О том, что на самом деле происходит с отечественной гражданской авиацией.
Сегодняшний пост - попытка формулирования общей картины с гражданским авиастроением в России, фактически - резюмирующий пост серии:
1. О жизни без неба. Импортозамещение в гражданской авиации
2. О жизни без неба - 2. 29.02.2024
Важная оговорка: то, что сроки серийного производства гражданских самолётов "переносятся вправо" - плохая новость. Но, на самом деле, никто из профильных специалистов в 2023 - 2024 годах этих самолётов и не ждал...
Начальные условия:
1. В посте №1 был дан прогноз о том, что МС-21 пойдёт в серию с 2026 года, а SJ-100 - с 2025.
2. В посте №2 констатируется, что лица, ответственные за выпуск гражданских самолётов дали неисполнимые обещания о том, что выпуск вышеозначенных самолётов начнётся в 2024 году, а ТУ-214 - вообще в 2023.
3. После признания ответственными лицами несбыточности данных прогнозов в прессе поднялся шум на тему "какие самолёты, мы автомобиль нормальный сделать не можем и вообще яйца дорожают". Особенно отличился на данном поприще обычно корректный, и проверяющий публикуемые тексты на достоверность "Коммерсант". В статье "Российские самолеты тяжелы на подъем" https://www.kommersant.ru/doc/6536154 написано (кроме разного другого) следующее:
"... масса пустого импортозамещенного самолета по отношению к предыдущей версии увеличилась на 5,75 т. По данным собеседников “Ъ”, это произошло за счет применения отечественного композита и новых систем самолета. В итоге дальность полета при максимальной коммерческой загрузке в 20,3 т сократится, по данным “Ъ”, до менее 2,8 тыс. км, а по данным некоторых источников — менее 2 тыс. км. При этом предельная высота полета, которую сейчас может освоить самолет,— 7 км..."
// В рамках правил данную цитату прокомментировать невозможно. Вот что по этому поводу пишут специалисты:
"... Про «освоение» самолётом высоты в 7 км - эти данные, мягко говоря, не соответствуют действительности. По сертификату типа МС-21 разрешено летать с пассажирами на эшелоне FL400, это 12200 метров. Без пассажиров, если самолёт перегоняется из одного аэропорта в другой, лететь можно и выше, на FL410. Именно на эшелоне FL410 – 12500 м – летел на одном из этапов полёта на покраску из Иркутска в Ульяновск в июле 2023 года борт 73057 с отечественным крылом. Находясь на эшелоне FL400 (12200 м), по просьбе диспетчера, чтобы пропустить под собой встречные борты из-за гроз над Сибирью, часть маршрута самолёт шёл на эшелоне FL410 (12500 м). В январе 2023 года опытный МС-21 б/н 73051 с двигателями ПД-14 выполнял беспосадочные полёты в Омскую область и обратно в Жуковский при взлёте с максимально допустимой массой 79 250 кг. 26 января продолжительность полёта составила 6 часов 13 минут, 27 января – 5,5 часов. В эти два дня расстояние, которое преодолевал самолёт, составляло от 4000 до 4500 км..."
"... В феврале 2024 года в Жуковском был выполнен полёт опытного самолёта 73051. 19 февраля борт взлетел в 07:34 и приземлился в 10:39, продолжительность полёта составила 3 часа 5 минут..."
"... Источник «Авиации России» в Жуковском (ЛИИ им. Громова) прокомментировал заявление о том, что самолёт стал тяжелее на 5,75 тонн и теперь может летать только на 2000 километров на высоте 7000 метров предельно откровенно: безграмотные журналисты своеобразно истолковали планы довести максимальный взлётный вес самолёта с 79,25 до 85 тонн в целях увеличения загрузки при полной заправке топливом, то есть, ровно на ту величину, что добавлена в статье «твёрдого знака» к весу пустого самолёта..."
https://sdelanounas.ru/blogs/148486/
https://aviation21.ru/lyotchik-nabiraet-vysotu-ili-kak-osvoi...
https://aviation21.ru/ms-21-dajdzhest-za-fevral-2024/
Поэтому - без комментариев. Мы не будем "осваивать высоту", а просто, по материалам специализированного сайта https://aviation21.ru посмотрим на фактическое состояние основных программ отечественной гражданской авиации.
