Найти тему
КруиЗеро

Таиланд. Дорога в Бангкок и морской музей

Сергей Балакин

Типичный непарадный Таиланд, октябрь 2015 г. Здесь и далее – все фото автора
Типичный непарадный Таиланд, октябрь 2015 г. Здесь и далее – все фото автора

После перерыва продолжу рассказ о круизе 2015 года. Предыдущая статья здесь.

Как уже говорилось, стоянка лайнера «Voyager of the Seas» в порту Лаем-Чабанг была самой продолжительной - 1,5 суток. В первый день мы решили ехать в Бангкок. Расстояние до него – 125 км. Значительная часть пути проходит по городским улицам, поэтому даже без учёта пробок дорога на такси займёт около двух часов в один конец. Но поскольку корабль стоял в порту, можно было вернуться как угодно поздно – хоть глубокой ночью. А на второй день запланировали посещение Паттайи – благо, она значительно ближе.

Наш маршрут выглядел не совсем обычным – мне хотелось по пути заехать в город Самутпракан и посетить расположенный там музей Королевского тайского флота. Вот такая блажь.

Где-то за месяц с лишним до круиза я из дома попытался связаться с русскоговорящими гидами из Паттайи, коих в Интернете представлено немало. Удивительно, но откликнулось всего одно экскурсионное агентство и выкатило мне цену за однодневную экскурсию аж в 440 долларов. В ценах 2015 года это было немыслимо дорого. На робкую просьбу прояснить ценообразование мне ответили, что сюда помимо аренды автомобиля входят услуги двух (!) гидов – русского и тайского. Без последнего туристов в Бангкоке якобы никуда не пустят. В общем, продолжать общение дальше не имело смысла. В тайскую Тьмутаракань, то есть Самутпракань, решили ехать самостоятельно.

И всё получилось удачно. У нас нашлась пара попутчиков из числа соотечественников, которых Самутпракан с морским музеем не смутил. Машину поймали на стоянке в Лаем-Чабанге и договорились о цене в 200 USD на весь день. Правда, позже поняли, что, наверное, следовало поторговаться ещё – долларов 20 могли бы сэкономить. Но в целом мы не пожалели: поездка в Бангкок своих денег стоила. Во-первых, она получилась долгой – 14 часов. Во-вторых, она была по индивидуальному маршруту. В-третьих, на хорошей машине – абсолютно новой «тойоте». В-четвёртых, водитель – молодой таец – нам сразу приглянулся и действительно оказался очень аккуратным, не лихачил. Последним двум пунктам мы придаём большое значение – с тех пор, как в 2010 году в Египте попали в нешуточную аварию.

Где-то по пути в Бангкок:

-2

Центр Самутпракана:

-3

Трущобы Самутпракана:

-4

Королевский военно-морской музей в Самутпракане. На переднем плане – рубка и пушка подводной лодки «Matchanu» (построена в Японии в 1937 г.):

-5

По дороге произошла одна несущественная накладка: наш водитель, как оказалось, английский язык знает ещё хуже нас и в Самутпракане привёз нас не в морской музей, а в «Древний город» (Муанг Боран), посещать который в наши планы не входило. К счастью, этот самый Муанг Боран находился практически по пути, и ошибка водителя нам стоила потери всего лишь 10 минут.

Итак, о музее. Королевский военно-морской музей принадлежит ВМС Таиланда и потому он бесплатный (редкое исключение!). Работники музея, насколько я понимаю, военнослужащие. На нас, единственных посетителей, они смотрели с недоумением (мол, чего это они припёрлись?), но никаких вопросов не задавали.

Хочу заметить, что музей не предназначен для иностранцев. Главная засада: все подписи к экспонатам только на тайском языке с его очаровательным алфавитом. Я, конечно, в теме, о флоте Таиланда (до 1939 года – Сиама) кое-что знаю, но всё равно примерно половина экспозиции без подписей оказалась малопонятной. Увы.

Натурные экспонаты – торпеды и торпедные аппараты с довоенного сиамского миноносца:

-6

Королевство кривых зеркал – фонарь старого маяка, когда-то стоявшего в устье реки Чао Прайя (Тяупхрая):

-7

В составе сиамского флота имелось немало кораблей самобытных типов, не имеющих аналогов в других флотах мира. Многие из них представлены качественно изготовленными моделями. Например, канонерская лодка «Sukhoday» (английской постройки 1930 г.):

-8

Броненосец береговой обороны «Dhonburi» (японской постройки 1938 г.) – последний в мире представитель данного класса кораблей:

-9

Номинально в составе ВМФ Таиланда есть один авианосец - «Chakri Naruebet» испанской постройки. Название корабля в переводе с тайского означает «Честь династии Чакри». Этот корабль полным водоизмещением 11 486 т является самым маленьким в своём классе. Его авиагруппа первоначально состояла из 9 самолётов вертикального взлёта AV-8S «Матадор» (американская версия английского «Харриера»), но к 2006 году все они были списаны. Корабль превратился в вертолётоносец, но фактически на протяжении всей своей службы выполнял роль королевской яхты и выходил в море лишь от случая к случаю. Но это неважно, формально Таиланд числился «авианосной» державой, а это престижно! Модель «Chakri Naruebet», конечно же, есть в экспозиции:

-10

Особая тема - это королевские лодки, «речные кареты» монарха и его семьи. Церемониальные парады и процессии богато украшенных гребных судов в былые времена проводились в разных странах мира, но, пожалуй, наибольшего размаха они достигли в Сиаме – нынешнем Таиланде. Река Чао Прайя (традиционное название, хотя правильнее Тяупхрая) вместе с каналами и притоками на протяжении веков была главной транспортной артерией, важным средством коммуникаций - более важным, чем дороги. Соответственно, и главным видом транспорта являлся речной - баржи и всевозможные лодки, которыми пользовались представители всех сословий, от бедняков до знати. Примерно как в Венеции.

