Первая христианская церковь переживала стремительный рост. В книге Деяний Апостолов мы видим, как к общине в Иерусалиме присоединилось сначала около 3000, потом примерно 5000 человек (см. Деян. 2:41, Деян. 4:4). На начальном этапе церковь серьезно росла, и в какой-то момент апостолы поняли, что не могут заниматься всеми вопросами. Именно тогда возникло понимание необходимости административного служения и осознание важности материальных вещей.
Церковь занимается не только духовными вопросами. Безусловно, в служении важнейшую роль играет молитва, изучение Слова, учение и проповедь Евангелия. Однако деятельность общины выходит за рамки этих моментов. Забота о бедных, помощь нуждающимся и многие другие вопросы лежат в материальной плоскости. Для решения этих моментов нужны финансы. Мы знаем, что у первой церкви было немало денег.
В Деян. 2:34-35 мы читаем: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
Люди были благодарны за то, что Иисус Христос для них сделал, и жертвовали большие деньги в церковь. Апостолы распределяли эти финансы так, чтобы никто из членов церкви не имел нужды.
Однако из Деян. 6:1 мы знаем, что проблемы все равно возникали. Мэтью Генри пишет по этому поводу следующее: «Первое разногласие в христианской Церкви произошло из-за денег, и жаль, что незначительное мира сего стало причиной раздора между исповедующими увлеченность великим мира иного. Много денег было собрано для оказания помощи бедным, но, как это часто бывает в подобных ситуациях, потратить их так, чтобы угодить всем и каждому, было невозможно».
Это показывает важность финансовых вопросов. Для людей материальное крайне важно, потому церковь не может не уделять этому аспекту должного внимания. В рамках данной статьи мы рассмотрим тему материального служения, причем сделать это в свете Священного Писания.
Необходимость материального служения церкви
Духовные ценности намного важнее, нежели материальные. Однако это не значит, что мы можем игнорировать естественное и концентрироваться только на сверхъестественном. Из Еккл. 10:19 мы знаем, что «за все отвечает серебро». Это показывает важность финансов. Мы не должны быть сребролюбивыми и уповать на деньги. Но разумное отношение к финансовым вопросам в церкви просто необходимо.
Относительно денег уместно привести следующее утверждение: «Деньги сами по себе не отвечают ни за что, они не являются ни пищей, ни одеждой; но так как они являются средством для торговли, то служат в качестве замены во всех ситуациях нынешней жизни. Все, что необходимо, можно приобрести за деньги».
Ранняя церковь использовала деньги, чтобы помогать бедным, поддерживать нуждающихся. Благодаря финансам оплачивался труд служителей, которые были заняты служением Богу полное время (1 Кор. 9:13). Однако ясного и четкого повеления относительно внутрицерковного устройства, которое реализовалось бы в каждой поместной церкви, в Писании мы не найдем. Здесь указаны общие принципы, но их практическая реализация во многом зависит от особенностей конкретной общины, места и времени.
Богослов Миллард Эриксон пишет: «Если бы даже существовал какой-то очевидный исключительный образец новозаветного устройства церкви, он не обязательно был бы для нас нормативным сегодня. Это был бы просто образец того, что было, но не того, что должно быть. Но фактически в Новом Завете так много различий при описании церквей, что мы просто не видим какого-то одного авторитетного образца. Поэтому нам надо обратиться к общим принципам Нового Завета и попытаться на них построить организационную систему».
С этим нельзя не согласиться,ведь на устройство современных церквей большое влияние оказывает исторический контекст. Сегодня в штате общины должен быть администратор, бухгалтер, юрист и многие другие люди.
Церковь выступает в роли религиозной организации, которая ведет административно-хозяйственную деятельность и отчитывается в налоговой инспекции, а также перед другими контролирующими органами. Некоторые служители церкви получают зарплату, другие являются волонтерами и служат Богу без материального вознаграждения.
Православные и католические церкви имеют собственные здания. Для протестантских церквей это не является общей тенденцией. Некоторые общины собираются в арендованных помещениях. Отсюда нередко возникают сложности с арендодателями или властями. Чтобы соблюдать законы государства, церкви нужно учесть множество разных нюансов. Кроме того, в жизни поместной церкви возникает множество организационных вопросов. Для этого необходимы люди, которые занимаются административной работой.