МС-21
https://aviation21.ru/ms-21-dajdzhest-za-fevral-2024/
1. Сертификация самолёта МС-21-310 должна быть завершена к концу 2024 года, только после этого начнутся поставки лайнера в авиакомпании.
https://aviation21.ru/ms-21-dajdzhest-za-fevral-2024/
2. Сформирован задел самолётов - 12 МС-21 находятся в разной степени готовности и будут оснащаться российскими системами по мере их поступления.
https://www.ixbt.com/news/2024/03/01/21-sj-100.html
SJ-100
https://voshod-news.ru/news/2992415-v-komsomolskenaamure-zav...
1. Комплексные летные испытания SJ-100 с двигателем ПД-8 начнутся в 2024 году.
https://ria.ru/20231113/sj-100-1909113707.html
2. Запланированная ранее на декабрь 2023 г. сертификация турбореактивного двигателя ПД-8 для самолетов семейства «Суперджет» и Бе-200 перенесена конец 2024 г. Первый полет опытного образца машины Суперджет-100 бортовой № 951570, который оснащен двигателями ПД-8 и зарубежным бортовым оборудованием на текущий момент не состоялся. Машина проходит этап наземных испытаний. Опытный образец машины SJ-100 (без иностранного оборудования) бортового номера пока не имеет, поставка части систем на самолёт задерживается.
3. Сформирован задел из 16 самолётов.
https://www.ixbt.com/news/2024/03/01/21-sj-100.html
https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/58160/
Ил-114
https://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/civil/il-114-300...
Согласно данным ОАК, возобновление испытаний самолета Ил-114-300 с сертифицированным двигателем ТВ-7-117СТ-01 позволит получить сертификат в первой половине 2024 года и начать поставки в 2026 году. В мае 2023 года представили второй опытный самолет. В октябре Минтранс РФ предложил перенести поставки на 2026 год, объяснив это наличием обстоятельств непреодолимой силы (см. Резюме к посту), невозможностью продолжения опытно-конструкторских работ и сертификации Ил-114-300. Двигатель ТВ7-117СТ-01 полностью готов к эксплуатации, и разработчик "ОДК-Авиадвигатель" был готов возобновить полеты Ил-114-300 уже год назад - в марте 2023 года.
https://rg.ru/2024/03/03/aviastroiteli-rasskazali-o-novyh-us...
http://www.ato.ru/2023-05-17-1314
Ил-96
https://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/civil/il-96-300-...
Массового выпуска этих самолётов (скорее всего) не будет. В планах правительства заложено всего 12 лайнеров - это "малая серия". Сообщений о лётных испытаниях самолёта после его первого полёта не было. Самолет сертифицирован на соответствие требованиям нормам летной годности (сертификат типа №22-96-300 АР МАК).
https://aviation21.ru/lyotchik-nabiraet-vysotu-ili-kak-osvoi...
Ту-214
https://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/civil/tu-214/
В первой редакции комплексной программы (2022) предполагалось произвести 70 самолётов, летом 2023-го их количество скорректировали до 115. Реальность этих планов вызывает сомнение. В 2023 году обещали построить три самолёта, не сделали ни одного. В этом – нужно изготовить уже семь машин, но если выпустят хотя-бы три прошлогодних, уже будет неплохо. С 2025 года Казанский авиазавод должен выйти на темп 10 машин в год, в 2026-м – 15, и с 2027 строить по 20 самолётов ежегодно. Чтобы дать такие объёмы, заводу требуется масштабное расширение производства, что и делается в настоящее время.
https://aviation21.ru/lyotchik-nabiraet-vysotu-ili-kak-osvoi...
