Развитие техники для военного применения за последние годы привело к созданию многих моделей беспилотных аппаратов - от маленьких квадрокоптеров до больших полупогружных безэкипажных катеров. Стихии воды и воздуха уже плотно освоены дронами разных видов. Однако на стыке этих двух стихий осталась незанятая пока ниша, способная доставить много неприятностей - беспилотный экраноплан.
Развитию экранопланов уже несколько десятков лет, наибольших успехов в создании этих амфибийных машин добилось ЦКБ имени Ростислава Алексеева в Нижнем Новгороде. Ещё при жизни гениального, без всякого преувеличения, конструктора были созданы такие экранопланы как "КМ" и "Лунь".
К сожалению, такие машины не вписывались в структуру ВС СССР/России и после опытной эксплуатации все уже оснащённые оружием экранопланы были поставлены на прикол. ЦКБ имени Алексеева сосредоточилось на создании гораздо более "лёгких" экранопланов, практически для частного использования. Такими же "лёгкими" экранопланами занимаются и другие конструкторские бюро.
В реалиях сегодняшнего дня особый интерес вызывает военный вариант такого экраноплана в безэкипажном варианте. Способность взять на борт достаточное количество военного груза - как управляемое ракетное вооружение (на базе ПТУР), так и более одной тонны взрывчатки - позволяет создать достаточно эффективное средство поражения как кораблей, так и береговой инфраструктуры.
Высокая скорость и малая заметность на фоне волн, в сочетании с низкой высотой движения над поверхностью, делают такие аппараты весьма сложной целью как для обнаружения с помощью РЛС, так и для уничтожения штатными средствами.
Выведение на цель, как и управление, возможно как по обычному, так и по спутниковому радиоканалу. Большую часть пути до цели БПЭП (беспилотный экраноплан) способен пройти в режиме полного радиомолчания, что дополнительно затруднит его обнаружение и перехват.