастика»…

Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!

Вот вам сюжет для научной фантастики. И их на самом деле полно!
Вот вам сюжет для научной фантастики. И их на самом деле полно!

Конечно же, «научной фантастикой» называть эту отличную Вселенную, совершенно точно нельзя. Как известно, научная фантастика работает немного не так. Там, основной идеей является то, или иное научное допущение, на котором, как правило, и строится сюжет. Или, оно, так или иначе, но влияет на сюжет. Например, то же самое «эйнштейново замедление времени» – когда корабль летит на скорости, близкой к скорости света, время на нём начинает течь медленнее. И вот, вокруг этого можно построить сюжет какого-нибудь произведения. Это будет именно научной фантастикой. Например, у Хайнлайна и других авторов немало произведений, построенных именно вокруг этого.

Была планета - и не стало...
Была планета - и не стало...

Есть космическая опера, где основой сюжета являются приключения, но именно в антураже космической фантастики. Там не особенно упирают на науку – могут быть те или иные допущения, сделанные ради того, чтобы те, или иные события могли вообще произойти. Например, если подойти к выстрелу «Звезды Смерти» по Алдераану, с научной точки зрения, то, лазер, способный взорвать планету, будет иметь такую мощность, что, при условии существования реактора на станции, способного выдать такую энергию, станция просто расплавилась бы ещё до выстрела… Хотя, на самом деле, если, опять же, подойти с научной точки зрения к этой задаче – я про уничтожение планеты, то, наверное, можно найти некоторые решения. И, наверное, я попробую написать про это одну из следующих статей. Но, наверное, понятно, что основной идеей «космической оперы» можно назвать то, что упор там делается именно на приключения, на развитие героя и его путь. Помните, наверное, такое понятие, как «история героя», если я ничего не путаю с названием? Вот – «космическая опера» – это, как раз про это…

Если же говорить о фэнтези… На самом деле, я не особенно люблю этот жанр. Почему? Потому, что жанр фэнтези предполагает, что основной сюжет будет разворачиваться в мире, напоминающем Средневековье. То есть, как правило, это приключения в Средних Веках. Да, в последнее время, появился такой жанр, как «городское фэнтези» – когда некоторые элементы фэнтези смешаны с нашим настоящим. Самый, наверное, известный пример такого жанра – «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Я ничего плохого про это не хочу сказать – некоторые книги из «Дозоров», что я читал, мне довольно понравились. За некоторых героев я на самом деле переживал, кого-то, например, Тигрёнка, или вампира Костю, мне было искренне жаль, но что я могу сказать про фэнтези? Сам по себе этот жанр, за очень редким исключением, мне не особенно интересен. Дело тут даже не в антураже Средневековья – талантливый и хороший автор может описать всё так, что никаких «особенностей» Средних Веков даже не будет заметно. То есть, ты будешь понимать, что всё оно есть, но оно не будет бросаться в глаза. Нет, дело не в этом. Дело в «магии», которой в фэнтези стараются объяснить всё, что только можно. Нет никакого развития технологий? Магия! Мол, зачем придумывать что-то новое, если при помощи магии можно сделать всё, что угодно? На самом деле, понятное дело, что это не работает – не все же люди там маги, а тяга к изобретательству у людей была всегда, как я понимаю. И. знаете, очень и очень странно видеть мир, в котором за несколько тысяч лет ничего не меняется, хотя даже в нашей истории, только за меньше, чем за столетие (!) изменились, например, рыцарские доспехи – тут и сталь стала более прочной, и сам дизайн поменялся, и много чего ещё. А тут – несколько тысяч лет, и никаких изменений. Магия же есть! Или просто такое «кривое» объяснение…

Сила - это магия? Или всё же - нет?
Сила - это магия? Или всё же - нет?

А что же «Звёздные войны»? Вот, если разобраться, то что их вообще роднит с фэнтези? Ну, наверное, Сила, не так ли? Ведь в Четвёртом Эпизоде, Сила была именно, что иррациональна. Она просто есть, и в неё надо просто верить! И все те проявления Силы, что мы могли видеть в Оригинальной Трилогии, как раз и говорят нам, что «это же магия!». Ну, в самом деле, Люк, что заставляет меч буквально прыгнуть ему в руку, Йода, что при помощи Силы достаёт истребитель из болота, Вейдер, кидающий в Люка всякие тяжести – ну, магия же! И это я про остальные возможности Силы не говорю! В новеллизации Пятого Эпизода был момент, когда R2D2 при помощи своих сенсоров засечь эту самую Силу, но так и не преуспел. Так что – ведь магия же, не так ли? Но, наверное, всё же, не совсем…

Взял пробу крови у Анакина...
Взял пробу крови у Анакина...

