Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Влияние эффекта ореола при оценке людей и товаров

Эффект ореола (гало-эффект) — когнитивное искажение, при котором формируется оценка человека, продукта или ситуации при знании одной характеристики, дефиците информации. Из-за этого эффекта возникает поверхностное и поспешное суждение.

Так, например, внешне красивому человеку присваивают характеристики на основе его внешности, первых сказанных словах. Его могут посчитать умным, хотя знаниями он ещё не успел блеснуть, исполнительным, а по факту окажется, что он безответственный, или за улыбку сочтут дружелюбным, что окажется далеко от правды. Эффект ореола — это про первое впечатление.

Сколько бы не говорили «Не суди книгу по обложке», по ней большинство и судит, и будет судить. Не со зла, а из-за дефицита и доступности информации, предыдущего опыта, личных убеждений, невнимательности, упрощения когнитивной нагрузки. Если перед начальником поставить 10 неизвестных ему людей и попросить дать оценку их характеристик по внешности, то, очевидно, больше хороших оценок получат те, кто красивее, в ухоженной одежде, от кого веет уверенностью.

Знание про существование эффекта ореола активно используется в маркетинге. Кто будет на рекламе шампуня для волос? Девушки и мужчины, соответствующие стандартам красоты. Реклама будет пестрить привлекательными спецэффектами, сияющими волосами.

Даже если говорить не про настолько дорогую рекламу: открываем маркетплейс, ищем гель от прыщей и видим картинку со сравнением, какая кожа была до использования геля (с прыщами, недостатками) и какая стала после (идеальная, с красивой текстурой). Не все задумываются о том, что не изменились ни свет, ни цвет, ни положение модели на фото, что кожа от одного лишь геля не может стать такой идеальной, что это банальная обработка в Фотошопе или другом редакторе.

Помимо картинок на маркетплейсах мы обращаем внимание на оценку товара — 4 звезды, 5 звёзд, количество покупок. «Высокая оценка и много покупок? Хороший продукт!». На деле же, даже если не говорить про возможные накрутки отзывов, большинство из них будет «Товар получила, доставка быстрая, спасибо продавцу». Посреди однотипных отзывов будут единицы про опыт использования продукта, и те с трудом получится найти. То есть высокая оценка не за товар, а за быструю доставку и неповреждённую упаковку, в свою очередь товар может быть так себе.

Эффект ореола влияет на самооценку: люди стремятся быть худыми и красивыми, ведь шансы получить вакантное место или найти пару повышаются. И, к сожалению, в стремлении за красотой многие девушки игнорируют здоровье что физическое, что психологическое. «Быть худой» и «быть здоровой» — не одно и то же.

Влияние этого когнитивного искажения можно снизить при стремлении к правильной оценке, разностороннем анализе поступков, которые человек продемонстрировал, изучении характеристиках продукта, поиске отзывов и обзоров о плюсах и минусах товара (а не «Доставка быстрая»), просмотре фотографий от покупателей, которые протестировали товар. И, конечно, всё это займёт больше времени, чем поверхностная оценка.

Записаться на индивидуальную консультацию:

+7 (903) 373-36-00, WhatsApp, Telegram.

Автор: Свищёва Татьяна Викторовна
Психолог, Семейный психолог Гипнолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru