В 1967 году советское правительство решило популяризовать за рубежом курорты Крыма и Кавказа, которые долгие годы оставались недоступными для иностранцев. Было подписано несколько межправительственных соглашений, причем не только с социалистическими странами, но и с Австрией. А вот обеспечивать воздушное сообщение с этими курортами со стороны Аэрофлота поручили киевским авиаторам.
Ветеран Бориспольского авиапредприятия Галина Ларина вспоминала об открытии международных рейсов:
«Если иностранцы летели внутренним рейсом, организовывали для них индивидуальное обслуживание. Согласно инструкции, это следовало делать так, чтобы не привлекать внимания советских граждан. Я становилась у трапа, наблюдая за выходившими из самолета пассажирами. Как правило, иностранца идентифицировала безошибочно — по выражению лица, по модной одежде, которая тогда в Советском Союзе была большим дефицитом. Тихонько отзывала его в сторону и сопровождала в аэровокзал. Принимать в благодарность какие-либо подарки нам категорически запрещалось».
Перед началом летней навигации 1968 года на самолётах Ил-18 208-го бориспольского авиаотряда были открыты следующие рейсы:
5 мая 1968 г. – SU091/092 Берлин-Киев-Сочи по вторникам и воскресеньям
31 мая 1968 г. – SU095/096 Прага-Киев-Сочи по понедельникам и пятницам
4 июня 1968 г. – SU117/118 Будапешт-Киев-Симферополь-Сочи по пятницам
8 июня 1968 г. – SU097/098 Вена-Киев-Сочи по субботам.
Прямые рейсы из столиц европейских государств в главный аэропорт Черноморского побережья Кавказа просуществовали только один сезон. Причина – не находилось такого количества желающих иностранцев отдохнуть на «Кавказской Ривьере». Поэтому уже в сезон 1969 года международные рейсы в аэропорт Адлер сделали стыковочными с внутрисоюзными рейсами. Так, самолёт, выполнявший рейс SU092 Берлин-Киев после посадки в Борисполе превращался во внутрисоюзный рейс 3217 Киев-Сочи. При этом на рейс 3217 продавали билеты советским гражданам, а рейс 3217 выполнял тот же самолёт, который приходил из берлина рейсом 092. Менялся только экипаж. Это позволило не перегружать багаж интуристов и уйти от незаполненных салонов: летом от желающих улететь из Киева в Адлер не было отбоя. Соответственно, сочинское международное расписание 1969 года стало выглядеть так:
Такая схема доставки интуристов на Черноморское побережье Кавказа просуществовала несколько лет. В начале семидесятых годов рейсы сделали просто стыковочными, со всеми «прелестями» пересадки на другой самолёт, но при этом сделали возможной стыковку и с рейсами зарубежных авиакомпаний: Interflug, Malev, CSA и LOT. Позже Ил-18 заменили на Ту-134, а потом и на Ту-154.
А между тем развитие культурных и туристических связей Советского Союза со странами Европы, и, в первую очередь, со странами СЭВ, способствовало увеличению турпотоков в обе стороны.
Новой страницей в истории адлерского аэропорта стал допуск аэропорта Минеральные Воды к приему и обслуживанию международных рейсов. Это произошло в 1980 году в преддверии начала XXII Олимпийских игр в Москве. Параллельно авиаторы минераловодского 209-го и ростовского 77-го отрядов проходили обучение для самостоятельной работы на международных воздушных линиях. В 1980 году СКУ ГА стало четвертым в стране после ЦУ МВС, Ленинградского и Украинского управлений, допущенных к работе на зарубежных трассах. В этом году в Минеральных Водах создана международная авиаэскадрилья Ту-154. И с 1980 года минводские Ту-154 стали выполнять из курортного города Сочи рейсы в Берлин, а в 1981 году на международные трассы вышли и ростовчане. В 1981 году были открыты рейсы Сочи — Лейпциг и Сочи - Прага. Распределение труда было следующим: рейсы из Адлера в Германскую Демократическую Республику были закреплены за минераловодцами, а рейсы в столицы братских Венгрии и Чехословакии — за ростовчанами.
Под международные рейсы самолёты Ту-154 подавались в Адлер из Минвод рейсами 6361 и 6363 (с 1986 г. С-1231 и С-1233), а из Ростова – рейсами 6055 (с 1986 г. С-161, С-163 и С-165), на которые брали пассажиров.
Примечательно при этом, что из своих «родных» аэропортов – Минвод и Ростова на Дону авиаторы 209-го и 77-го отрядов международных рейсов не выполняли.
Обратите внимание на количество рейсов в Лейпциг в расписании 1988 года.
Международные рейсы в таком виде просущестововали вплоть до развала Советского Союза, ухудшения экономических условий в авиации страны и изменения политико-экономических связей между странами.
Спасибо за внимание.