В Первом Эпизоде, Квай-Гон берёт пробу крови у Анакина и говорит про те самые, загадочные мидихлорианы. Тут уже говорить про магию, как мне кажется, не имеет никакого смысла, так как теперь это, вот, как ни крути, но канон. Если я всё правильно помню, то мидихлорианы – это существа-симбиоты. Чем их больше в крови человека, тем он чувствительнее к Силе. Конечно, что такое Сила, нам по-прежнему, не особенно и объясняют, но теперь мы более-менее понимаем, как именно джедаи с ней взаимодействуют. Кстати говоря, примерно так же, тот же Сергей Лукьяненко, в одной из книг «Дозоров», объясняет, как работает «склонность к магии» в его мире. Да, теория, конечно, интересная, если что…

А потом Люк просто бросил меч, поняв, что Палпатину нужна смерть Вейдера...
А потом Люк просто бросил меч, поняв, что Палпатину нужна смерть Вейдера...

Так что же, «Звёздные войны» можно считать, таким «космическим фэнтези»? Но, на самом деле, нет. Как правило, в фэнтези, где герои активно пользуются «магией», они при помощи этой самой магии, склонны решать почти все свои проблемы и возникающие вопросы. Конечно, есть и героическое фэнтези – например, герой Арнольда Шварценеггера в том же Конане, не владеет магией, он просто варвар, который просто всех дубасит и рубит в капусту. А ведь Люк – как раз, рыцарь-джедай. И он-то, как раз… своей «магией» почти и не пользуется. Да, он смог, именно благодаря ей поразить уязвимое место «Звезды Смерти», но – тут всё же, речь шла только об одном выстреле. Добирался до того места, сбивая по пути противников и поражая прочие цели, Люк сам. Именно потому, что он был неплохим пилотом. А вот его единственный бой, именно при помощи Силы – он ведь проиграл. Вейдер был более опытным, более грамотным фехтовальщиком, и просто более сильным – благодаря протезам. Что касается второго боя – Люк ведь сам выключил меч и выбросил его. Он не стал драться, так как понял, что это не приведёт ни к чему хорошему. Да, он вполне себе мог убить Вейдера – но при этом сам стал бы таким же, как и он. Так что – Люк не стал пользоваться Силой, а просто решил переубедить своего отца словами. И это у него получилось. Конечно, Палпатин помог – когда решил убить Люка на глазах его отца, но всё же… Так что – «магия» – магией, но не всегда герой ей пользуется. К тому же, не факт, что джедай постоянно при поединке пользуется Силой…

К тому же, давайте не будем забывать о том, что далеко не все «Звёздные войны» были посвящены джедаям, ситхам и прочим Одарённым. На самом деле, немало было книг, герои которых к Силе вообще не имели никакого отношения, и читать про них было едва ли не интереснее, чем про Люки или иных «пользователей Силы». Я про такие книги писал – и, они на самом деле были отличными. Это и серия «X-Wing», и «Республиканские коммандос», и «Военные хирурги», и другие книги, в которых не было джедаев, или они были где-то на заднем плане… Так что – всё же, к фэнтези, относить «Звёздные войны» как-то не получается. Это ведь будет примерно, как, если бы из «Властелина Колец» убрать всех магов, все магические явления и всю магию, вместе со всеми необычными существами, типа орков, эльфов и прочих. Оставить только поход Фродо к горе – даже без Кольца. Ну, просто потому, что «убрать магию»… Не получается, не так ли? А вот в «Звёздных войнах» таких сюжетов полно, так как они не держатся на Силе. Там главная «фишка» – космос, приключения, герои, а вовсе не Сила…

Так что, как мне кажется (хотя я тут, конечно, не эксперт!), «Звёздные войны» – это просто космическая опера. Очень хорошая и качественная космическая опера. Но не фэнтези. Ни в коем разе!

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!