Самые роскошные лодки, разумеется, были у королевской семьи. А их парады – очень древняя традиция, существующая с начала XIV века. Ещё с эпохи расцвета древней столицы Аюттхайи королевские лодки были неотъемлемой частью официальных церемоний, различных торжеств и религиозных обрядов. В середине XIX века в королевских процессиях участвовало до 269 судов, на которых находилось более десяти тысяч гребцов.

Первыми европейцами, увидевшими грандиозный речной парад, стали, скорее всего, посланцы Людовика XIV, прибывшие в Сиам с официальным визитом. Вот как экзотические суда королевской процессии изображались на старинных французских гравюрах:

-11
-12

Парады и шествия королевских лодок на реке Чао Прайя проводятся и в наши дни. В распоряжении королевской семьи есть 52 судна, которые хранятся на берегу как музейные экспонаты, но время от времени спускаются на воду для торжественных церемоний. Каждая из этих лодок – настоящий шедевр деревянного судостроения и декоративного искусства. Каждое судно покрыто ювелирной резьбой, росписями, всевозможными инкрустациями и украшениями.

Флагман королевской флотилии - лодка «Suphannahongsa» («Золотой лебедь»), построенная в 1911 году. Её корпус длиной 46,15 м сделан из цельного ствола гигантского тикового дерева и считается крупнейшим в мире долблёным судном-однодревкой. Весь корпус «Лебедя» покрыт великолепными позолоченными узорами и яркой мозаикой, а его нос украшает голова мифической птицы Хонгса. Экипаж лодки состоит из 50 гребцов, двух кормчих, четырёх офицеров, капитана и барабанщика-«хранителя ритма», задающего темп гребцам.

Внушает уважение и лодка «Anantanakkharat» («Ананта, король змей»). Она построена в 1914 году, имеет длину 44,85 м и украшена впечатляющей скульптурой из семи мифических змей, покрытых искусной резьбой.

У каждой лодки есть собственное имя, зачастую по-восточному вычурное. Например, «Anekkachatphuchong» - «Разнообразие змей», «Krut Tret Traichak» - «Путешествие Гаруды через три мира», а «Narai Song Suban HM King Rama IX» вообще претендует на самое длинное название, которое когда-либо несло судно на своём борту. Оно переводится вроде как «Бог Нараяна в судьбе Его Величества короля Рамы IX». (По длине с ним может поспорить разве что наш «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов»!). Между прочим, «Разнообразие змей» при длине корпуса 45,67 м располагает самой многочисленной командой гребцов – 61 человек.

Уникальная флотилия церемониальных судов хранится в Музее королевских лодок в Бангкоке, но его посещение в нашу программу не вписывалось. Однако хорошее представление об этих судах даёт и морской музей в Самутпракане. В его экспозиции – отлично выполненные крупномасштабные модели, занимающие весь первый этаж. Все вместе они изображают процессию короля Рамы VI и его свиты:

-13
-14

Отлично проработанный декор лодок:

-15

Носовые украшения королевских лодок – голова птицы Хонгса (лодка «Золотой лебедь») и семиглавый бог-король змей Наг (лодка «Ананта, король змей»):

-16

Носовые украшения – вариации на тему священной птицы Гаруда:

-17
-18

А это подлинная носовая секция лодки для дам - представительниц королевской фамилии эпохи монарха Рамы IV (1851-1868 гг.):

-19

Пока мы гуляли под крышей, за окном лил тропический дождь. Когда он поутих, я пробежался по открытой площадке, чтобы отснять мокрые натурные экспонаты, вроде этой 76-мм пушки с подводной лодки «Matchanu»:

-20

Бронеавтомобиль Cadillac Gage V-150 американского производства:

-21

Американский гидросамолёт HU-16, принятый на вооружение морской авиации Таиланда в 1962 году:

-22

Речной патрульный катер типа PBR, тоже американской постройки:

-23

Когда мы выезжали с территории музея, перед нами дорогу неторопливо переполз полутораметровый варан. Однако когда я вышел из машины с фотоаппаратом, он позировать не пожелал и быстро смылся – шустро нырнул в ближайший канал. Перед его бегством я успел сделать единственный кадр:

-24

В Самутпракане рядом с морским музеем находится Королевская Тайская военно-морская академия. На её территории есть интересный мемориал – надстройка и носовая башня таиландского броненосца «Dhonburi». Однако проникнуть внутрь нам не удалось. Несмотря на долгую беседу нашего водителя с часовым, последний оказался непреклонен. Территория академии иногда открывается для публики - кажется, лишь один раз в году. Впрочем, это была просто дежурная попытка; я заранее знал, что шансы на её удачный исход ничтожно малы.

Чтобы граждане страны не забывали, что они живут в королевстве, на улицах тайских городов и сёл активно присутствует монархическая наглядная агитация. Этот снимок сделан где-то в провинции, в районе города Чонбури:

-25

А это в Самутпракане, у въезда на территорию Королевской военно-морской академии – той самой, куда нас не пустили:

-26

В Бангкоке:

-27
-28
-29

Любопытно, что на портретах членов королевской фамилии в 2015 году мне встречались исключительно представительницы прекрасного пола. А где же король, наследник? Или августейшие дамы в объектив попали случайно?

Продолжение следует.

Предыдущая статья о круизе Гонконг - Сингапур здесь.

Перечень всех публикаций журнала «КруиЗеро» здесь.