В ранней церкви апостолы поняли, что не могут все выполнять сами. Потому в Деян. 6 гл. церковь выбрала людей, которые осуществляли дьяконское служение. Некоторые исследователи подчеркивают: «В позднейшем палестинском иудаизме распределением благотворительных средств занимались определенные должностные лица. Это были пользующиеся всеобщим доверием люди с безупречной репутацией». Так что церковные должности должны занимать не только профессионалы своего дела, но и люди, обладающие определенными духовными и моральными качествами.
Безусловно, успех церкви зависит от даров, помазания, силы Духа Святого и т. п. Однако грамотное администрирование, разумное управление финансами и прочие практические моменты позволяют церкви нормально развиваться. Так что определяющим фактором здесь становится баланс естественного и сверхъестественного.
После перемен, связанных с назначением людей на дьяконское служение, в первой церкви произошли серьезные изменения к лучшему: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7).
Потому любая поместная церковь должна развиваться и духовно, и как организация.
Материальная сторона вопроса крайне важна. Церкви нужно грамотно распределять те финансы, которые к ней приходят. Необходимо правильно подходить к сбору десятин и пожертвований, учету денежных средств, отчетности, вопросу заработной платы, расходам на социальные проекты и прочие нужды.
В церкви нужна ревизионная комиссия, которая могла бы проверять, куда расходуются деньги. В этой комиссии должны быть честные и компетентные люди. Руководитель церкви не должен единолично распоряжаться финансами.
Хорошо, когда церковь привлекает к материальному служению предпринимателей. Однако эти люди не должны оказывать влияние на церковь по причине своих больших пожертвований.
Принципы материального служения
Рассмотрим, на каких принципах строится материальное служение церкви.Какие моменты нужно учитывать?
1. Деньги нейтральны
Корнем всех зол являются не деньги, а любовь к ним. Руководителю церкви нужно очень четко понимать этот принцип и доносить данную мысль до других служителей и членов церкви.
В 1 Тим 6:10 Павел пишет: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Некоторые комментаторы отмечают, что Павел цитирует здесь хорошо известную древнюю пословицу.
Важно понимать, что деньги и материальные вещи не являются злом. Не нужно отвергать эти блага, когда есть возможность их получить. Но при этом нельзя идти на компромисс с Богом и Его Словом.
2. Деньги важны
Как мы уже отмечали, материальное нельзя игнорировать. Ему нужно отводить то место, которое необходимо. С помощью финансов можно помочь нуждающимся, приобрести что-нибудь для церкви, нанять еще одного работника в офис и многое другое. Безусловно, церковь делает свою работу с Божьей помощью, и нашим главным упованием остается Господь. Но без денег многие планы и мечты так и останутся несбыточными. Так что нам нужно понимать важность материальных ценностей.
3. Необходима грамотная организация служения пожертвования
Администрация церкви должна организовать сбор пожертвований и десятин. Некоторые общины отказываются от специальных призывов на эту тему. Однако такой подход вряд ли будет эффективным. Лучше, когда люди слышат слово, вдохновляющее их жертвовать и приносить десятины. Но крайне важно, чтобы эти призывы не были манипулятивными. Нужно помнить, что даяние носит добровольный характер.
К сожалению, история церкви знает немало негативных примеров, когда сбор пожертвований превращался в банальный побор. Не зря во 2 Кор. 9:5-7 Павел предостерегает церковь от такой ошибки.
4. Необходим учет финансов
Как поместная церковь осуществляет учет поступивших денежных средств, это внутреннее дело общины. С одной стороны, пастору важно знать, кто приносит, а кто не приносит десятину. Эта информация дает определенную пищу для размышления. Не стоит доверять что-то людям, которые не жертвуют и не дают десятину. С другой стороны, церковному руководству нужно соблюдать законодательные требования. Они могут периодически меняться, но деятельность церкви должна оставаться в правовом поле.
В некоторых церквах люди подписывают свои конверты с десятинами и пожертвованиями, в других же общинах такая практика не используется. Важно понимать, что, выбрав один из этих подходов, вы не сможете с помощью Библии обосновать его правильность. Ни в Евангелиях, ни в посланиях апостолов, мы не найдете конкретного повеления на эту тему. Пасторы и проповедники, которые пытаются это делать, совершают ошибку. Здесь нужно руководствоваться мудростью, а также принципами и хорошими традициями, которые приняты в конкретной поместной церкви или деноминации.