Малая авиация: Ладога, Байкал, Освей
Пока не будет готов двигатель ВК-800СМ серийного выпуска этих самолётов не будет. Двигатель не готов, и его лётные испытания не начаты.
https://rg.ru/2024/03/03/aviastroiteli-rasskazali-o-novyh-us...
https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/41307/
CR929
Начнём с заголовков статей по теме:
1. Россию «выкинули» из программы российско-китайского самолёта
https://www.frequentflyers.ru/2023/07/04/c929_no_russia/
2. Китайцы высосали из русских «мозгов» технологию, создали сами борт и просто выкинули из проекта букву R
https://newizv.ru/news/2023-11-07/kitayskoe-chudo-kak-proekt...
3. Китай полностью исключил Россию из проекта совместного самолета CR929
https://lenta.ru/news/2023/06/22/cr929/
// Журналисты - это журналисты. См. выше, там, где написано про МС-21.
А что произошло на самом деле?
1. Ещё в августе 2022 года ОАК заявило, что формат участия в CR929 будет актуализирован, в том числе из-за санкционного давления.
2. Самолёт действительно станет формально китайским, но с американскими двигателями, российским крылом и деталями планера, международной авионикой.
3. Российская сторона будет поставлять композитное крыло, ряд других элементов планера, и т.п. - китайцы сами их не производить не могут.
https://www.frequentflyers.ru/2023/07/04/c929_no_russia/
https://mvf.su/oak-vyshla-iz-rossijsko-kitajskogo-proekta-ra...
4. Главное. Китай получит широкофюзеляжный самолёт достаточно скоро. Но это будет не совсем китайский самолёт. Он будет значительно менее китайским, чем SSJ-100 первых выпусков был российским. Посмотрим например, насколько китайским является уже серийный C919:
https://aviav.ru/neudachnyj-proekt-kitajskogo-samoleta-comac...
Почти три пятых компонентов поставляется из США. Треть поставщиков находятся в Европе, а из 14 ключевых поставщиков из Китая - 7 являются совместными предприятиями. В результате Китай действительно получил "свой" самолёт. Выпуск которого может быть остановлен "в момент" - при первых же санкциях со стороны США и/или ЕС. А такой вариант категорически не исключен.
Резюме по CR929. "Выкинули" Россию из программы, или Россия "сама ушла" - это вопрос интерпретации текста. Факт выглядит так - Россия не получит CR929, и вопрос дальнемагистральной авиации придётся решать самостоятельно (например - развивать ИЛ-96), но и Китай не получит самолёта, не зависящего от Запада, и останется "в зоне санкционного риска". Россия останется участником проекта в качестве поставщика крыла и компонентов планера, соответственно, деньги от проекта в Россию будут поступать.
Итоговое резюме к сегодняшнему посту отлично сформулировал автор статьи
https://aviation21.ru/lyotchik-nabiraet-vysotu-ili-kak-osvoi....
Текст резюме полностью приводится по источнику:
"... Да, сроки сдвигаются. Да, это плохо. Да, чиновники убеждали нас, что сроки выдержат. Не выдержали. И основная причина этого заключается в том, что поставщики, которые создают комплектующие для гражданской авиатехники, также работают и с гособоронзаказом, который значительно вырос с 2022 года, когда в правительстве РФ верстались планы до 2030 года. Цифры в комплексной программе, принятой в 2022-м, а в 2023-м скорректированной, и у обывателей, и у специалистов вызывали сомнения. «Успеем», – парировали в кабинетах. Но государственный оборонный заказ – это приоритет, поэтому и не успели. Не зря же Мантуров недавно говорил, что одни и те же люди работают как над гражданской тематикой, так и над военной. Хорошо, что сейчас это признали и сказали..."
С Вами - AlexRadio. На связи!