5. Распределение финансов должно быть разумным
Когда на одни церковные нужды выделяются деньги, а другие важные сферы остаются без внимания церковного руководства, это большой минус. Конечно, от разного рода ошибок в этом вопросе не застрахован никто, а угодить всем все равно не удастся. Но пастору церкви нужно организовать работу так, чтобы распределением финансов занималось несколько человек. Пастор не может единолично контролировать финансы церкви.
В Пр. 13:10 сказано: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся– мудрость». Комментируя этот стих, Мэтью Генри пишет: «Именно гордость сеет разногласие, и в этом ей не нужна ничья помощь. Смиренные и мирные люди мудры и с охотой советуются».
При распределении церковного бюджета должно быть обсуждение разных мнений, дискуссия, в ходе которой ее участники приходят к согласию.
6. В вопросе финансов должна быть подотчетность
В церкви должна быть ревизионная комиссия, которая осуществляет проверку финансовой деятельности общины. Пастор должен обезопасить себя, чтобы у кого-то из прихожан не возникало лишних вопросов. Безусловно, испорченная природа человека такова, что эти вопросы, подозрения и домыслы все равно будут иметь место.Некоторые люди будут искать повода для обвинения.
Но, согласно 2 Кор. 11:12, нельзя давать повода ищущим повод. Так нужно ответственно подойти к этому вопросу.
7. Бухгалтером, администратором, членом ревизионной комиссии и др. может быть только человек, обладающий определенными духовными и моральными качествами
Если человек является хорошим специалистом, его могут взять на работу. По такому принципу действует система этого мира. Но даже в миру для некоторых должностей требуются не только профессиональные качества, но и человеческие. В частности, педагог должен любить детей. К сожалению, в реальности такое происходит не всегда.
Что касается церкви, то человек, который устраивается в штат религиозной организациями, должен быть не просто специалистом в какой-то области, но вести христианский образ жизни. В Деян. 6 гл. мы видим, какими серьезными моральными качествами обладали дьяконы первой церкви. Требования к таким служителям изложены в 1 Тим. 3:8-13.
8. Бухгалтером или членом ревизионной комиссии не должен быть человек из семьи пастора
Хотя мы не можем найти оснований для такого запрета в Священном Писании, обычное благоразумие подсказывает нам, что в этом принципе есть мудрость. Представьте ситуацию, если в церкви муж является пастором, жена – бухгалтером, а сын – председателем ревизионной комиссии. Ничего хорошего из этого бы не получилось. Потому во многих религиозных объединениях прописываются правила, согласно которым некоторые лица не могут занимать определенные церковные должности.
Можно привести и ряд других принципов, отражающих материальное служение церкви. Но остановимся на тех, что перечислили выше.
Заключение
Итак, согласно Священному Писанию, мы видим, что материальное служение церкви имеет огромное значение. Без него развитие общины будет невозможным. Грамотное администрирование, финансовая деятельность и другие практические вопросы нуждаются в решении.
Однако пастор не может заниматься всем, потому в церкви должны быть люди, которые будут «пещись о столах». Когда в церкви уделяется внимание и духовному, и материальному, создается необходимая среда для роста и развития.
Финансы необходимы для содержания церкви. Оплата коммунальных услуг, арендная плата (если у церкви нет своего здания), зарплата служителей полного времени, благотворительность, социальные программы и многое другое – все это требует финансовых затрат.
Иаков пишет: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1: 27).
Однако для помощи малоимущим нужны финансы. Без денег церковь не может кормить голодных и реализовывать другие социальные проекты.
Однако очень важно, чтобы служители не стали уделять чрезмерное внимание материальному. Пробуждение не купишь на деньги, а финансовое преуспевание не должно превращаться в некую идею фикс. Необходимо, чтобы в церкви было правильное отношение к финансам.
Безусловно, за финансовую деятельность общины отвечает пастор, поскольку он является руководителем религиозной организации. Однако он не должен принимать решения единолично. Необходимо, чтобы в церкви был совет, ревизионная комиссия и т. п. Крайне важно, чтобы деятельность религиозной организации велась в соответствии с законодательством. Потому нужно уделять серьезное внимание не только духовным и моральным ценностям, но и вникать в юридические тонкости.
К материальному служению церкви нужно относиться очень ответственно. Здесь нужна мудрость.
Не зря Соломон утверждал: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!» (Пр. 3:13-18).